Газета Спорт-Экспресс № 176 (4756) от 8 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

8 августа 2008

8 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Сегодня - открытие ОЛИМПИАДЫ-2008

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Усэйн БОЛТ: "БОБСЛЕЙ - ЭТО НЕ ДЛЯ МЕНЯ!"

Для того чтобы опоздать на встречу с самым быстрым человеком планеты, нужно быть или редким циником, уникальным разгильдяем, или восточноевропейским журналистом, попавшим в Пекин. Не пытаясь обелить свое пока еще честное имя, выбираю третий вариант, так как своей вины в опоздании на пресс-конференцию новоявленного рекордсмена мира на стометровке Усэйна Болта категорически не признаю.

Михаил СПИВАКОВСКИЙ

из Пекина

ЭТА МЕСТНОСТЬ МНЕ ЗНАКОМА, КАК ОКРАИНА КИТАЯ...

В загадочный пекинский район Шаоянь, где находился намеченный для пресс-конференции развлекательно-торговый центр The Place, я выехал более чем за час до начала мероприятия, резонно рассудив, что сам Болт наверняка успел бы добраться туда даже на своих двоих, а мне предстоит одолеть каких-то полтора десятка станций на метро с одной-единственной пересадкой. Да еще и с красующейся на груди олимпийской аккредитацией, исполняющей роль универсального "сим-сим-открывателя" дверей и турникетов всех видов транспорта.

Первая мысль, посетившая меня под землей, сводилась к тому, что именно здесь - в извилистом пекинском метрополитене - нужно снимать блокбастер с условным названием "Тесей против Минотавра". Но одолев первую часть извилистого пути и снова оказавшись в испещренном иероглифами лабиринте, я отчетливо ощутил, что в Китае смена одной ветки "сабвэя" на другую - это не короткая "перепрыжка" с Пушкинской на Тверскую или с Крещатика на Майдан, а почти суворовский переход через Альпы. Представьте: тысячную армию пассажиров выгоняют на улицу (!), предлагая с черепашьей скоростью одолеть расстояние в... полкилометра. Все это остро напомнило незабываемый эпизод моего детства из августа 1990-го, когда в течение одного дня я посетил Мавзолей и только открывшийся в центре Москвы McDonald's. Итого - семь часов в очереди!..

Но вернемся в наше время. Вслед за пешей экскурсией с видом на затылки представителей коренного населения Китая нас, беженцев из подземелья, ожидал двойной и весьма пристрастный досмотр. От нежных похлопываний резиновой дубинкой по мягким и твердым частям тела автора этих слов не спасла и украшенная пятью кольцами ксива. А кое-как добравшись до станции Гуомао, тут же вспомнил как нельзя кстати пришедшую на ум строчку из Иосифа Бродского: "Эта местность мне знакома, как окраина Китая..."

Спас появившийся, словно чертик из табакерки, юный волонтер. В разыгравшейся с моим участием сцене этот взъерошенный мальчик исполнил роль Ариадны: вывел на свет божий, обнаружил всезнающего полисмена, поймал такси и довез в целости и сохранности до пункта назначения. По пути в The Place пытались общаться на "инглише". "Планируешь посетить после работы олимпийские соревнования?" - спросил я. - "Нет, спасибо, хочу отоспаться перед новым рабочим днем", - ответил он. А в завершение наотрез отказался от предложенных мною в качестве благодарности нескольких юаней, подчеркнув тем самым, что помогал корреспонденту "СЭ" не в службу, а в дружбу.

СЕКРЕТ Глена МИЛЛСА

Как вы уже поняли, в конференц-зале я появился в тот самый момент, когда Усэйн Болт демонстрировал фотографам свои золотые шиповки с изображенным на них ником спортсмена - "Уго". После этого ямаец блеснул ослепительной улыбкой и с привычной сноровкой исчез за кулисами. Только там, в окружении других страждущих журналистов, корреспондент "СЭ" получил ограниченный доступ к телу "человека-молнии".

