Газета Спорт-Экспресс № 283 (4563) от 8 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

9 декабря 2007

9 декабря 2007 | Биатлон

БИАТЛОН

КУБОК МИРА

ЯРОШЕНКО БЕЖАЛ БЫСТРЕЕ БЬОРНДАЛЕНА!

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Хохфильцена

Первая спринтерская гонка австрийского этапа Кубка мира обернулась вчера для России солидным успехом: победителем стал Дмитрий Ярошенко, а бронзовую награду завоевал Андрей Маковеев, включенный в состав участников в последний момент вместо капитана команды Сергея Рожкова. Причем по скорости передвижения по лыжне оба спортсмена превзошли всех соперников, включая легендарного Оле Эйнара Бьорндалена!

- Сейчас стало намного сложнее выигрывать, нежели раньше, - сказал норвежец по этому поводу после финиша. - У меня прекрасно скользили лыжи, но остается констатировать, что у соперников они скользили лучше. Тем не менее я получил желтую майку лидера Кубка и полностью удовлетворен тем, как начинается этот сезон.

Российские тренеры в какой-то степени опасались первого старта в Хохфильцене. За два дня до соревнований в этом районе Австрии стояла солнечная погода, выпало много снега, однако в четверг вечером на стадион лег туман, а с раннего утра зарядил дождь. Тем не менее многочисленные предсказания, что к середине гонки, когда на старт выйдут сильнейшие, лыжня наверняка окажется разбитой и раскисшей, не оправдались: повышенная влажность сделала снег только плотнее, и лыжи россиян скользили идеально.

Правда, не совсем удалась стрельба: Ярошенко промахнулся на втором рубеже, Бьорндален дважды промазал на первом (точно так же, как норвежец, отстрелялись Иван Черезов и Максим Чудов, завершившие гонку соответственно с пятым и шестым результатами), Маковеев по разу "отличился" на обоих.

КТО ПРАВ?

Отстранение Сергея Рожкова от участия во втором этапе Кубка мира вызвало немало вопросов. Разобраться, чья позиция в подобной ситуации весомее, вряд ли теперь возможно. Личное общение с тренерами сборной накануне гонки в Хохфильцене дало основания считать, что никто из них не говорит всей правды.

По словам президента СБР Александра Тихонова выходит, что спортсмен, равно как и старший тренер мужской команды Владимир Аликин, были предупреждены заранее, что гарантировать Рожкову место в составе может только выдающийся результат на первом этапе в Контиолахти, чего, увы, не случилось. Аликин утверждает, что такой задачи поставлено не было. Тем не менее тренер не мог не понимать, что Рожков балансирует на грани дозволенного: его отказ подписать декларацию с СБР накануне сезона и тот факт, что спортсмен отказался наклеить на форму логотип командного спонсора, полностью развязал Тихонову руки.

Ну а после того как Маковеев стал третьим, оставалось констатировать: замена, на которой в Хохфильцене настоял именно президент СБР, взяв тем самым ответственность за результат на себя, получилась оправданной. И не было уже никакого смысла задавать Андрею вопрос, что он сам думает о ситуации с капитаном команды. Что тут думать, когда шанс выйти на старт неожиданно падает в руки и приносит медаль?

Ответ на гипотетический в общем-то вопрос: "А если бы на его месте был Рожков?", - был дан, кстати, тоже вчера. Сергей уехал из Хохфильцена на этап Кубка Европы в Обертиллих, но и там не попал в число призеров - финишировал четвертым.

Естественно, тяжело признать нормальной ситуацию, когда в ходе уже начавшегося сезона мужская сборная остается без капитана, а женская - без старшего тренера. Валерий Польховский покинул расположение сборной в тот же день, когда узнал о своем отстранении от работы с командой. Как и Рожков, он стал заложником собственной позиции по отношению к СБР, которую, к слову, отказывались понять даже его ближайшие коллеги, неоднократно предупреждавшие тренера, что рано или поздно противостояние закончится именно таким образом.

Тем не менее уже в четверг обстановка в команде совершенно не выглядела нервозной. Александр Селифонов, на которого неожиданно свалилась необходимость обеспечивать не только стрелковую часть своих обязанностей в женской сборной, но и спешно брать на себя общее руководство, честно признался:

- Если бы эти перестановки произошли раньше, было бы, конечно, несколько проще. Сейчас же приходится срочно перестраиваться в плане организации собственной работы. По-другому взаимодействовать со спортсменками, с их личными тренерами, с теми, кто работает в сборной, присутствовать на технических заседаниях, чего раньше я никогда не делал. Хотя не могу сказать, что все это новая для меня область. Мы и раньше никогда особо не отделяли стрелковую подготовку от прочей. Официально считалось, что я отвечаю за подготовку оружия, ремонт и разного рода организационные дела типа составления смет и всевозможных денежных расчетов, а Польховский больше занимается функциональной подготовкой. Но на практике мы никогда не делили обязанности на свои и чужие. И ответственность за результат была общей: все-таки две Олимпиады в одной упряжке прошли, несколько чемпионатов мира...

