Газета Спорт-Экспресс № 268 (4548) от 21 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

21 ноября 2007

21 ноября 2007 | Хроника

ХРОНИКА

СВОЯ КОЛОНКА

Дмитрий КУЗНЕЦОВ

ПИАР-БОРЬБА БЕЗ ПРАВИЛ

Меня поразило, с каким знанием дела после осечки в Лужниках англичане привели в действие всю мощь своей пиар-машины. Это была борьба без правил, и были использованы грязные технологии, но так или иначе Англия своего добилась. С подачи родоначальников футбола, кажется, только ленивый не говорил перед матчем нашей сборной с Израилем, что все, мол, в этой "странной" игре предрешено заранее.

В итоге создалось впечатление, что, выходя на поле "Рамат-Гана", даже наши футболисты, может, и на уровне подсознания, но также были уверены: израильтяне биться, не жалея ног, не будут. А когда поняли, что все предыгровые расклады полетели в тартарары, было поздно: изменить ход поединка команда Гуса Хиддинка уже не смогла.

Не случайно и то, что израильская сборная на таком эмоциональном фоне на проходной, по сути, матч настроилась словно на судьбоносный - как будто доказывала свою неподкупность.

Не знаю, что говорил Хиддинк своим игрокам перед игрой и как уберегал от расслабленности сборную глава РФС Виталий Мутко, но сражение за психологическое состояние мы англичанам проиграли, что называется, в одну калитку...

То, что Запад научился вести пропагандистские битвы с наполеоновским масштабом, хорошо известно со времен холодной войны. Однако до сих пор многие в России, похоже, не осознали, что поражает это информационное оружие не только какие-то стратегические политические цели, но и является эффективным инструментом для решения задач в спорте.

НХЛ, например, ведет свою информационную политику с тем же размахом, что англичане в футболе. Стоит лишь затронуть интересы этой суперкорпорации, как она тут же обрушивает на противника весь свой потенциал. И после массированной артподготовки общественное мнение не допускает даже намека на то, что где-то еще на свете могут играть в классный хоккей.

Точно так же работают над своим имиджем в крупнейших зарубежных лигах, клубах и федерациях. А вот в России ситуация, увы, пока чаще всего иная...

Образцом непрофессионализма лично для меня стали высказывания президента ОКР на Играх в Солт-Лейк-Сити: если помните, положительные допинг-пробы наших знаменитых лыжниц Леонид Тягачев пытался объяснить тем, что, мол, у спортсменок бывают критические дни, и этот аргумент вызвал гомерический хохот во всем мире. В рядах российской делегации в тот момент не оказалось профессионала, который смог бы подготовить шефу, обделенному ораторским искусством, "слова для прессы". Прошло пять лет, но, увы, с тех пор в этом плане у нас мало что изменилось...

Принцип любого преуспевающего бизнеса - работать так, чтобы скандалы не возникали вообще. Если же что-то все-таки случается, то "задувать" костер начинают с тем же усердием, что свечки на торте в день своего рождения. Как, например, это сделала та же НХЛ, когда необходимо было погасить грандиозный скандал с подпольным тотализатором Рика Токкета.

Помните, как начиналась вся эта история и какой был шум? И вот несколько недель назад помощник Уэйна Гретцки получил прощение и снова может работать на прежнем месте. Причем ни у кого в Северной Америке даже грана сомнения не закралось, что в этом деле все, вполне вероятно, не так чисто. Чем не образец для подражания?

Не понимать значимость информационных технологий для общего успеха и не предвидеть подобных вещей сегодня, в XXI веке, - недопустимая роскошь. Но мы, к сожалению, не научились подходить к вопросам собственного имиджа столь же профессионально, и на пропагандистские атаки противника наши федерации и лиги по-прежнему отвечают более чем робко. Мы оправдываемся вместо того, чтобы выйти из окопов и самим перейти в наступление.

При том, что и у нас уже есть примеры для подражания. Согласитесь, то, как работает служба пиара в баскетбольном ЦСКА, не может не вызывать уважения. И как не восхищаться фантастической командой профессионалов, которая представляла олимпийскую заявку Сочи-2014 на сессии МОК в Гватемале! Мы тогда победили всех конкурентов в тяжелейшей информационной войне - и заполучили столь желанные Игры. При том, что с объектами будущей Олимпиады члены МОК знакомились лишь на бумаге.

Может, стоило прибегнуть к услугам этих же специалистов и перед игрой с Израилем?