Газета Спорт-Экспресс № 218 (4798) от 26 сентября 2008 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

26 сентября 2008

26 сентября 2008 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ПО СЛЕДАМ РИМСКИХ СЕНАТОРОВ

Вчера чемпионом мира в разделке стал немец Берт Грабш. Россияне Владимир Гусев и Михаил Игнатьев, в чьей техничке провел гонку специальный корреспондент "СЭ", заняли соответственно 11-е и 26-е места.

Сергей БУТОВ

из Варезе

ЗАЧЕМ ВЫСЕЛИЛИ ЖЕРЕБЦОВ?

Чемпионат мира наконец добрался до Италии - места, где его очень ждали. И пусть здесь временами царят бардак и коллективная безответственность (как результат поголовного разгильдяйства), не только находиться, но и работать тут все равно приятно. Можно даже сказать, что мировое первенство попало в надежные, пропахшие прошутто и капучино, итальянские руки не зря.

Городок Варезе, откуда ведется этот репортаж, находится примерно в 50 километрах северо-западнее Милана. Про городок это я вам по секрету сказал, потому как аборигены считают себя жителями полноценного города и готовы подвергнуть остракизму любого, кто покусится на его статус. В общем, сойдемся на том, что по нашим, российским, меркам он небольшой, а по местным - немаленький.

Если судьба-злодейка вдруг забросит вас в здешние края, мой вам совет: забудьте о всяких там неспешных променадах по городу, и, не теряя ни секунды, езжайте на воды. То есть, на озера, которых в окрестностях Варезе великое множество. И все (как назло!) заслуживают чести быть увиденными. Земля там такая плодородная, что посади ершик для унитаза - и он даст побеги. Сейчас там, на водах, с утра до ночи, в любую погоду, сидят озерные чайки и орут, и скандалят, как соседки по коммунальной квартире. У меня есть подозрение, что чайки эти, сидя на зарплате у мэрии, привлекают туристов.

Где-то неподалеку, как гласит распространенный в пресс-центре буклет чемпионата, бьют горячие источники. Как, разве вы ничего о них не слышали? А вот древние римляне еще во втором веке разнюхали, что местные источники очень способствуют, и приезжали сюда: легионеры - лечить старые измученные кости, сенаторы - подкрепить измотанные интригами нервишки. Но хватит про красоты, мы же с вами на чемпионат мира по велоспорту приехали.

Итальянцы - нация хитрая и предприимчивая, что в очередной раз проявилось при организации этого первенства. Целый год они, шельмецы, гордо рапортовали о том, что строят под чемпионат новенький велостадион, и что, мол, такое происходит впервые в истории. В результате выяснилось, что под новым стадионом они подразумевали старый ипподром, с которого временно выселили его законных обитателей - жеребцов и кобыл - и заставили все вокруг велосипедами. Работы по возведению трибун (разумеется, временных) велись в таком напряженном режиме, что теперь на всей огромной территории так называемой World's Village все засыпано гравием (отдельные девушки-репортеры, передвигающиеся исключительно на шпильках, крайне недовольны) и песком, в который местами проваливаешься по лодыжку. Все ругаются, а итальянцы улыбаются: "Бонджорно, бенвенути". Добро пожаловать, дескать, дорогие гости.

Но чего у организаторов не отнять - так это умения привлечь людей. В прошлом году в Штутгарте устроители тамошнего чемпионата мира предпринимали титанические усилия, чтобы заманить очень деловой и конкретный германский народ на трибуны. Германский народ упорствовал, потому что, перед тем как приехать на стадион, должен был четко понимать, что ему за это будет. В результате организаторы Штутгарта-2007 пошли на крайнюю меру - распродажу в будние дни сосисок и пива по демпинговым ценам. И люди откликнулись! В Варезе, вы не поверите, зрители заполняют трибуны просто так. И вроде капучино с мокачино стоят, как и везде, а вот поди ж ты! Если вы смотрите телевизионные трансляции из Варезе, то наверняка обратили внимание на количество людей, стоящих вдоль трассы. Если не смотрите - вам ничего не остается, кроме как поверить мне на слово. Их много!