ОТ БИАТЛОНА ДО СПЕЦНАЗА

Рассуждая о своей нынешней должности, Селифонов в Хохфильцене сказал: "Я не рвался на этот пост. Никого никогда не подсиживал. Меня всегда устраивал свой круг обязанностей". Однако, когда я спросила тренера, испытает ли он облегчение, если в конце сезона Росспорт и СВР найдут другую кандидатуру на пост старшего тренера, он надолго задумался, после чего ответил: "Не знаю. Я пока не готов дать ответ на этот вопрос".

Это тоже понятно. В сборной России Селифонов провел в общей сложности почти десять лет. Начал работать там сразу после Олимпийских игр в Нагано. Но на чемпионате мира-1999 выступление женской команды посчитали неудовлетворительным. Сменили главного тренера Леонида Гурьева, а заодно с ним отстранили и Селифонова. Неофициально он продолжал работать со спортсменками до осени, на мировом первенстве-2001 женская команда выиграла эстафету, и той же весной по инициативе президента СВР Селифонова снова привлекли к подготовке сборной - уже в паре с Польховским.

Почему-то я всегда считала, что этот тренер пришел в биатлон из стрельбы. Однако когда сказала ему об этом в Хохфильцене, Селифонов рассмеялся:

- Да нет, как раз из биатлона. Вообще считаю, что стрельбу должен преподавать биатлонист. Сам в свое время занимался лыжными гонками. В 15 лет перешел в биатлон. Был чемпионом страны - дважды выигрывал в составе эстафет. Конкуренция в те времена пожестче была, чем сейчас. Но стрелял я всегда хорошо. Посчастливилось вовремя попасть к классному тренеру - Николаю Спигину. У него на "Динамо" была хорошая стрелковая группа, откуда выходили чемпионы Европы и даже мира. В стрельбе же, на мой взгляд, главное - именно правильная базовая подготовка.

В юниорах поначалу я выступал послабее. Но в 1974-м тем не менее попал в сборную, поехал в Финляндию на первенство мира. И получил на тренировке травму - упал на спуске, ударился головой. Глаз заплыл до такой степени, что стрелять я не мог. Так весь чемпионат запасным и просидел. А в 1975-м перешел в мужской состав и почти сразу стал чемпионом страны в Екатеринбурге. Самого Тихонова обыграл! Стрельба у меня была уверенная - "в ноль" или максимум с минутой штрафа, что по тем временам было большой редкостью. Все-таки боевая винтовка, с которой тогда соревновались, - посложнее, чем нынешние малокалиберные.

А вот в сборную, несмотря на ту победу, меня не взяли. До сих пор где-то в глубине души обида сидит.

-А как закончили карьеру?

- В 1976-м готовился к отбору на Олимпийские игры в Инсбруке. И, видимо, подорвал здоровье слишком большими нагрузками. Тогда ведь науки никакой толком не было - ни врача, ни массажиста. Притормозишь после подъема, пальцами за шесть секунд пульс померяешь, на 10 умножишь - и дальше бежишь. Я приболел накануне отбора к тому же. И весь сезон насмарку пошел.

А в 1978-м меня динамовское руководство уговорило перейти на тренерскую работу. Мол, специалистов не хватает. Тоже долго потом жалел, что послушался и рано выступать закончил. Но - сколотил детскую группу в общеобразовательной школе, потом работал в спортивном интернате, затем перешел в ЦС "Динамо". Хотя в 1990-м чуть было вообще не ушел из спорта. Времена-то сложные были: денег не платили, вот мы и перебивались кто чем. Мне как-то позвонил знакомый и сказал, что есть шанс перейти на работу в "Альфу" - тренировать снайперов.

Но, как выяснилось, не судьба была: не прошел медкомиссию. Зрение у меня на тот момент идеальное было, чистая "единица", но врач попалась чересчур опытная. Посмотрела глаза под микроскопом и сказала: мол, устройство хрусталика у меня таково, что года через три острота зрения начнет заметно снижаться. Позже мне все-таки удалось пройти окулиста и получить положительное заключение, но случился путч, и обо мне забыли.

-А что можете сказать сейчас о состоянии женской команды?

- Пока она в несколько разобранном состоянии. Получилось, что в Хохфильцен не смогли приехать Наталья Гусева, Оксана Неупокоева. С другой стороны, у нас появилась возможность проверить молодых - Денисову, Кунаеву, Кравцову. Прямо скажем, девочки пока не достигли уровня, чтобы вмешиваться в борьбу за высокие места. Но стараться они будут - это очевидно.

ЮРЬЕВА!

Девочки старались. Погода подкинула гонщицам очередное испытание в виде молочно-белой и довольно плотной пелены тумана, но первая тройка - Сандрин Байи, Екатерина Юрьева и Кати Вильхельм - справилась с дистанцией гораздо достойнее, нежели биатлонисты-мужчины. Все трое отстреляли без промахов. Такой же стрелковый результат показали еще две россиянки - Светлана Слепцова и Ольга Анисимова. И заняли в итоге вполне достойные седьмое и десятое места.

