Газета Спорт-Экспресс № 273 (4553) от 27 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

28 ноября 2007

28 ноября 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

ГОД ПРОШЕЛ НЕ ЗРЯ

Эксперт "СЭ" по вопросам фанатской активности подводит итоги сезона-2007, который, по его мнению, оказался одним из лучших по организации перформансов и внес значительный вклад в укрепление структуры фанатского движения в целом.

БУРНОЕ НАЧАЛО

Сезон, как вы, надеюсь, помните, стартовал матчем за Суперкубок между "Спартаком" и ЦСКА. Спартаковские болельщики заявили о себе на этой встрече программной композицией "Глаза ультрас": с середины трибуны Б на соперников и игроков щурились злобные глаза, выполненные черными модулями на красном фоне, а ниже от края до края трибуны растянулась надпись "Ultras" из тех же модулей. Для пущего эффекта можно было бы в глазницах зажечь файеры, но картина и так смотрелась неплохо, особенно если учесть сложность предматчевой раскладки модулей в Лужниках.

Армейские фанаты подготовили ответ, но в дело вмешалась милиция, еще не привыкшая считаться ни с фанатами, ни с их идеями. Стражи порядка взяли на себя роль цензоров, конфисковав небольшие баннеры с опущенным вниз пальцем: знаменитый древнеримский жест почему-то сочли провокационным.

Нескольким цээсковским баннерам все-таки удалось "выжить". В сложенной из них фразе гендиректору "Спартака" Сергею Шавло предлагалось получить в офисе ЦСКА премию за удачное, по мнению "армейцев", межсезонье. Этот чувствительный удар, помноженный на разгром от принципиального соперника, лишь усилил сплоченность ультрас "Спартака". И уже в следующем матче - с "Динамо" - они замутили одну из самых удачных акций всего сезона.

ХОР ПОСЛЕ ТИШИНЫ

Стоит признать, что в активности фанатов "Спартака" есть немалая "заслуга" их любимого клуба, руководство которого не раз давало болельщикам повод для протестов. Так, одна из самых впечатляющих демонстраций "спартаковцев" - "30 минут тишины" - стала результатом того, что фанаты захотели показать свое отношение к провальной, по их мнению, селекционной работе клуба, а также к безвольному поражению от ЦСКА в матче за Суперкубок.

И вот за несколько дней до дерби с "Динамо" на официальном сайте ультрас "Спартака" появилась информация: мол, все, кто придет на "спартаковскую" трибуну, стартовые 30 минут матча должны молчать, как рыбы в аквариуме.

Это была серьезная проверка единства фанатов. Ведь в сезоне-2006 ультрас провалили аналогичное испытание после скандального интервью Аленичева в "СЭ". Тогда на матче первого круга с "Локо" спустя десять стартовых минут вся фанатская трибуна должна была покинуть стадион в знак протеста против отлучения Аленичева от тренировок с основной командой. Но ушел только сектор Б5, где тогда располагалась "Фратрия".

Возможно, и на этот раз протестные планы сорвались бы, если бы матч играли в громадных Лужниках. Но на компактном "Динамо" было легче контролировать ситуацию, да и на трибуны попало меньше "брака" (так на фанатском сленге называют болельщиков, которые приходят лишь на топовые матчи команды). Так что "спартаковцы" действовали с полнейшим единодушием: со стартовым свистком было слышно лишь фанатов "Динамо", которые полчаса безостановочно "шизили" под баннером "Радио Динамо FM, 30 минут без рекламы". А на 31-й минуте "спартаковская" трибуна разразилась своим традиционным зарядом "Боже..." - да каким!

Даже комментаторы, работавшие на этом матче, сделали паузу в эфире, чтобы послушать, как поют трибуны. Успех акции? Его можно оценить по реакции СМИ - они бурлили целую неделю.

Акция "спартаковцев" "Наше имя выше денег" хотя и уступала по масштабам предыдущей, но тоже удалась на славу. Поводом к ней послужила отставка наставника красно-белых Владимира Федотова, который пользовался большим уважением среди болельщиков. Фанаты считали, что в безвольном поражении от "Москвы" виноват не столько тренер, сколько игроки, поэтому к матчу с "Сатурном" была разучена новая песня (на всякий случай ее слова перед матчем лежали почти на каждом сиденье трибуны Б). А сектор Б8 вооружился надувными топориками, которыми весь первый тайм грозил игрокам в такт мелодии.

