Газета Спорт-Экспресс № 177 (4757) от 9 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

9 августа 2008

9 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ВЕЛОШОССЕ

Денис МЕНЬШОВ: "ОЛИМПИАДА ДЛЯ МЕНЯ НЕ МЕНЕЕ ВАЖНА, ЧЕМ "ТУР ДЕ ФРАНС"

В тот момент, когда вы читаете эти строки, в Пекине, скорее всего, уже стартовала мужская групповая гонка на 245 км. Накануне открытия Игр интервью специальному корреспонденту "СЭ" дал сильнейший российской гонщик, двукратный победитель "Вуэльты" Денис Меньшов.

Сергей БУТОВ

из Пекина

НА ЭТОЙ ТРАССЕ ДУХ ПЕРЕВЕСТИ НЕГДЕ

-Первый вопрос - наиболее актуальный. Каково ваше физическое состояние после трех недель "Тур де Франс"?

- В принципе нормальное. Не хочу сказать, что готов на 100 процентов, такого после трех недель в седле не бывает. Но и особой усталости не чувствую. Самое главное, что есть силы и желание продолжать гоняться.

-Вы когда-нибудь делали это в Азии?

- Нет. В Китае я вообще впервые. Перед тем как приехать, наслушался разных советов. Насколько мне теперь известно, главная задача - восстановить сон. Побольше пить разных восстановительных напитков, содержащих магний и калий. Одним словом, максимальное внимание уделить здоровью.

-На сайте Международного союза велосипедистов (UCI) я увидел нарисованный умелыми китайскими руками профиль трассы и ужаснулся. Совершенно садистский рисунок...

- (Смеется.) Да, я тоже поначалу удивился. Горы кажутся очень высокими, даже выше, чем на "Туре". На самом деле будет не настолько круто. Трасса, без вопросов, тяжелая. Можно сколько угодно раз проехать ее в тренировочном режиме, но понять, что будет происходить здесь в ходе гонки, совершенно невозможно. Посмотрим, какая будет погода, температура. 245 километров - это все-таки немало. К тому же придется семь раз подниматься в гору. Если бы пришлось это делать один или два раза, я бы сказал - ничего серьезного. Но теперь не скажу.

-У каждой трассы есть своя особенность, не так ли?

- Бросается в глаза, что здесь нет спусков как таковых. Горки невысокие, поэтому нет участков, где можно перевести дух. "Крутить" придется без передыху. Это может сказаться на заключительных кругах, где, вероятно, и следует ожидать серьезных атак.

-Гонка начнется в 11.00 по местному времени, а это означает, что 245 км вы будете ехать примерно до 17.30. То есть в самое пекинское пекло. Не предпочтительнее было бы стартовать, скажем, в 7.00?

- Ну семь утра это, положим, перебор. Давайте не будем забывать, что гонку проводит UCI, у которой существует отработанный регламент олимпийских соревнований. В Европе все однодневные гонки начинаются часов в 10 - 11. Китай, конечно, не Европа, но в любом случае все будут в равных условиях.

-Не секрет, что далеко не у всех профессиональных велогонщиков Олимпийские игры вызывают восторженное отношение. Многие с легкостью поменяют олимпийскую медаль на место на подиуме "Тура". А что означает Олимпиада для вас?

- Глупо спорить с тем, что в велоспорте значимость Игр не такая, как в легкой атлетике или плавании. Каждый гонщик решает этот вопрос для себя сам. Лично для меня Олимпиада в списке приоритетов в этом сезоне занимает не менее важное место, чем "Джиро" или "Тур".

-Известный российский теннисист Дмитрий Турсунов в интервью "СЭ" ответил на схожий вопрос так. Дескать, как теннисисту ему важнее победа в турнире "Большого шлема", но как спортсмену - на Олимпийских играх.

- Хорошо сказано.

КОНТРОЛИРОВАТЬ ГОНКУ ВПЯТЕРОМ НЕВОЗМОЖНО

-Изначально ваша команда обосновалась в 60 км от города, однако затем переехала в Олимпийскую деревню. Где лучше?

- Трудно сказать. Жизнь в деревне дает каждому олимпийцу ощущение праздника. Но если отбросить эмоции, вынужден признать, что ради наиболее эффективного выступления жить надо отдельно. В тихой спокойной обстановке, где можно настраиваться на гонку, не тратя время и силы даже на походы в ресторан.

-Знающие люди утверждают, что пекинская деревня - лучшая за всю историю Олимпиад.

- Лучшая деревня? Очень может быть. Если сравнивать с афинскими Играми, где я был, то здешнее питание мне нравится куда больше.

-Вы с товарищами по команде уже планируете тактику на гонку?

- Какого-то единого тактического варианта не существует. Олимпиада - это не та гонка, которая поддается прогнозированию. Однозначно, что у нас будет несколько вариантов тактических взаимодействий, каждый из которых будет соответствовать возможному сценарию гонки.

-Президент отечественной велофедерации Александр Гусятников сказал мне, что на победу в субботу способны претендовать от 30 до 50 гонщиков.

- Не уверен, что так много. Скорее всего, претендентов будет минимум вдвое меньше. Олимпийская гонка отличается от всех остальных хотя бы тем, что в составе команд будет разное количество гонщиков. Контролировать ситуацию впятером очень сложно, если возможно в принципе. А ведь у некоторых команд в составе всего трое гонщиков. Заранее говорить, кого опасаемся больше всего, не стану. Навскидку очень сильные составы выставляют итальянцы, испанцы. Хороши немцы.

