Газета Спорт-Экспресс № 104 (4684) от 15 мая 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

15 мая 2008

15 мая 2008 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Роберт КУБИЦА: "РАДИ БУДУЩИХ ПОБЕД СИЖУ НА ДИЕТЕ"

23-летний поляк из команды БМВ проводит второй полный сезон в "Больших призах", он обратил на себя внимание сразу же, с дебюта на "Гран-при Венгрии"-2006, однако именно в этом году краковчанина можно с полным основанием назвать открытием чемпионата. Стабильно сильная и яркая езда, почти постоянное присутствие в квинтете сильнейших, 4-е место в общем зачете, наконец, - все это делает Кубицу одним из главных действующих лиц 59-го чемпионата мира.

Борис ТОСУНЯН

из Вены

-Вы приехали в Стамбул, когда БМВ потеряла командное лидерство в ЧМ, кроме того, в Барселоне гонщики команды впервые остались без пьедестала почета. Вместе с тем вы с партнером еще с 2006 года в Бразилии постоянно входите в десятку лучших в квалификации, да и с тех пор провели подряд 23 гонки. Скажите, с какими чувствами приехали в Турцию на сей раз?

- К сожалению, у меня сохранились не самые приятные воспоминания об этом этапе. Стамбульская трасса, скажу откровенно, не самая моя любимая, особо счастливых моментов у меня на ней до последнего времени не было. Дважды стартовал, дважды дошел до цели, но далеко не в числе лучших пилотов. В первый год стал только 12-м, во втором сезоне имел проблемы с покрышками, они крошились, из-за чего занял 8-е место.

-Но сейчас, похоже, у вас дела пошли лучше...

- Я надеялся, что на сей раз произойдет настоящий прорыв. Основания для оптимизма имелись. Как я заметил, в машине нынешнего образца мне ездить легче.

-Трасса в Стамбуле для БМВ хороша или плоха?

- Ни то, ни другое, просто она очень интересная, особенно восьмой вираж, где пилотам приходится бороться с большими центробежными силами. Здесь мы ищем правильный баланс между медленными поворотами и быстрыми, ездим в неправильном направлении, что, поверьте, приносит дополнительные нагрузки.

-А тут, как назло, неожиданно похолодало, а вместе с непогодой пришли и неудачи во время тренировок - механические проблемы с передней подвеской стали причиной того, что на вашем счету было мало кругов?

- Увы, вы правы. Мне удалось проехать всего-то семь кругов за 90 минут и добиться лишь 12-го места, поэтому основной упор пришлось делать на послеобеденную тренировку.

-Которая прошла для вас довольно неплохо - 6-е место, хотя порой и шел дождь.

- Я заметил, что баланс болида был все еще недостаточно хорош, возникали кое-какие проблемы. Возможно, резина была слишком жесткая для таких низких температур.

-Суббота также была для вас переменчива: сначала 16-е место на тренировке, затем сенсационное 2-е место во второй квалификации, а под конец вы оказались в пятерке лучших. Тем самым в пятый раз в нынешнем сезоне вы одолели своего партнера по команде Ника Хайдфельда, который на сей раз в квалификации занял 9-е место.

- Я был рад этому результату, однако, согласитесь, после удачной второй квалификации от меня можно было ожидать большего. Впрочем, мне долили бензина, машина стала тяжелее, поэтому, объективно говоря, на паре поворотов не был столь проворен, как раньше. На виражах машина плохо слушалась руля, словом, хотела ехать прямо. Так что, если мы хотим добиваться высоких мест, есть смысл подумать над этой проблемой.

-Шеф вашей конюшни доктор Марио Тийссен говорит, что не был доволен результатами квалификации.

- Что ж, тут наши взгляды совпадают. Мы и правда ставим перед собой более высокие цели, чем 5-е место.

-С 5-го и 9-го мест на старте вы и ваш партнер на финише переместились на 4-е и 5-е, тем самым сохранив 2-е общекомандное место. Начальство, судя по всему, было довольно. А вы?

- И я тоже. В воскресенье скорость моего болида была значительно лучше, чем в квалификации. Я хорошо начал гонку и сразу выиграл две позиции.

-Затем вы очень красиво боролись с чемпионом мира Кими Райкконеном...

- Мы ехали рядом, но после заправки в боксе он меня обогнал.

-Скажите, а у вас был шанс взойти на пьедестал почета?