В Италии велоспорт обожают. По популярности этот вид спорта явно входит в тройку самых обсуждаемых и "смотрибельных", а в дни больших гонок вырывается на твердое второе место после футбола. Разумеется, итальянцы, проигравшие в этом сезоне все, что только можно было проиграть (все "Гран-туры" и Олимпиаду в придачу), рвут и мечут в поисках реванша. Поражение и на домашнем первенстве будет слишком жестоким ударом для итальянского велоспорта, и понимание этого заставляет их рисковать своей репутацией. Во вторничной гонке для спортсменов до 23 лет (их еще называют "андерами") в одну калитку победил хозяин трассы Адриано Малори. Злые языки утверждают, что не без помощи всякого рода мелочей, недоступных другим командам. Мы злым языкам, конечно, не поверим, но галочку поставим.

Кстати, о прошедшей гонке. До вчерашнего дня Россия оставалась без медалей, хотя, при известной доли везения, вполне могла завоевать их аж две. Во вторник Дмитрий Соколов уже на подъезде к финишу совершил сильное падение, лишившее его надежд на высокий результат и отбросившее аж на 32-е место. А Соколов, между прочим, по графику однозначно шел на медаль. В среду Татьяну Антошину в "разделке" отделили от бронзового призера менее двух секунд. Представляете, что такое две секунды на 25-километровом участке? Какое-то ускорение... Ладно, для Антошиной и четвертое место на чемпионате мира - огромный успех, с чем мы ее и поздравляем. А особенно с тем, что ей удалось на несколько секунд опередить действующую олимпийскую чемпионку в "разделке" американку Кристин Армстронг. Одним словом, нам должно было, наконец, повезти, и мы справедливо рассчитывали на то, что это произойдет вчера.

В ЗАПАДНЕ

Отказ действующего обладателя радужной майки, вручаемой чемпионам мира, швейцарца Фабиана Канчеллары от участия в чемпионате окончательно запутал ситуацию с фаворитами. В отсутствие безоговорочного лидера, глядя на старт-лист, можно было насчитать с десяток претендентов на победу. Впрочем, как справедливо заметил Полиграф Полиграфович Шариков, у нас у самих револьверы найдутся... У нас - это у Владимира Гусева и Михаила Игнатьева, заявленных на "разделку". История с увольнением Гусева и последующим пропуском им Олимпиады в Пекине вам хорошо известна, и пересказывать ее в очередной раз мы не станем. Главное, что у российской велофедерации нашлись веские основания для того, чтобы заявить Гусева для участия в Варезе, что она немедленно и сделала. По словам гостренера Юрия Кучерявого, с которым мы общались накануне, больше всего его беспокоила потеря Владимиром соревновательного тонуса, который порой не менее важен, чем хорошая физическая форма. Игнатьев же, не сумев реализовать собственные амбиции на недавней "Вуэльте", рвался в бой, не зная страха и упрека.

- А чего Игнат такой серьезный? - спросил глава Российской велофедерации Александр Гусятников у главного тренера сборной Дмитрия Конышева.

- Настраивается! - отрапортовал Конышев. - Миша - парень серьезный, если приехал на соревнование, то будет драться до конца... А музыку он слушал?

- Вроде нет.

- Странно! Если нет наушников в ушах - что-то здесь не так, - было непонятно: шутит Конышев (что, надо сказать, ему свойственно) или говорит серьезно.

Несколькими минутами позже я попал в командный бокс российской сборной, где Гусев с Игнатьевым перед стартом сели на любимого конька, то есть велостанок. Разумеется, первым делом пришлось пялиться на уши Игнатьева. К счастью, в них находились наушники. Кстати, кому интересно, еще несколько лет назад Михаил предпочитал heavy metal. Сомневаюсь, чтобы его музыкальные вкусы изменились. В любом случае от сердца отлегло.