Свисток к началу матча - и вместо привычных красно-белых здравиц в адрес команды с трибун понеслось "Наше имя выше денег, ты это знай" и "Чего еще вам нужно, чтобы выйти и играть...". Песня не умолкала ни на минуту, даже когда Павлюченко подошел бить пенальти. Промах, а фанатская трибуна и не думала сменять пластинку. В конце концов у игроков начали сдавать нервы, и пробегавший мимо трибуны Б Быстров закричал: "Да прекратите вы!" Но прекратили фанаты только во втором тайме, в котором и был сделан результат в матче. Вот такой дебют получился у нынешнего любимца красно-белой торсиды Станислава Черчесова.

ЕДИНСТВО СТРОЯ

Не смог ЦСКА побиться за чемпионство - и фанаты его тоже сдали свои позиции. Отчасти это объясняется милицейскими репрессиями (в этом сезоне "армейцы" пострадали от них больше других), отчасти - внутренними проблемами, о которых ультрас ЦСКА не распространяются. Проблемы начались сразу: уже стартовое шоу в матче со "спартаковцами" (см. выше) оказалось сорвано. Следом рухнул перформанс на встрече с "Локо" - тогда фанатам ЦСКА запретили вообще все. Правда, в этом случае часть вины лежит на них самих: тотальный запрет стал ответом милиции на самоуправство "армейцев", развернувших не согласованные с ней баннеры в матче с "Динамо".

И все же, как и у клуба, у ультрас ЦСКА были яркие моменты в сезоне. Одним из самых впечатляющих оказалось "динамическое сердце" на домашнем матче с "Локо": оно состояло из красно-синих растяжек в золотом обрамлении и по ходу дела несколько раз меняло свои цвета.

Похоже, этот сезон ультрас ЦСКА потратили на внутреннюю перестройку, чтобы в следующем году рвануть вперед. Первый шаг к этому сделан: вот уже несколько недель, как "армейцы" запустили свой официальный сайт, который будет оперативно информировать рядовых фанатов о готовящихся перформансах.

БАЛОВНИ ФОРТУНЫ

Фанаты "Локо" - в привилегированном положении: в их распоряжении лучший стадион для постановки шоу, да к тому же выделены специальные помещения для рисования баннеров и хранения реквизита. Клуб всегда рад оплатить расходы на перформанс, а также помочь перевезти готовые баннеры. Казалось бы, чего еще желать? Фанаты "Локо" клубу действительно благодарны, однако теперь они жаждут независимости. Хочется самим собирать деньги на перформанс, самим перевозить баннеры и т.д. "Заелись", подумают некоторые, но стоит отметить: ультрас других клубов принципиальность фанатов "Локо" только приветствуют.

Однако именно из-за организационной перестройки и желания все делать самим этот год у ультрас "Локо" получился не таким ярким, как предыдущий: выразительные перформансы в их исполнении можно пересчитать по пальцам одной руки. Самые яркие из них - "Крепость духа" и "Халк".

Правда, крепость, "построенная" ультрас "Локо" на матче с ЦСКА, выглядела масштабно, но не впечатляюще. Уж слишком безобидная получилась конструкция: кубики да башенки. Имея в своем распоряжении такое чудо, как стадион "Локомотив", можно было соорудить что-нибудь поубедительнее.

А вот композиция с "Халком" - безусловный успех фанатов "Локо". Да и вообще вся подготовка к тому мачту со "Спартаком" прошла на ура.

Еще с утра в вагонах метро пассажиров "красной" ветки пугал Фредди Крюгер, который грозил устроить спартаковцам "Кошмар на улице мяса-4". (Стоит отметить, что до этого матча команды сыграли между собой три игры и верх неизменно брал "Локо". Поэтому четвертый кошмар для фанатов "Спартака" был вполне реален.) А перед началом матча Южная трибуна "Локомотива" растянула зеленого героя американских мультиков Халка с лозунгом "Рвать и метать". Выполнен он был настолько четко, что невозможно было поверить, что это hand-made, а не компьютерная картинка.

