Газета Спорт-Экспресс № 201 (4781) от 6 сентября 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

7 сентября 2008

7 сентября 2008 | Теннис

ТЕННИС

US OPEN

Роджер ФЕДЕРЕР: "МОЖЕТ, У МЕНЯ ПОСЛЕОЛИМПИЙСКОЕ СУМАСШЕСТВИЕ?"

Слава МАЛАМУД

из Нью-Йорка

Если в великом чемпионе действительно произошел какой-то надлом, то на его пресс-конференциях это точно не сказалось. Федерер по-прежнему выходит к прессе спокойным и корректным, во всеоружии своей интеллигентной, связной речи и излучая полную уверенность в себе. Та часть интервью, в которой он считает, с каких пор ему не надо никому ничего доказывать, звучит особенно впечатляюще. Впрочем, по порядку...

-Вы очень хотели разобраться с Мюллером именно в трех сетах?

- Я очень рад, что выиграл, это главное. Но после тяжелейшего матча против Андреева пройти дальше в трех сетах очень неплохо. Мюллер - довольно трудный соперник, проводивший лучший турнир в своей карьере. Сегодня он показал, почему так опасен. Мощнейшая подача, хорошая игра с задней линии. К тому же мне не слишком нравилось играть при таком сильном ветре. Так что результатом вполне доволен.

-По ходу матча вы проиграли много брейк-пойнтов, что в итоге привело к трем длинным сетам. Как на вас это действовало? Сердились, недоумевали, нервничали?

- У меня было не так уж и много шансов выиграть подачу Мюллера. В первом сете было несколько сет-пойнтов, которые я упустил, но что с того? Через пять минут я выиграл сет, и можно было обо всем забыть и идти дальше. Немного рассердился в самом начале третьего сета, когда я вел 40:15 на подаче Мюллера и, как мне показалось, судья неправильно определил аут. Я тогда подумал, что ничего страшного, у меня есть еще один брейк-пойнт, но...

Вообще сегодня было очень трудно выиграть чужую подачу играя против ветра. Практически невозможно. Мюллер - здоровый парень, отлично выбирает угол удара, имеет богатый арсенал разных видов подач. Играть с ним против ветра - сплошное наказание. Это вообще действует на психику когда знаешь, что на одной конкретной стороне корта ты ни за что не выиграешь чужую подачу. Последний тай-брейк был для меня приятным сюрпризом. Я начинал его против ветра и знал, что придется играть в догонялки.

-Иногда кажется, что вы теперь опасаетесь двигаться столь же много, как это делали раньше.

- Сегодня двигаться было непросто. Я никак не мог "прочесть" подачу Мюллера, и именно это было главной причиной моих проблем, а не движение по корту. Я с этим парнем ни разу не играл, приходилось гадать. Думаю, с движением у меня все нормально, а вот координация и погодные условия иногда играют роль.

-Из всех ваших великих победных серий жива теперь только одна - серия побед на Открытом чемпионате США. Возрастает ли из-за этого груз ответственности по мере продвижения к финалу?

- Нет, потому что у меня уже продлена серия выходов в полуфинал (начиная с Уимблдона-2004 Федерер выходит в полуфинал турнира "Большого шлема" в 18-й раз подряд. - Прим. С.М.), и это меня радует. Это ведь огромное достижение - в течение более четырех лет постоянно входить в первую четверку. Надеюсь, что на этот раз я все-таки пройду на шаг дальше, чем в Париже и Уимблдоне, то есть стану чемпионом.

-В этом турнире вы проявляете гораздо больше эмоций, чем в прошлые годы. В матче с Андреевым несколько раз на себя кричали по-немецки. Расскажите немного о том, какие чувства вы испытываете на корте.

- Сейчас я в хорошем настроении. Золото Олимпиады, конечно, помогло в этом плане. Наверное, теперь я чуть более счастлив на корте, более открыт. Вообще-то это мое настоящее лицо. Те, кто видел меня на тренировках, это знают. Вероятно, раньше во время матчей я как-то больше концентрировался на том, чтобы поддерживать все те свои невероятные серии побед. Это заставляло закрываться, не распылять эмоции, не отвлекаться ни на что. Сейчас я чувствую, что могу чуть раскрыться, и больше эмоций выходит наружу. Как человек я ничуть не изменился, просто теперь чаще бываю собой именно во время матчей.

-Знаете, это очень напоминает Пита Сампраса. Он тоже в начале карьеры был непроницаем, а потом стал постепенно раскрываться.

- Я не так хорошо знаком с его карьерой. О том, как произошла с ним эта перемена, ничего не знаю. Я, повторяюсь, просто стал чаще показывать на корте настоящего себя. Мне долгое время было трудно расслабиться во время матчей, контролировать себя. Не знаю, были ли такие проблемы у него. Как только я научился держать свои эмоции внутри, результаты улучшились, поэтому я долгое время был именно таким, сдержанным. Сейчас мне удается быть собой без ущерба для игры... Хотя, кто знает, может быть, это просто временное двухнедельное сумасшествие после Олимпиады. И на следующем турнире вы опять увидите меня спокойным и расслабленным.

