Газета Спорт-Экспресс № 74 (4654) от 4 апреля 2008 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

5 апреля 2008

5 апреля 2008 | Футбол

ФУТБОЛ

ТЕМА Александра ПРОСВЕТОВА

ПОЧЕМУ ТЧУЙСЕ НАКАЗАЛИ, А ЕГО ОБИДЧИКОВ - НЕТ?

Складывается впечатление, что в борьбе с расизмом и ксенофобией международное футбольное сообщество и Россия движутся если не в противоположных направлениях, то по разным дорогам. В теории все за одним рулем, зато на практике расхождения. Попробуйте почувствовать разницу.

В РАЗНЫХ СИСТЕМАХ ИЗМЕРЕНИЯ

В сентябре прошлого года в ходе матча клубов французского второго дивизиона "Либурн-Сен-Серен" - "Бастия" болельщики гостей донимали расистскими выкриками игрока хозяев Бубакара Кебе, и тот, не выдержав, ответил им неприличным жестом. Игрока удалили, а с корсиканского клуба впоследствии сняли одно очко.

В ходе недавнего матча 2-го тура российского чемпионата в первом дивизионе, то есть тоже реальном D-2, фанаты "Торпедо" обзывали обезьяной защитника "Витязя" Жерри-Кристиана Тчуйсе. Удаление и два матча дисквалификации для камерунца с российским паспортом, 50 тысяч рублей штрафа для "Торпедо". Клубу, который не может похвастать благосостоянием, неприятно, болельщикам - хоть бы хны. Заплатят...

На февральском матче во Франции "Метц" - "Валансьен" зритель средних лет допустил расистские выкрики в адрес марокканца Абдеслама Уадду - и был взят под стражу на 36 часов. При этом нашлось достаточно свидетелей, подтвердивших, что он действительно оскорблял футболиста. Фаната приговорили к условному трехмесячному заключению и запретили ему в течение трех лет посещать стадион.

С "Метца" тоже сняли одно очко. И вы думаете, Уадду удовлетворен? Вовсе нет. Решение дисциплинарной комиссии Профессиональной футбольной лиги он назвал "насмешкой" и даже упрекнул этот орган "в нежелании уделить внимание" борьбе с расизмом!

Франкоговорящий и франкочитаюший Тчуйсе, наверное, в курсе этих событий. Имел возможность сравнивать и другой камерунец - Серж Бранко, второй паспорт у которого и вовсе французский. В последнем туре прошлогоднего чемпионата он, будучи игроком "Крыльев Советов", самовольно покинул поле в Химках и на сайте самарского клуба объяснил этот поступок тем, что любой его технический прием сопровождался оскорблениями со стороны болельщиков. "Химки" отреагировали крайним удивлением. Памятуя, видимо, что лучшая защита - нападение, клуб подчеркнул в своем заявлении, что как раз Бранко вел себя неподобающим образом, обращая к зрителям неприличные жесты. Но каким бы неоднозначным поведением ни отличался как в целом, так и в конкретном матче футболист, он не мог возмущаться ни с того ни с сего! КДК РФС предупредил и "Химки", и "Крылья". Конец сезона - какие могут быть разбирательства?

"Спартак" поздней осенью 2006 года представил Баффура Гьяна как неисправимого хама, заявив, что это ганец своим жестом в адрес красно-белого сектора вызвал гневную реакцию в матче с "Сатурном". Спору нет, нападающий был, мягко говоря, не прав, врезавшись в Войцеха Ковалевски и причинив тому сотрясение мозга, чем болельщиков настроил против себя. Но утверждение, что "ни о какой расовой неприязни не могло быть и речи", выглядит просто смешно. Тем более что туром раньше люди, выдававшие себя за спартаковских болельщиков, демонстрировали в Ярославле нацистскую символику.

Собственно, еще пять лет назад на матче "Спартака" в Казани горе-фанаты вывесили баннер "Негры вон!". ОМОН его сорвал - на этом все. Но в августе прошлого года "Спартаку" все-таки пришлось уплатить полмиллиона рублей за аналогичный баннер в Самаре. И уже нельзя было сослаться, допустим, на хронические проблемы с дисциплиной у Гьяна, которому спартаковская пресс-служба вспомнила даже "физическое воздействие на соперника с нанесением травмы" (то была разбитая бровь), хотя в "ростовском деле" 2004 года имела место провокация и соперник обозвал тогда еще динамовца "обезьяной". И в отличие от Матерацци, взбесившего Зидана, ростовчанина Даценко тогда вовсе не наказали.