Но ненадолго. Потому что следующий час мне предстояло провести с Конышевым, к которому в последний момент я запрыгнул в машину, чтобы сопровождать Игнатьева в его 44-километровом пути. Вообще-то я уже зарекался когда-либо садиться в одну машину с Конышевым, когда он находится за рулем, однако обстановка требовала мгновенного решения. Наплевав на то, что придется рисковать здоровьем и психикой, пришлось запрыгнуть в заботливо распахнутую владельцем автомобиля дверь. С Конышевым у автора этих строк давние счеты. В мае этого года он прокатил меня на одном из этапов "Джиро д'Италия" так, что впору было проходить психологическую реабилитацию. Мы неслись по итальянским Доломитам с такой скоростью, что в машине всю дорогу нестерпимо воняло паленой резиной. Так что радовало только одно: никаких гор на нашем нынешнем пути быть не могло.

- Если будет гнать - выпрыгивай в окошко, - ласково наставлял спецкора "СЭ" Гусятников.

- Даже не думай об этом, - приподнял бровь Конышев. - Тогда нас из-за тебя дисквалифицируют.

Так я оказался в западне.

КРУТИ ПЕДАЛИ - ПОКА НЕ ДАЛИ

Приключения начались уже на выезде из стартового городка, когда нас, отчаянно сигналя, подрезала итальянская техничка.

- Опаздываете, ребята? - рявкнул Конышев. - Надо было выезжать раньше!

В ожидании Игнатьева, чтобы сразу же сесть ему на колесо, мы пристроились к очереди из машин. Напротив, за ограждением, расположилась группа поддержки российской сборной в составе двух пожилых женщин, вооруженных триколором и широкими улыбками. Они махали нам руками и желали удачи. Атмосфера разрядилась, но ровно до той поры, пока многолетний механик сборной Анатолий Синцовский не скомандовал с заднего сиденья: "Внимание, Мишка стартовал!"

Стартовал Мишка сразу лихо - спидометр - а мы взяли одинаковую с гонщиком скорость - показывал 45 км/ч. На спусках Игнатьев поддавал еще, набирая до 70 км/ч. В общем, ехали мы с ветерком. Ровный, как бильярдный стол, асфальт лишь несколько раз сменялся участками брусчатки, на что Игнатьев реагировал подъемом из седла и недовольными гримасами. Брусчатка для гонщика - все равно что отечественное бездорожье для "Феррари". Фу!

Конышев в который раз удивил. По ходу гонки он умудрялся крутить баранку, разговаривать по мобильному телефону и давать необходимые пояснения приставучему репортеру. В этот момент, вероятно, он дал был фору самому Гаю Юлию Цезарю. По его словам (Конышева, а не Цезаря), до гонки Игнатьев проехал трассу лишь однажды. Не маловато ли?

- Хватит и раза. В любом случае, все повороты не запомнишь. А если вдруг примешься запоминать, достаточно один раз их перепутать.

В подтверждение этих слов Михаил проспал поворот. А вместе с ним - и мы. Главный тренер охнул и резко выкрутил руль, поэтому я не успел поприветствовать своего старого знакомого - самого известного в мире велоспорта фаната по имени Диди Зендф, более известного как Дьявол. Старина Диди стоял на обочине в полном обмундировании - шлепанцах, красном трико, с приделанными к голове рогами и при трезубце, которым он пытался угрожать Игнатьеву. Михаил переключил скорость и надавил на педали, отыгрывая потерянное время и спасаясь от Дьявола.

- Чем больше поворотов, тем для Миши хуже, - многозначительно поднял палец Конышев. - Вот вырвемся из города на оперативный простор, там будет попроще. Крути педали - пока не дали...

