22 августа 2008

22 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Антон СИХАРУЛИДЗЕ

Я впервые на летних Играх и впечатлен масштабами этого форума. Его никак не сравнишь с зимним аналогом: в десятки раз больше спортсменов, судей, зрителей.

Все, что происходит в эти дни в Пекине, вызывает и восторг, и уважение к организаторам. Что же касается выступлений наших спортсменов, то я бы не стал драматизировать ситуацию: к концу Игр мы начали брать "свои" медали, и не сомневаюсь, что по числу завоеванных золотых наград мы в конце концов прочно займем третью позицию, на которую и рассчитывали.

На большее претендовать нереально - американцы и, что особенно хотелось бы подчеркнуть, китайцы заметно ушли вперед. Главным образом потому, что в этих странах выстроена четкая система руководства спортивным движением и создана структура спортивного образования. Именно на эту тему мне и хотелось бы поговорить. Потому что, если мы хотим идти вперед, завоевывать на Олимпийских играх больше наград, то нам нужно в корне менять в стране отношение к спорту вообще, но прежде всего к детско-юношескому спорту.

В срочном порядке надо пересмотреть сам подход к системе подготовки юных спортсменов. А начинать надо с элементарного - изменить отношение к школьным урокам физкультуры, полностью перестроив методику преподавания этого предмета. Не хочет уже ребенок прыгать через гимнастического коня, лазить по канату и отжиматься от пола. Именно это нежелание изо дня в день проделывать одно и то же приводит к крайне низкой посещаемости уроков физкультуры. Причем сегодня через интернет за элементарную плату рублей в 500 можно запросто получить справку об освобождении от занятий на целый месяц.

Как изменить ситуацию? А почему бы не преподавать девочкам, скажем, уроки аэробики, столь популярного ныне фитнеса? Нисколько не сомневаюсь, что на такие занятия ребенок пошел бы с удовольствием, - для молодежи всегда интересно то, что модно. Когда регулярно появляющиеся на телеэкранах звезды рассказывают, что свою форму они поддерживают, занимаясь фитнесом, лучшей рекламы и для детей, и, что важнее, для их родителей и не требуется. Думаю, что подобные занятия под музыку с хорошим преподавателем станут большим подспорьем и для тех ребят, которые отстают в своем физическом развитии и должны в обязательном порядке посещать уроки в спортзале или на стадионе. Пока же они стараются под любым предлогом избежать этого, потому что боятся стать посмешищем для всего класса, так как неспособны сдать требуемые нормативы.

Для мальчиков увеличил бы число уроков по игровым видам спорта - прежде всего по баскетболу, волейболу, футболу. Именно в этих видах появляются кумиры, которым сегодняшние дети хотят во всем подражать.

Для того чтобы в срочном порядке изменить ситуацию, предлагаю создать рабочую группу, в которую должны войти представители трех министерств - образования, здравоохранения и спорта, а также других заинтересованных ведомств. Они должны разработать новую современную методику преподавания физкультуры в общеобразовательных заведениях, которая была бы приближена к сегодняшним реалиям. Это крайне важно, если мы ведем разговор о здоровье и физической активности детей и подростков.

Вторая задача - провести реформу специализированного спортивного образования. В настоящее время около 60 процентов детско-юношеских спортивных школ принадлежат Министерству образования, остальные - большей частью спортивным ведомствам или клубам. Мне кажется, что это неправильно. У нас в стране появилось министерство спорта, так почему бы теперь не передать все детские спортивные заведения именно этому ведомству? Согласитесь, логика в этом есть: руководство детским спортом оказалось бы в одних руках, современные методические разработки исходили бы от одного органа и были научно обоснованы. У Министерства образования много других задач, и до спортивных школ там руки доходят далеко не в первую очередь.

Пока не существует правового статуса у таких заведений, как школы высшего спортивного мастерства. У Росспорта была идея создать так называемые учреждения спортивной подготовки. Мы в целом были согласны. Теперь же с появлением спортивного министерства этой идее надо дать ход: в подобных учреждениях могли бы заниматься не только дети, но и взрослые, и члены сборных команд. Для проведения в жизнь такой реформы нужен закон, отдельный закон о детско-юношеском спорте. И мы продолжим работу над ним, как только начнутся заседания осенней сессии нашего парламента.

Цепочка - от детских школ до сборных команд - не должна прерываться, она должна быть единой. И только создав условия для этого, объединив усилия всех спортивных специалистов под одной крышей, мы сможем завоевывать на Олимпийских играх больше наград, чем сейчас в Пекине.

Пекин

Антон СИХАРУЛИДЗЕ, олимпийский чемпион, председатель Комитета Государственной думы по физической культуре и спорту

Прямой эфир
Прямой эфир