После матча с "Торпедо" Тчуйсе в интервью "СЭ" предложил встать на его место. Это трудно. В генах у белого человека не заложена болезненная реакция на какие-либо подколки с расовым оттенком, в то время как для африканцев сравнение с обезьянами - как красная тряпка для быка.

В Африке, где я проработал 11 лет, на белого могут смотреть с подозрительностью, изредка неприязнью, но не с презрением. В Бенине, например, мальчишки выкрикивали вслед "йово" ("человек без кожи"), постоянно сопровождала присказка "йово-кадо" ("белый, сделай подарок"). Однако я не находил эти дразнилки покушением на человеческое достоинство. Для обиды не было исторической, экономической и прочей подоплеки. Неприятно другое - чувствовать себя выслеживаемой дичью, потому что в кармане водятся какие-то деньги, но это из другой оперы. Цвет кожи в таком случае имеет значение лишь как приманка.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО КРИЧАТЬ

Ситуации бывают разные. С нашей точки зрения, борьба с околофутбольным расизмом и ксенофобией в той же Франции в последнее время принимает форму навязчивой идеи, как сексуальное домогательство в Америке. Неделю назад на финале Кубка лиги, состоявшемся на "Стад де Франс", парижские недоумки растянули 60-метровое полотнище, в котором обозвали жителей севера страны, которых в народе принято именовать "шти", "педофилами, безработными и кровосмешенцами". Плохо, что и говорить. Но французская пресса принялась клеймить... расизм. При чем же он в данном случае? Шти - это даже не этническая общность, а лишь региональное понятие, как сибиряки или уральцы в России.

В Англии, к слову, где решительно искоренили стадионное хулиганство, на трибунах вовсю звучат песни с оскорбительными для жителей отдельных областей словами, и стражи порядка, решительно пресекающие всякое насилие, в таких случаях делают вид, что ничего не слышат. Хотя официально запрещено всякое народное творчество, содержащее расистские оскорбления и прочие непристойности.

Южане, например, распевают: "Я иду в паб, выпиваю десять пинт пива, наполняю свою глотку, возвращаюсь домой и бью жену, потому что я дворняжка с отвратительного севера". Особенно часто мишенью для издевательств становятся болельщики "Ливерпуля", которым, в частности, иногда приходится выслушивать слова: "Ты никогда не будешь иметь работу", положенные на мотив знаменитого гимна "Ты никогда не будешь один". Сомнительным комплиментом представляется манчестерская похвала в адрес Неманьи Видича: "Он приехал из Сербии и убьет вас, черт возьми". А на матчах "Тоттенхэма", который исторически ассоциируется с еврейской общиной Лондона, частенько звучат антисемитские лозунги.

Футбол - сфера эмоциональная, и порой молодым людям, собравшимся вместе, хочется повыпендриваться. Кто-то с непонятной целью перелезает через ограждение и выбегает на поле, хотя знает, что почти наверняка поймают и по головке не погладят. С другой стороны, за расистскими выходками в отдельных случаях могут стоять и кукловоды, провозглашающие: "Россия для русских" и т.п. А результат все тот же - воинствующее неуважение к людям. И это в принципе должно быть наказуемо.

Вам могут не нравиться лица соседей по лестничной площадке, которые родились в других краях, вы не обязаны знать, как их зовут, но до тех пор, пока они ведут себя в рамках общепринятых правил, у вас не может быть к ним претензий. Если же вы будете их оскорблять, они вправе обратиться в правоохранительные органы. Почему же на стадионе можно слетать с катушек?