-Как в команде отреагировали на потерю Владимира Гусева, не допущенного до участия в Играх по причине увольнения из своей команды "Астана" после подозрительного, по их мнению, допинг-теста?

- Хорошего в этой ситуации мало. Очевидно, что у российского велоспорта возникла серьезная проблема. Нам тяжело определенно сказать, что же там в действительности произошло. Выступаем мы с Володей в разных командах, где существуют разные правила, в том числе антидопинговые. Очевидно одно: очень жаль, что Гусев пропустит Игры, к которым готовился не один год.

-Именно вы замените Гусева в гонке с раздельным стартом. Когда вам стало известно об этом?

- Еще в ходе "Тура". Перед началом заключительного этапа мне позвонили из федерации, сказали, что есть некоторая неопределенность с Гусевым и что нужно быть на всякий случай готовым. Тогда, казалось, что это излишняя предосторожность. А оно вон как обернулось...

"КАТЮША" ЗАПОЗДАЛА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

-Раз уж мы упомянули о "Туре", не могу не задать несколько вопросов об этой гонке, тем более что нам по разным причинам так и не удалось пообщаться после ее завершения. Как оцениваете свое выступление?

- Четвертое место - достойный результат. Я знал о том, что гонщикам под флагом России еще не удавалось заехать на подиум, и очень хотел попасть на пьедестал. Сейчас, когда схлынули эмоции и было время, чтобы проанализировать ситуацию, считаю, что мне просто не хватило везения. Во всяком случае, по спортивной форме вопросов никаких не возникало. Еще ни к одному "Туру" я не был физически готов так, как к нынешнему.

-Какой этап стал ключевым?

- Пожалуй, все по своим местам расставила Альп д'Юэз. Я попробовал атаковать, но Карлос Састре оказался сильнее. Я же остался удовлетворен тем, что, несмотря на кризис, случившийся после атаки, я сумел вернуться в группу преследователей, хотя запросто мог потерять на этой горе несколько минут и лишиться всех шансов на высокое место. Этот момент важен для меня. Это спорт. Чтобы побеждать, нужно уметь превышать свой лимит.

-Когда вы говорите, что вам не хватило везения, вероятно, имеете в виду потерю 40 секунд на одном из стартовых этапов?

- Да. Ведь этих 40 секунд мне и не хватило в итоге до пьедестала. Точно не помню, что там произошло. Этап близился к концу дул сильный боковой ветер и произошел завал в группе, в результате которого в ней образовался разрыв. Несмотря на все усилия команды, наверстать упущенное не удалось.

-А что случилось на спуске во время одного из горных этапов, где вы внезапно отвалились из лидирующей группы?

- Там тоже была неоднозначная ситуация. Заехав в гору, я начал готовиться к спуску, в частности, стал подкладывать под майку газету. В этот момент что-то произошло. Я оказался позади лидеров. Ринулся в атаку, но встречный ветер свел все старания на нет. Увы, если ты теряешь контакт с группой на спуске, разрыв будет только возрастать.

-Вашу команду "Рабобанк" немало критиковали, в частности, за то, что в составе не оказалось ни одного гонщика, способного оказать вам помощь в горах. Насколько справедлива эта критика?

- На мой взгляд, команда отработала хорошо. У нас были ошибки, но от них никто не застрахован. Почти все ребята выжали максимум, отработав на полную. Немного выпали из борьбы только отдельные гонщики.

-В заявку на "Тур" не попали талантливые Роберт Гесинк и Томас Деккер. Возможно, именно их и не хватило, чтобы помочь вам в горах?

- Я предпочитаю оценивать действия тех, кто ехал бок о бок со мной все три недели. Но раз уж мы перешли не персоналии, то на Гесинка перед "Туром" особенно и не рассчитывали. Он готовится ехать "Вуэльту" в качестве капитана команды. Что касается Деккера, то я верю нашим спортивным директорам, утверждавшим, что он не в форме.

- Как оцените выступление вашего товарища по олимпийской команде Владимира Ефимкина, дебютировавшего на "Туре" и едва не попавшего в десятку сильнейших в общем зачете? Более того, после дисквалификации Рикардо Рикко победа на одном из этапов наверняка будет отдана именно Ефимкину.

- Ни о какой случайности отличного результата Володи, полагаю, не может быть и речь. Считалось, что французские Альпы для него чересчур трудны, однако я так никогда не думал. В прошлом сезоне Ефимкин несколько дней возил майку лидера на "Вуэльте", в этом - отлично выступил на "Туре". Вот настоящий показатель его прогресса.

-Недавно вы продлили контракт со своей командой на два года. Хотя в момент подписания контракта уже было известно о том, что со следующего сезона образуется российская команда "Катюша", не скрывающая своих амбициозных планов в селекционной политике. Разве вам, сильнейшему российскому многодневщику, не предлагали перейти в эту команду?

- Предлагали. Увы, было немного поздно. В тот момент, когда начались разговоры о переходе в "Катюшу", в завершающей стадии находились мои переговоры о продлении контракта с "Рабобанком". Сейчас не то время, чтобы решаться на серьезные перемены в карьере. На сегодняшний день капитанство в Rabobank меня полностью устраивает.

А к идее создания профессиональной российской велогруппы отношусь очень положительно. Будет здорово, если ей удастся занять лидирующие позиции в пелотоне. В момент, когда из велоспорта уходят спонсоры, обрекая многие команды на самоуничтожение, появление российской команды с мощной финансовой поддержкой может стать знаковым.