Информация к размышлению: Усэйну Болту - всего 21 год, но буквально несколько дней назад Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) ратифицировала установленный им рекорд на стометровке (9,72), сменивший достижение соотечественника Усэйна - Асафы Пауэлла (9,74). Первое, что сказал Пауэлл новому рекордсмену после финиша: "Спасибо, что освободил меня от этой ноши. Давление было невыносимо". В Пекине Болт надеется стартовать в двух основных видах спринтерской программы, причем на дистанции 200 метров чувствует себя еще более уверенно и стремится со временем превзойти результат своего кумира Майкла Джонсона. Самое же уникальное то, что до самого последнего момента Болт был не уверен, будет ли претендовать в столице Китая на две золотые медали или же сосредоточится на завоевании одной. Ответ на этот вопрос знал только один человек на планете Земля - личный тренер ямайского бегуна Глен Миллс. Но до поры до времени не сообщал никому, в том числе и своему подопечному.

В детстве Усэйн увлекался крикетом, а окончательное решение о смене амплуа принял только в пятнадцать лет, после того, как стал чемпионом мира среди юниоров на дистанции 200 метров. На беговой дорожке Болта можно увидеть пять раз в неделю, еще трижды он появляется в тренажерном зале, причем каждая из тренировок длится в среднем по два с половиной часа. На диете наш герой не сидит. Любимое блюдо чемпиона - жареная курица с рисом, ну а на завтрак он предпочитает взрывоопасную смесь из вареников, сладкого картофеля и жареных зеленых бананов. В свободное от тренировок время Усэйн гоняет с друзьями в баскетбол, его любимая команда - "Бостон Селтикс". Болт на редкость самокритичен и до сих пор считает, что первые пять-шесть шагов на стометровке необходимо делать пластичнее и быстрее. Усэйн - большой фанат национальной музыки, но перед стартом категорически не слушает даже Боба Марли.

В ПОГОНЕ ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ

Эксклюзив с быстрейшим человеком планеты не состоялся и состояться, наверное, не мог: облепившие после пресс-конференции Болта репортеры всех мастей и калибров потрошили Усэйна, словно взращенную на убой пекинскую утку, а вопросы сыпались, словно боеприпасы из пулемета "Максим".

-Кто является вашим кумиром в спорте?

- Херб Маккенли, Доналд Куорри и Майкл Джонсон. Херб был первым суперспринтером Ямайки и первым бегуном из нашей страны, который достиг олимпийского финала на дистанциях 100, 200 и 400 метров. Дон взял золото в моей любимой дисциплине - 200 метров - в Монреале. Что же касается Майкла, то он заслужил признание своим вкладом в наш вид спорта на Олимпиаде в Атланте.

-Как вы проводите время в дороге? Назовите свое главное хобби.

- Смотрю телевизор и играю в Playstation. Но это не значит, что я предпочитаю виртуальные забавы. Нередко просто беру мяч и иду на пляж, играть с друзьями в футбол.

-Где вы черпаете такой колоссальный запас мотивации для напряженных тренировок и интенсивных выступлений на самом высоком уровне?

- В своих мыслях и воспоминаниях. Я нередко думаю о своей семье, а точнее - о матери. Она ухаживала за мной и оберегала в детстве, ну а я собираюсь делать то же самое для нее теперь. Больше всего на свете мне хочется, чтобы она улыбалась и гордилась своим сыном.

-Что бы вы выбрали, если бы вам предложили одно из двух - мировой рекорд на любимой вами 200-метровке или же просто олимпийское золото?

- Второе. Я никогда не думаю о рекордах, но всегда стараюсь показывать все сто процентов от своей действующей формы. Ну а Олимпиада - цель и смысл моей карьеры. Я готов победить уже в Пекине, но ведь и четыре года спустя мне будет всего лишь 25.

-Не собираетесь ли вы, согласно старой ямайской традиции, совмещать легкую атлетику с бобслеем и когда-нибудь поехать на зимнюю Олимпиаду?