ДОБИТЬСЯ ПОНИМАНИЯ У ЛИДЕРОВ БОЛЕЛЬЩИКОВ

В минувшем месяце темнокожие игроки "Марселя" обвинили в расистском поведении болельщиков "Зенита". Клуб возразил: "Жители Петербурга прекрасно встретили футболистов из Марселя, о чем свидетельствуют многочисленные статьи и фото в российской прессе". Какая, спрашивается, связь между работой журналистов и выходками отдельных болельщиков? Хорошо хоть не использован тезис про "культурную столицу", как в отповеди в адрес Бранко, который в конце прошлого года сказал в интервью "Самарскому футболу", что на "Петровском" из года в год черные футболисты слышат оскорбления.

Камерунец, правда, зашел слишком далеко. Он зачем-то обвинил в расизме руководителей "Зенита", поскольку те якобы ничего не делают для борьбы с этим явлением, а также заявил, что клуб с такими болельщиками должен играть в третьей лиге. В Петербурге это вызвало взрыв негодования. Но если отбросить категоричные тезисы футболиста и ответные обвинения в гнусной клевете, а также домыслы в интернете о заказном характере статьи, что и вовсе бред, то останется простой вопрос: "Какого рожна Бранко выделил именно питерский стадион?" Добавлю, что то же самое ранее сделал в беседе со мной Стефан-Андре Бикей, еще один ершистый и особо ранимый персонаж, которому, однако, в откровенности не откажешь.

Возможности клубов в контроле за поведением болельщиков очень ограничены - факт. Но международные инстанции, не имея иных рычагов воздействия на публику, наказывают ее как бы опосредованно - через клубы. Спасаясь от жестких санкций, можно доказывать в УЕФА, что у нас африканцев обожают и лелеют, что расизма нет и в помине, как не было в СССР секса, а уханья, которые слышны даже при телетрансляциях, национальная традиция, которая не имеет к обезьянам, джунглям и прочей экзотике никакого отношения. Вместе с тем не мешает всерьез задуматься о возможных последствиях, пока из-за чьих-то выходок не впаяли такую дисциплинарную санкцию, что станет по-настоящему больно. Сербы, между прочим, задумались, когда им пригрозили исключением из международного футбола. Последней каплей стал финальный турнир ЧЕ-2007 в Голландии и оскорбления в адрес чернокожих англичан со стороны сербских болельщиков. В итоге в стране были утверждены жесткие наказания за проявления расизма и насилие на стадионах.

Безусловно, людей, которые по молодости, недомыслию, да еще, может, перебрав пивка, решили покуражиться, нельзя приравнивать к преступникам. Судимости, даже условные, которые вешают во Франции за неполиткорректные выкрики, перебор. Нельзя за это людям жизнь коверкать. А вот отлучение на некоторое время от посещения стадиона вполне адекватная, по-моему, мера. Да только никто никого не хочет находить, затрачивать усилия, кого-то задействовать. У нас и за бросание зрителями файеров платят клубы, а сами любители пиротехнической забавы даже от символических штрафов избавлены. И зачем на наших стадионах установлены системы видеонаблюдения?

Французское выискивание нетерпимости - одна крайность. У нас же, боюсь, утверждается другая, а именно привычка и снисходительность к нетерпимому. Обобрать таджиков или кавказцев - норма для милиционеров, чье начальство зачастую видит в этом оброке естественную прибавку к зарплате своих подчиненных, которым недоплачивает государство. Это только добавляет масла в огонь сложных межнациональных отношений. Легко допускаю, что многие французские полицейские недолюбливают арабов и чернокожих, особенно после безобразных выступлений молодежи в предместьях Парижа и других городов. Но какое-либо беззаконие с их стороны может проявляться лишь как исключение и уж никак не с неприкрытым российским цинизмом.

- Для борьбы с проявлениями расизма на трибунах вполне достаточно административного наказания в виде штрафа за хулиганство, - сказал мне президент российской секции Международного общества прав человека и сопредседатель Фонда защиты прав спортсменов и спортивных объединений Владимир Новицкий. - Это позволило бы преодолеть чувство безнаказанности, которое с каждым инцидентом укрепляется. Возможно, действенной мерой стал бы некий корпоративный "моральный кодекс болельщика", выработанный в среде болельщицких клубов, которые существуют у каждой команды. Причем в первую очередь "важно добиться понимания среди лидеров болельщиков, которые влияли бы на общую массу".

Пока это лишь пожелания. Ждем, когда жареный петух клюнет?