-Выиграть турнир "Большого шлема" - всегда большое достижение, но если вы выиграете именно этот, станет ли эта победа самым большим достижением вашей карьеры? Учитывая то, как для вас протекает этот сезон.

- Не исключено. Об этом сейчас можно только гадать. Я был бы очень рад рассказать сейчас о том, какие чувства испытываю от победы на этом чемпионате, но по известным причинам пока не могу этого сделать. Сейчас все мысли о полуфинале.

-Роддик после победы во втором раунде над Гулбисом сказал: ему, мол, дал сильнейший эмоциональный заряд тот факт, что многие предсказывали победу латвийцу. Вы не извлекаете дополнительную мотивацию в подобные моменты?

- Впервые слышу о том, что Гулбису кто-то предсказывал победу над Энди. Что ж, наверное, кого-то действительно это заводит, дает желание доказать людям, что они не правы. Но я уже давно оставил позади те времена, когда мне надо что-либо доказывать. Эти времена, наверное, были лет пять назад. С тех пор мне живется легко и спокойно, я наслаждаюсь теннисом и не чувствую никакого давления со стороны прессы. Ничего меня не трогает, занимаюсь своим делом, люблю свой вид спорта и стараюсь показать хороший теннис болельщикам.

-В послематчевой интервью вы признались, что перед решающим тай-брейком успокаивали себя: "Если будет четвертый сет - не страшно". Не верится, что вы могли допустить что-то подобное в прошлом году или пару лет назад. Постепенно привыкаете к мысли о том, что вы больше не непобедимы?

- Не в этом дело. Не то, что я был бы удовлетворен победой над Мюллером в четырех сетах. Просто в начале тай-брейка казалось, что дело идет именно к четвертому, и я решил себя правильно настроить. Так на самом деле было и прежде. Я не из тех, кто рисует себе в уме розовые картинки, я всегда был реалистом и отталкивался от ситуации на корте. Последний тай-брейк складывался не в мою пользу, и я это понимал.

-Как думаете, наиболее важную роль для вас в полуфинале сыграет физическая форма или все-таки рвение и опыт?

- Кто его знает. Вряд ли опыт, потому что с Новаком Джоковичем я уже здесь, в Нью-Йорке, встречался в прошлогоднем финале, и никаких секретов у нас друг от друга нет. Новак в этом году был лучшим в мире игроком на твердом покрытии, так что матч будет трудным. Впрочем, когда лучшие игроки встречаются друг с другом, чаще всего все решает то, в какой физической форме каждый из них находится в этот конкретный день.

-Как бы вы сравнили свое нынешнее состояние с прошлогодним на этом турнире?

- В прошлом году у меня были неожиданно тяжелые матчи в третьем и четвертом раундах против Джона Изнера (двухметровый американец, который только начинал профессиональную карьеру. - Прим. С.М.) и Фелисиано Лопеса. Оба раза я проиграл первый сет. И, не успев порадоваться победам, тут же начал волноваться из-за очень тяжелой сетки в последних играх. Кто там был дальше?.. Роддик, у которого я всегда выигрывал, но не без труда, Давыденко в полуфинале, Джокович в финале. И в этих матчах в отличие от предыдущих я не проиграл ни одного сета!

Такие вот бывают странные турниры. Может быть, этот станет таким же. Против Мюллера я потратил не так уж и много сил, да и матч с Андреевым не слишком сильно меня истощил, так что я очень доволен своим состоянием перед полуфиналом.

-Давайте поговорим о Джоковиче, с которым вы теперь встретитесь. По сравнению с прошлым годом он изменился? Что думаете о нем сейчас?

- Мы встречались с ним дважды после прошлогоднего финала - в Австралии и в Монако. Это не так уж и много, тем более что в Монако он прекратил игру во втором сете. Остается вспоминать австралийский чемпионат, а там я играл в далеко не лучший свой теннис. Надеюсь, что наш предстоящий матч будет больше напоминать прошлогодний, с мощными разменами на задней линии. У Джоковича, конечно, сейчас больше опыта: он дальше заходит в сетках больших турниров, выиграл свой первый турнир "Большого шлема". Но в Нью-Йорке он пока не выигрывал, так что посмотрим.

ФЕДЕРЕР НА ТУРНИРАХ "БОЛЬШОГО ШЛЕМА"

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Матчи

Australian Open

-

1/16

1/16

1/8

1/8

П

1/2

П

П

1/2

41-6

Roland Garros

1/64

1/8

1/4

1/64

1/64

1/16

1/2

Ф

Ф

Ф

32-10

Wimbledon

1/64

1/64

1/4

1/64

П

П

П

П

П

Ф

44-5

US Open

-

1/16

1/8

1/8

1/8

П

П

П

П

?

43-4*

* С учетом US Open-2008.