- Я был немного медленнее, чем трое соперников, финишировавших впереди меня. Однако быстрее, чем остальные. Словом, 4-е место было максимумом того, что я мог выжать из моей техники.

-Прошло пять гонок, пора подводить предварительные итоги.

- В Австралии я стартовал с первого ряда, но столкновение с Казуки Накаджимой сильно испортило мне конечный результат. А вот в Малайзии я начал гонку с большим количеством топлива на борту и улучшил свою позицию. В Бахрейне было очень тяжело тягаться с "Феррари", а не так давно в Барселоне мы на равных боролись с "Маклареном". Короче, наш темп не так уж и сильно отличается от темпа ведущих команд.

-Вас удивило, что Хейкки Ковалайнен так быстро вернулся в строй после серьезной аварии? Вам же, прошедшему через аналогичное испытание, не удалось быстро восстановиться после аварии в 2007 году в Канаде...

- Если и был удивлен, то не слишком. Хейкки говорил мне, что ему просто повезло - на следующий день у него была всего лишь головная боль. У меня же было несколько иначе: болела не голова, а кости. Кстати, узнав о возвращении Хейкки, я сказал ему: если он проедет гонку удачно, то про него так же, как и некогда про меня, будут говорить, что после аварии он стал еще сильнее.

-Что скажете про безопасность в "Формуле-1"?

- Она потрясающая. Наши случаи как раз и показали, что в этом плане проделана огромная работа.

-Не легче ли гонщику, если он после аварии теряет сознание и не помнит, что произошло? Так было с Дженсоном Баттоном в 2003 году в Монако, да и на днях с Ковалайненом в Испании.

- Со мной было иначе. Я все помнил, и это помогло мне сохранить уверенность. Я прекрасно соображал в тот злополучный для меня день и, помнится, восхищался тем, что в "Формуле-1" такие надежные машины.

-Что вы делаете, чтобы улучшить результаты?

- Сел на диету и солидно сбросил вес. Хотя и было сложно, но страдания того стоили. Считаю, что это сильно помогает мне в гонках. Однако решение худеть было принято не мною, а командой, а я не стал особо перечить, так как считал, что это правильно.

-В Бахрейне вам удалось завоевать поул. Живы ли еще воспоминания?

- Я сделал два быстрых первых круга. Уже первая попытка оказалась хорошей, но я допустил ошибку на последнем повороте. Во второй раз мне удалось избежать любых неприятных моментов. Я начал решающий круг хорошо, но на 9-м вираже, притормаживая перед 10-м, блокировал передние колеса болида, особенно левое. Как следствие - появилась сильная вибрация, а так как последние виражи заворачивают в правую сторону, то нагрузка была на левые покрышки. Однако, несмотря на сложности, я все же не допустил ни одной ошибки. Правда, при торможении машина заваливалась на один бок - было, конечно, тяжело, но все же я, хотя и без особого преимущества, добился поула.

-Вы рассчитывали на такой успех?

- Честно говоря, я всегда в это верил. Как и в то, что мы сможем не только быть на третьих ролях, но и будем отбирать очки у "Феррари" и "Макларена". Дело в том, что зимние испытания в аэродинамической трубе говорили о том, что мы сможем с ними конкурировать. С другой стороны, первые тесты этого не подтвердили. Однако мы много работали, после чего наша мечта бороться за высшие места стала обретать реальность.

-Марио Тийссен сетует, что ваш старт не слишком хорош, что над ним надо еще много работать...

- Сегодня без серьезной помощи со стороны электроники трудно добиться хорошего старта, порой бывает так, что у тебя плохо идут дела даже на так называемой чистой стороне трассы. Зато стоит тебе правильно распорядиться своими преимуществами, как дела налаживаются значительно быстрее, чем было раньше.

-Вы популярны у себя дома в Польше?

- После моего второго места в Малайзии мои соотечественники ждали от меня большего, чем мне удалось затем добиться. Когда мы привезли мой болид в Варшаву, посмотреть на него пришли сто тысяч человек.

-А в вашей семье какая была машина - наверное, "Варшава" или, быть может, "Лада"?

- "Опель" и БМВ. Но лично у меня никогда не было автомобиля.

-Вы довольны тем, что теперь работаете на БМВ?

- Еще бы. После моей аварии в прошлом году руководители команды морально меня поддержали. Они сказали: что бы ни случилось, в следующем году ты обязательно будешь у нас работать. Это вселило в меня уверенность.

-Вы суеверны?

- Абсолютно нет, не боюсь ничего.

Редакция благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.