В концовке матча, когда "Локомотив" забивал четвертый, победный, гол, ультрас "Локо" вывесили баннер: "Четвертый контрольный". Что можно было отнести как к четвертому голу, так и к четвертому проигранному спартаковцами матчу. Не секрет, что этот баннер создавался в недрах стадиона по ходу игры. Может, ультрас "Локо" все же пока не стоит так рьяно рвать пуповину соединяющую их с клубом?

ЧЕМПИОНЫ ИЗ ПИТЕРА

Чемпионами сезона, на мой взгляд, стали "зенитовцы" вместе со своим клубом. Конечно, фанаты красно-белых могут возразить: мол, питерцам не сравниться по массовости со "спартаковскими" суппортами. Но, согласитесь, если бы у "зенитовцев" была двадцатитысячная трибуна, они не уступали бы москвичам и в массовости.

Предсезонную подготовку питерцы провели суперпродуктивно: "выбили" для себя весь фанатский вираж. Если раньше звуковая поддержка давала сбои из-за того, что полностью фанатскими секторами считались лишь 13-й и 14-й, а на 12-м и 15-м народ сидел вперемежку, то теперь фанаты застолбили за собой все четыре сектора. В итоге к старту сезона питерцы могли похвастаться пятью тысячами не самых тихих глоток, готовых без устали гнать своих любимцев вперед. А для координации на деньги фанатов были изготовлены дополнительные три вышки для заводящих.

Кроме организационных и режиссерских успехов (красочных сложных композиций, потрясающих пиро-шоу): питерцы могут похвастаться и оригинальным ноу-хау под названием "Встреча автобусов с игроками".

Акция затевалась для поддержки своих игроков и давления на противников. Поначалу народу на нее собиралось мало, и ощутимых дивидендов она не приносила: соперники с удивительным постоянством брали на "Петровском" очки. Однако фанаты от своей затеи не отступились, и под конец сезона она принесла ощутимый результат.

"Зенит", вырвавшийся на полкорпуса вперед "Спартака" в чемпионской гонке, у себя на поле принимал еще не потерявшую надежды на бронзу "Москву". За несколько часов до игры автобус с игроками московского клуба мирно подруливал к стадиону - ни игроки, ни тренеры не представляли, что их ожидает. Внезапно вокруг автобуса запылали файеры и заклубились дымы, а люди в устрашающих масках и черных робах перегородили дорогу, посредством жестов демонстрируя способы "расправы" с игроками "Москвы".

Перед началом матча изрядно ошарашенных игроков "Москвы" ждало еще одно испытание: на одном из центральных секторов появился киношный пришелец "Хищник", который стоял на груде черепов и раздирал на части последнего игрока "Москвы", остальные футболисты уже лежали "готовые". И все это под баннером: "Хотите лечь костьми? Ляжете!" Так питерские фанаты обыграли заявление генерального директора "Москвы" Белоуса о том, что игроки его клуба костьми лягут, но привезут из Питера очки.

Стоит ли удивляться, что после такого "теплого" приема игрокам "Москвы" бегалось по полю "Петровского" без удовольствия. Об эффекте питерского ноу-хау лучше всего свидетельствует признание тогдашнего тренера "Москвы" Леонида Слуцкого, который после матча заявил, что ему хотелось поскорее покинуть "гостеприимный" стадион.

ПРОВИНЦИЯ ПРОСЫПАЕТСЯ

Сезон-2007 показал, что ультрас-культура распространяется по России очень быстро. В этом году достойные шоу представили фанаты "Кубани", "Сатурна", "Рубина" и других команд. Из первого дивизиона, ко всеобщей фанатской радости, вернулся "Шинник", ультрас которого неплохо себя там проявили. Теперешнее соседство с грандами только подхлестнет их активность.

Каков же итог? Акции на стадионах становятся все масштабнее, изобретательнее, ярче, а главное - организованнее. Если ультрас не сбавят набранный темп, в следующем сезоне можно ожидать еще более захватывающих представлений, которые добавят остроты и эффектности всенародно любимой игре.

Петр КУЗНЕЦОВ