Газета Спорт-Экспресс № 271 (4551) от 24 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

24 ноября 2007

24 ноября 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

ВРЕМЯ "ИНДАБЫ"

Завтра в Дурбане состоится "индаба" - так в ЮАР называют жеребьевку отборочного турнира чемпионата мира 2010 года. За ее ходом непосредственно на месте событий будет следить специальный корреспондент "СЭ", а пока - его первый репортаж из Южной Африки.

Александр ПРОСВЕТОВ

из Дурбана

Как же было приятно оказаться в четверг вечером в лондонском аэропорту Хитроу и пробежать глазами заголовки британских газет! "Конец дороги", "Кошмар Англии", "Болельщики полны гнева на Макларена"...

Газетные "шапки" радовали глаз не столько из-за злорадства, хотя, скажем, теперь уже бывший главный тренер английской сборной за свое хамское поведение на пресс-конференции в Лужниках, где он демонстративно отказался отвечать на вопросы российских журналистов, нашего сочувствия, по-моему не заслуживает, сколько потому, что провал "Львов" стал синонимом успеха российской сборной. Жизнь поставила вопрос ребром: или они, или мы. Вышло так, что мы. А оттого более оптимистично воспринимается жеребьевка уже следующего отборочного цикла, которая состоится завтра в Дурбане. Одно дело надеяться и ждать, когда же воздастся за не единожды битого, другое - осознавать, что до следующей осени в жизни нашей национальной команды будут не только мало что значащие товарищеские матчи.

В Дурбан, город на юго-востоке ЮАР, я и прилетел вчера днем транзитом через Лондон и Йоханнесбург, проведя в пути в общей сложности 20 часов, из которых 16 - непосредственно в воздухе. Это к сведению любителей футбола, уже, возможно, планирующих выезд на ЧМ-2010, которому, если что и обеспечено заведомо, так это экзотичность.

В 2009-м ЖЕРЕБЬЕВКА ПРОЙДЕТ В ГРУДЕ КАМНЕЙ

Эмблема будущего футбольного первенства, на которой изображен черный человечек, наносящий удар по мячу в падении через себя, встречает в эти дни в аэропортах как Йоханнесбурга, так и Дурбана. Наряду с рекламой компании-оператора мобильной связи, официального партнера чемпионата, она красуется на бортах автобусов, доставляющих пассажиров к самолетам.

И, конечно, мелькает уже довольно давно вошедшее в моду зулусское словечко "индаба". Изначально так назывались собрания традиционных вождей, а теперь - всяческие форумы: политические, экономические, туристические. Под это понятие подпала и жеребьевка отборочного этапа ЧМ-2010, которая пройдет в дурбанском Конгресс-центре.

Вчера здесь были объявлены имена "послов" ЧМ-2010, призванных - по аналогии с послами доброй воли - пропагандировать турнир, подготовку к нему и соответственно Южную Африку. Почетное звание присвоено двум победителям Кубка Африки 1996 года Доктору Кумало и Марку Фишу, звезде замбийского футбола Калуше Бвалии, которого в 1988 году France Football признал лучшим игроком Африки, и Дезире Эллис, внесшей большой вклад в развитие женского футбола в ЮАР.

А днем были оглашены решения по итогам совместного заседания представителей местного оргкомитета и ФИФА. Генеральный секретарь ФИФА Жером Валке со сдержанным беспокойством обратил внимание на то, что строительство и модернизация стадионов должны быть закончены никак не позднее, чем за 7 месяцев до начала чемпионата. К этому времени надо будет начать распространение билетов и необходимо располагать точной информацией о вместимости спортивных арен.

Кстати, о билетах. Южноафриканская сторона твердо намерена распространить часть билетов для жителей ЮАР по более чем льготным ценам. Кроме того, объявлено, что жеребьевка финального турнира, видимо, пройдет через два года в Кейптауне.

Состоялась также презентация официального плаката ЧМ-2010. Президент ФИФА Зепп Блаттер сорвал черное покрывало - и мы увидели постер, на котором изображен темнокожий футболист, бьющий головой по мячу. Примечательно, что голова и шея футболиста повторяют контур карты Африки.

Днем ранее была официально представлена еще и эмблема Кубка конфедераций, который пройдет с 14 по 28 июня 2009 года в пяти городах ЮАР: Йоханнесбурге, Претории, Блумфонтейне, Порт-Элизабете и Рустенбурге. Известно, что в турнире помимо команды хозяев примут участие сборные Италии (чемпион мира), Бразилии, США, Ирака, а также чемпионы Европы, Африки и Океании, которые выявятся в будущем году.

Сейчас в ЮАР городам активно прививают названия африканского происхождения, так что даже в официальных документах оргкомитета знакомым именам предшествуют экзотические. Так и сосуществуют парами: Этеквини - Дурбан, Цване - Претория, Мангаунг - Блумфонтейн, Нельсон Мандела Бей - Порт-Элизабет. Есть предложения и по Кейптауну. Одно из них - Икала, что на языке коса означает "мыс".

Так что, не исключено, в 2009 году представители лучших сборных мира соберутся уже не в Кейптауне, а в Икапе. Или в городе с названием, которое включает щелкающие звуки и которое поэтому невозможно отобразить в русском письменном. На языке готтентотов это невоспринимаемое нашим ухом слово значит "груда камней". Так готтентоты называли крепость, которая положила начало Кейптауну.

В НАЧАЛЕ 90-х НА РУССКИХ СМОТРЕЛИ, КАК НА МАРСИАН

А теперь - пара ностальгических страниц. "Только самолетом можно долететь", - звучала в советские годы на всех волнах отечественного радио песня о таежном крае на музыку Александры Пахмутовой. В ЮАР из Москвы путь еще более дальний, чем куда-нибудь в тундру, и добираться на этот край света из наших широт не на воздушном, а морском судне, как Бартоломеу Диаш, первооткрыватель мыса Доброй Надежды или его более знаменитый последователь Васку да Гама, обогнувший Африку, сегодня по меньшей мере нецелесообразно.

Теоретически, если вы экстремал и любитель бездорожья, можно доехать и наземным транспортом. Только визовых проблем не оберешься, да и личная безопасность отнюдь не гарантируется. Когда в 1992 году организаторы гонки Париж - Дакар перенесли финиш в Кейптаун, африканские государства согласились пропустить автопелотон через свою территорию. Причем это имело политическое звучание: Черная Африка дала понять, что прекратила видеть в ЮАР закоренелую "империю зла". Но через Чад, где происходили очередные столкновения этнических группировок, "КАМАЗы" и прочие авто- и мотосредства проследовали в сопровождении французских военных вертолетов, а через Заир (ныне ДР Конго), где вспыхнули беспорядки, и вовсе решили "перепрыгнуть" на самолетах.

Окончание - стр. 2