Впрочем, на вопрос о столь впечатляющем по сравнению с Контиолахти рывке Юрьева отреагировала по-своему:

- Второе место после пятого - это не рывок. А всего-навсего три шага наверх. Следующую гонку я постараюсь пробежать быстрее.

Чуть позже, переодеваясь в сухое, прежде чем идти на пресс-конференцию, Юрьева рассказывала:

- Вплоть до самого старта сомневалась, что все будет хорошо и что я вообще сумею составить кому-либо конкуренцию. Самочувствие было совершенно не беговое. Может быть, слишком многое накопилось: усталость, нервотрепка с визами, с переездами. Но как только стартовала, появилась какая-то необъяснимая уверенность в том, что все будет нормально. И легкость пришла, и силы неизвестно откуда взялись. Даже погода не напугала. Нас с вечера предупредили, что, скорее всего, пойдет дождь, который ко времени старта должен стихнуть. Так что неожиданностью это не стало. Туман, если честно, напрягал больше. Вроде хорошо, что ветер стих, но, с другой стороны, приятнее стрелять, когда мишень четко видно.

-В какой момент пришлось тяжелее всего?

- На финише. Тренеры гнали меня вперед, кричали, что впереди в 15 секундах Байи, а сзади в десяти - Кати Вильхельм... И вот эта Вильхельм в десяти секундах была как страшный сон. Я изо всех сил старалась не зацикливаться на этом, чтобы не потерять контроль над собственными действиями, но понимала, что голова не слушается. Мысль одна: бежать со всей мочи, а там - будь что будет!

Кубок мира. 2-й этап. Хохфильцен (Австрия)

Мужчины. Спринт. 10 км. 1. ЯРОШЕНКО (Россия) - 23.57,8 (0+1). 2. Бьорндален (Норвегия) - отставание 37,7 (2+0). 3. МАКОВЕЕВ (Россия) - 51,0(1 + 1). 4. Бергман (Швеция)-55,2 (0+0). 5. ЧЕРЕЗОВ (Россия) - 1.02,3 (2+0). 6. ЧУДОВ (Россия) - 1.05,3 (2+0). 7. Сикора (Польша) - 1.05,4 (0+1). 8. Бирнбахер (Германия) - 1.09,4 (0+0). 9. Грайс (Германия) - 1.10,0 (2+0). 10. Ос (Норвегия) - 1.13,6 (0+2)... 19. КРУГЛОВ (Россия) - 1.30,1 (0+1). 20. ЧУРИН (Россия) - 1.31,1 (1+0)... 48. КОЧКИН (Россия) - 2.12,2 (4+0).

Общий зачет Кубка мира. 1 . Бьорндален - 144 очка. 2. ЯРОШЕНКО - 139. 3. ЧЕРЕЗОВ - 139. 4. ЧУДОВ - 111. 5. Сикора - 106. 6. Ферри (Швеция) - 101... 9. ЧУРИН - 88. 10. КРУГЛОВ - 85... 14. МАКОВЕЕВ - 59. 15. РОЖКОВ (Россия) - 58... 56. КОЧКИН - 4.

Женщины. Спринт. 7,5 км. 1. Бэйи (Франция) - 21.53,0 (0+0). 2. ЮРЬЕВА (Россия) - отставание 18,8 (0+0). 3. Вильхельм (Германия) - 33,9 (0+0). 4. Бергер (Норвегия) - 49,1 (0+1). 5. Буххольц (Германия) - 51,8 (0+1). 6. Хенкель (Германия) - 55,0 (0+3). 7. СЛЕПЦОВА (Россия) - 56,7 (0+0). 8. Лю Сяньин (Китай) - 1.00,0 (0+1). 9. Олофссон (Швеция) - 1.03,8 (0+2). 10. АНИСИМОВА (Россия) - 1.05,0 (0+0)... 12. Нойнер (Германия) - 1.08,5 (0+4)... 18. ДЕНИСОВА (Россия) - 1.25,8 (1+1)... 22. МОИСЕЕВА (Россия) - 1.32,1 (1+1)... 35. КУНАЕВА (Россия) - 1.49,9 (1+1)... 54. Варне (Финляндия) - 2.26,6 (4+2)... 87. КРАВЦОВА (Россия) - 4.11,5 (0+4).

Общий зачет Кубка мира. 1. Глагов (Германия) - 157 очков. 2. Бэйи - 148. 3. Бергер - 133. 4. Вильхельм - 133. 5. Хенкель - 133. 6. Олофссон - 112... 8. СЛЕПЦОВА - 104. 9. ЮРЬЕВА - 103... 13. Нойнер - 69. 14. МОИСЕЕВА - 62... 19. Варис - 46. 20. АНИСИМОВА - 40... 26. ГУСЕВА (Россия) - 29... 37. ДЕНИСОВА - 13.