В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛИСЬ

Периодически Дмитрий бибикал, когда отдельные несознательные личности слишком приближались к проезжей части, по которой несся Игнатьев. Впрочем, не так уж часто - в России ему вообще не пришлось бы снимать руку с клаксона.

Как болеют на велогонках в Италии - отдельная тема для большой заметки. Если вкратце - то страстно. В ход идет все - ладоши, дудки, свистки, трещотки, сирены и даже лающие собаки. А в особенном почете у зрителей, стоящих вдоль трассы, - их собственные глотки. Луженые! Итальянские! Мертвого разбудят! Зрителей на трассе множество, а на всех ключевых поворотах, где гонщики вынуждены сбрасывать скорость, вообще не протолкнуться, и мы, сидя в машине, чуть не ослепли от количества одновременных вспышек любительских фотоаппаратов. В целом Игнатьева встречали очень хорошо и доброжелательно.

Находясь в машине, контролировать ход гонки было практически невозможно. Поди определи, быстро едет Игнатьев или медленно?! А другие? Ближе к середине дистанции, на 22-м километре, по радио наконец пришла первая информация. Стало тоскливо - ни Гусев, ни Игнатьев в списках претендентов на победу не значились.

С городком Биандронно, где нам стало известно о незавидной доле россиян, Игнатьев попрощался, смачно сплюнув на асфальт. И поделом ему! Вообще, населенных пунктов мы за этот час посетили великое множество. А еще обогнули с востока Lago di Varese - Варезское озеро, очень тезисно понаблюдав за тем же пасторальным пейзажем, что лицезрели еще римские сенаторы. В городке Бадно Ломнаго конкуренцию Игнатьеву пытался составить темнокожий паренек лет 20, который на своем лисапеде преследовал (но недолго) нашего гонщика по параллельной дороге. Минутами позже, в Аццато, нам были рады до такой степени, что продемонстрировали крупным планом уроженца местных окрестностей - славного мальчугана лет трех со спущенными штанами. Дикий народ, дети гор...

-Откуда столько восторга, разве в Италии хорошо знают Игнатьева? - интересуюсь у Конышева.

- Не могу сказать, что так уж хорошо. Рановато ему пока до всеобщего признания. Но любители велоспорта о таком гонщике в курсе. Все-таки он всю прошлогоднюю "Джиро" пилил в отрывах...

Пока мы ударялись в воспоминания, наступил финишный отрезок - заключительные четыре километра мы проехали по Варезе, в который въехали с другой стороны. И это были чертовски приятные километры! В центре города нам устроили восторженный прием, экзальтированные девушки кричали "Игнатьефф, Игнатьефф", а мы снимали сливки людского обожания. Делать нам больше было нечего - еще на подъезде к городу по радио передали, что отставание Игнатьева (и, увы, Гусева) таково, что ни о каких медалях не может быть и речи.

- Не восстановился Миша после "Вуэльты", - резюмировал Конышев, пропустивший за 500 метров до финиша поворот на парковку, за что нас, мягко говоря, пожурил один из стюардов. Мы сдали задом прямо на трассе и ушли вбок. Гонка для нас закончилась. Для Игнатьева же вместе с ней закончился и чемпионат - в воскресной групповой гонке его заменит Евгений Петров.

А мы подождем до лучших времен, которые обязательно наступят.

Чемпионат мира. Варезе. Мужчины. Индивидуальная гонка с раздельным стартом. 43,7 км. 1. Грабш (Германия) - 52.01,60. 2. Туфт (Канада) - отставание 42,79. 3. Забриски (США) - 52,27. 4. Лайфаймер (США) - 1.05,42. 5. Ларссон (Швеция) - 1.05,84. 6. Девольдер (Бельгия) - 1.15,41... 11. ГУСЕВ - 1.27,13...26. ИГНАТЬЕВ - 2.55,46.