Газета Спорт-Экспресс № 180 (4760) от 13 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

13 августа 2008

13 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

БОРЕМСЯ!

Вчера, после трех тоскливых дней без побед, сборная России добыла наконец первые золотые медали: их завоевали борцы греко-римского стиля Назыр Манкиев и Исламбек Альбиев. Мы включились в борьбу за лидерство в медальном зачете.

Игорь РАБИНЕР

из Пекина

Из губы Назыра Манкиева текла кровь. Он шел по смешанной зоне и от боли едва мог говорить: позже выяснится, что в концовке схватки у него свело мышцы лица. Но когда за четыре секунды до конца финального поединка человек проводит прием, который приносит стране первое олимпийское золото, все ясно и без слов. "Только так, вцепившись в свой шанс до последнего, и можно выиграть золото Олимпиады", - сказал мне первый чемпион Сиднея-2000 фехтовальщик Павел Колобков.

- Вы ожидали этих золотых медалей? - спросил я президента Федерации спортивной борьбы России Михаила Мамиашвили сразу после исполнения гимна в честь второго героя, Исламбека Альбиева.

Реакция была едва ли не возмущенной.

- Что значит - ожидали?! Этих борцов включили в состав национальной сборной, и это говорило само за себя. А главное, сами ребята, эти красавцы, были уверены в том, что защищают честь лучшей команды мира.

Секундами ранее Мамиашвили обнимался с Александром Карелиным, и в их ликовании явственно звучала фраза: "Кто, если не мы?" У борцовских - собственная гордость. И эти люди имеют на нее право. В них чувствуется жесткий, несгибаемый стержень, который они сохранили в труднейшие для нашего спорта 90-е, почти ничего не потеряв. И справедливо, что "размочили" счет высшим наградам именно они.

В то время, как наши пловцы, гимнасты и многие другие бездарно разбазарили свои славные традиции, борьба в России осталась спортом максималистов, где любое место, кроме первого, - унижение. Я часто вспоминаю рассказанную мне восемь лет назад Карелиным историю о том, как в Сеуле-88 ему, безусому юнцу, доверили нести флаг советской делегации на церемонии открытия. На совещании руководства Госкомспорта с участием главных тренеров и капитанов команд только Мамиашвили, капитан "классиков" и будущий чемпион Сеула, осмелился сказать: "У нас есть парень, который, хоть и дебютант, но на сто процентов победит". И знамя понес 21-летний Карелин.

Единицы знают об удивительном совпадении, которое сопутствовало золотому дню борцов. "Адидас" сшил сборной специальные трико для Олимпиады - с учетом рекламных ограничений МОК. И вдруг на взвешивании главному тренеру сборной Гоги Когуашвили говорят: "Двух ваших ребят не допускаем". Выяснилось, что они перепутали трико - и взяли в Китай те, что предназначены для чемпионата мира. Самолет из России с новой амуницией к началу схваток уже не успевал. И всю ночь напролет начальник команды зашивал одну из трех полос, символизирующих фирму.

Кто были два этих борца, думаю, вы уже догадались. Будущие чемпионы. Которые оказались куда внимательнее в главном.

У каждого из этих парней с Кавказа непростая судьба. 23-летний житель Красноярска Манкиев рос в ингушском селе Сурхахи в семье из тринадцати (!) детей. Грозненский дом Альбиева серьезно пострадал во время первой и второй чеченских войн, последняя из которых забросила мальчишку в Назрань. А в Москве, куда потом его привел борцовский талант, 19-летний чеченский парень по сей день живет в четырехместном номере общежития спортклуба, где туалет и душ - один на этаже.

"Мне там хорошо, ни на что не жалуюсь", - сказал он вчера. Уже после того, как заслужил право жить совсем по-другому.

Подробности побед российских борцов - стр. 9