Газета Спорт-Экспресс № 118 (4698) от 31 мая 2008 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 20

31 мая 2008

31 мая 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 69 дней

БОКС

Корреспондент "СЭ" взял интервью у россиянина Заура Гваджавы, который последние 11 лет является главным тренером сборной Венесуэлы. А до этого Гваджава три года проработал в стане главных конкурентов россиян на Олимпиаде в Пекине - сборной Кубы.

НАШ ЧЕЛОВЕК В КАРИБСКОМ БАССЕЙНЕ

Кто бы мог подумать, что сборную Венесуэлы может занести во Владивосток? Тем не менее факт остается фактом, в июле здесь пройдет последний перед Олимпиадой совместный сбор боксеров России, Венесуэлы и Голландии. За полтора месяца до этого события делегация Венесуэлы, включая главного тренера сборной, посетила столицу Приморья.

-Как вы вообще оказались в Венесуэле? - с этого вопроса началась наша беседа с Зауром Гваджавой.

- Представители этой страны обратились в нашу федерацию бокса, которая и порекомендовала им меня. В результате вот уже одиннадцать лет я работаю с национальной командой Венесуэлы, и Олимпиада в Пекине станет для меня третьей по счету, на которую я еду в качестве главного тренера сборной.

К сожалению, пока мои подопечные золотых медалей на Играх не завоевывали. Однако достижения все-таки есть. Из недавних могу отметить серебро Альфонсо Бланко, который на последнем чемпионате мира уступил в финале россиянину Матвею Коробову. А вот тяжеловес Хосе Паяре сумел завоевать путевку в Пекин, не пустив туда американского боксера. На моей памяти это первый случай, когда на Играх в тяжелом весе не будет представителя США.

-Думаю, одиннадцать лет назад хорошей рекомендацией вам послужила работа со сборной Кубы?

- Да, на Кубе я проработал три года тренером-консультантом. В 1978 году Федерация бокса СССР решила направить в это братское государство молодого специалиста. Мне тогда исполнилось 33 года. Значительных успехов к тому времени я не добился, работал в Абхазии, и мои воспитанники только делали первые шаги на первенстве Союза. Честно говоря, отправляясь на Остров свободы, я немного побаивался, ведь до меня там работали такие известные российские специалисты, как Виктор Быстров и Андрей Червоненко.

-Главным тренером кубинских боксеров в те времена был легендарный Альсидес Сагара. Как с ним работалось?

- Сам Сагара тогда не имел высшего образования. А для кубинцев была крайне важна именно теоретическая подготовка тренера. Им было все равно, кто ты: чемпион мира или победитель Олимпийских игр. Главным чиновники считали диплом о высшем образовании. Я же к тому времени окончил тбилисский институт физической культуры.

Работали мы с Сагарой засучив рукава. Вместе составляли план подготовки спортсменов и выполняли его. Кубинцы тогда уже знали стиль наших тренеров, и поэтому работать мне было легко. С Сагарой мы дружим и сейчас, периодически созваниваемся, а два-три раза в год я бываю на Острове свободы на различных турнирах.

-А с кем из кубинских боксеров вы работали?

- Сразу же обратил внимание на молодого боксера Хуана Эрнандеса, и мне сказали, что я буду с ним работать. Также занимался с Армандо Мартинесом, который сейчас стал старшим тренером сборной Кубы по боксу. Оба этих спортсмена стали олимпийскими чемпионами, но их успеха я не видел, так как официально был лишь консультантом и в состав делегации на Игры не вошел.

-А чем удивил вас Сагара?

- Прежде всего своей непредсказуемостью и чутьем. За месяц до Олимпиады-80 я возил Армандо Мартинеса на два крупных турнира, где он боксировал в весовой категории до 63,5 кг. А на Олимпиаде Сагара перевел его в легкий средний вес (до 71 кг) и не прогадал. К тому же я не ожидал, что он даст шанс выступить в Москве Хуану Эрнандесу, которому было всего 16. А Сагара доверил, и тот также принес кубинцам золотую медаль.

-Скажите, сколько лет вам понадобилось, чтобы почувствовать Венесуэлу своим домом?

- Даже через 11 лет жизни в этой стране я не могу назвать ее своим домом. Меня все равно тянет в Абхазию. Правда, когда много работаешь, ностальгия не чувствуется, но наступает свободное время - и накатывает тоска по родине...

-А как связь с родиной поддерживаете?

- В Абхазии у меня живут брат и племянники... В селе Лыхны много родственников. Каждый год, в декабре, мы приезжаем туда с женой погостить. В остальное время частенько созваниваемся. Так что ничего страшного.

-В Венесуэле вы живете вместе с семьей?

- Только с женой. Один из сыновей сейчас работает в Колумбии старшим тренером по фехтованию, а второй живет в Сочи - он судья по боксу.

-Ваши родственники разбросаны по всему миру, а всем вместе собираться получается?

- Конечно! Думаю, когда уйду на заслуженный отдых, мы будем видеться гораздо чаще.

-Вы - гражданин России. Удается ли вам вести полноценную жизнь российского гражданина, находясь так далеко от родины? Скажем, получается ли голосовать?

- Конечно! Например, во время недавних президентских выборов в посольстве был открыт свой избирательный участок - и все мы проголосовали.

-Вы ведь еще и судья международной категории...

- Да, я судил Олимпийские игры в Сеуле в 1988 году. В том числе и скандальный бой между американцем Роем Джонсом и корейцем Парк Си-Хуном. Тогда незаслуженно выиграл кореец с разногласием судей 3:2, свой голос я отдал американцу, который впоследствии стал многократным чемпионом мира среди профессионалов. В нашей федерации бокса мне тогда сказали, что своим справедливым судейством я проложил мост дружбы между США и СССР.

-Уже совсем скоро начнется Олимпиада в Пекине. Каковы, по вашему мнению, шансы на победу там у сборной России по боксу?

- Александр Лебзяк оказался не только хорошим боксером, но и замечательным тренером. Недавно россияне выиграли командный зачет на чемпионате мира. Уверен, что они же обыграют кубинцев на Олимпиаде.

Андрей СУХАРЬКОВ

Владивосток