- Нет, спасибо. Где бы она ни проводилась, мне будет слишком холодно.

РУССКОЕ СЛОВО НА БУКВУ "D"

Тем временем где-то в сторонке, оставшись практически незамеченной, стояла ослепительная негритянка в ярко-салатовой футболке ямайских цветов. Бросив взгляд на покоящийся в районе декольте "бейдж", я чуть не обомлел: передо мной стояла культовая в своей стране чемпионка мира-2001, двукратный призер Олимпийских игр в Сиднее-2000 и в Афинах-2004 в эстафете 4x400 м Сэнди Ричардс.

-Правда ли, что в 1998 году вы были названы лучшей спортсменкой страны, опередив в рейтинге зрительских симпатий саму Мерлин Отти? - поинтересовался я, решив начать с плохо завуалированного комплимента.

- Да, но я далеко не так популярна, как Мерлин. В нашей стране она - настоящий идол и живой символ спорта, Отти - часть истории нашей страны. Многие девушки до сих пор подражают ей в прическе и делают татуировки - даже в тех местах, что очень надежно спрятаны от солнца и посторонних глаз легкоатлетическими бикини.

-Дайте объяснение феномену Усэйна Болта.

- Он был очень хорошим атлетом с самого раннего детства, прибавьте к этому потрясающее трудолюбие. Вы проезжаете мимо стадиона - Усэйн всегда на дорожке. И потом он - ямаец, а это кое о чем да говорит. Скорость у нас в крови. Недаром именно в нашей стране живут два самых быстрых парня планеты.

-В детстве мне казалось, что, если рекорды будут обновляться постоянно, когда-нибудь кто-то пробежит сто метров за одну секунду...

- Если кто-то преодолел эту дистанцию за 9,7, то со временем найдется человек, который пробежит за 9,6, а затем и за 9,5. Впрочем, эта логика может завести нас очень далеко (смеется). Наша главная задача - сохранить рекорд на Ямайке. И Усэйн, и Асафа на это способны.

-Что вы знаете о странах бывшего СССР?

- Я нередко соревновалась в Москве. А когда-то давно у меня был российский тренер - Галина Бухарина, и однажды я провела три недели в Санкт-Петербурге. У вас сильная школа: когда я побеждала на чемпионате мира-2001, со мной рядом бежали и россиянки, и украинки, но тогда я их опередила (серебряная медаль досталась Ольге Котляровой, а бронзовая - Олесе Зыкиной. - Прим. авт.).

-Можете ли произнести хоть одно слово по-русски?

- Нет, я русский не учила, хотя (пауза)... Одно слово я действительно помню, но произносить его вслух не буду (смеется), мне кажется, оно неприличное.

-Скажите хоть, на какую букву оно начинается?

- Кажется, на букву "D", но давайте на этом остановимся.

Так как при личном общении Сэнди оказалась человеком весьма здравомыслящим и уж никак не "Д", напоследок я решил спросить ее о проблеме фармакологии в современном спорте и попытках ВАДА провести так называемые чистые Игры.

- Обманывать нехорошо и в нашем виде спорта абсолютно бессмысленно, - ответила Ричардс. - Если ты это делаешь, то рано или поздно тебя поймают. Нужно тренироваться, а не глотать таблетки...

Так уж получилось, что той же самой допинговой темой параллельно терзали стоявшего неподалеку Усэйна Болта. "Кое-кто говорит, что пробежать стометровку за 9,72 без таблеток нереально, но я готов доказывать это снова и снова". Спокойный ямаец даже слегка вышел из себя - его правая бровь сдвинулась на миллиметр. Успокоить и поддержать спринтера попытался один из моих англоязычных коллег. Его фраза звучала не для прессы и в переводе на русский получилась весьма своеобразной: "А вы забейте на них на всех, мистер Болт!" - "Неплохая идея", - ответил самый быстрый человек на планете Земля.