Газета Спорт-Экспресс № 265 (4545) от 17 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

17 ноября 2007

17 ноября 2007 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2008. Отборочный турнир

Группа Е

Сегодня ИЗРАИЛЬ - РОССИЯ

СКОЛЬКО СТОИТ ПОБЕДА НА "РАМАТ-ГАНЕ"?

Александр ПРОСВЕТОВ

Путевку на чемпионат Европы футбольная сборная в отличие от туристов не покупает, а завоевывает. Прежде всего успех принесет огромную радость любителям футбола, будет способствовать его дальнейшему подъему, потому что трудно продвигаться вперед, сидя на обочине. На чувства ценник не повесишь.

И все-таки у победы на "Рамат-Гане" есть также стоимость в денежном выражении, которую, правда, едва ли возможно точно вычислить: слишком уж много у нее составляющих. Не в деньгах счастье, но в них что-то есть, и потому немного поразмышляем о меркантильном.

ЧЕТЫРЕ ГОДА НАЗАД ГРЕКИ ЗАРАБОТАЛИ 26 МИЛЛИОНОВ

Самый простой элемент - это бонус, который получат от УЕФА федерации из стран, команды которых примут участие в Euro-2008. В пресс-службе УЕФА мне сообщили, что размер призовых будет утвержден исполкомом этой организации на заседании, которое пройдет 1 - 2 декабря в Люцерне, в преддверии жеребьевки финального турнира. Коммерческий директор РФС Петр Макаренко, в свою очередь, сказал, что минимальный бонус - только за попадание на турнир - должен составить около 7 миллионов долларов, но сумма возрастет в зависимости от результатов команды.

На сегодняшний день названная сумма соответствует 7,855 миллиона швейцарских франков. На Euro-2008 каждой сборной-участнице изначально полагалось 7,5 миллиона в швейцарской валюте, которой и оперирует УЕФА, так что, возможно, в РФС пока исходят из прежних выкладок. Но ясно, что меньше, чем четыре года назад, не заплатят.

Призовые на португальском первенстве увеличивались по мере достижений. За победу на групповом этапе дополнительно выплачивался 1 миллион швейцарских франков (вот вам и цена выигрыша у Греции), за ничью - 0,5 миллиона. Кроме того, за выход в четвертьфинал полагалось 3 миллиона, полуфинал - 4 миллиона, за участие в финале - 6 миллионов и общую победу - 10 миллионов. Таким образом, "потолок" в денежном измерении был равен 27,5 миллиона швейцарских франков. Сыграв вничью с Испанией и уступив России, сборная Греции недобрала полтора миллиона.

Как расходовать бонус УЕФА - дело каждой федерации. Прежде часть шла на выплату премиальных игрокам, часть - на проживание во время самого чемпионата. Так или иначе это перекладывание денег из одного кармана в другой.

РАЗНИЦА В СПОНСОРСКОЙ ПОМОЩИ - 40 ПРОЦЕНТОВ

Но "пособие" международной федерации - далеко не вся цена вопроса даже в том, что касается РФС. Сейчас, скажем, союз формирует пул спонсоров до 2012 года.

-Как же отразится непопадание сборной в финальный турнир, если оно, не дай бог, произойдет, на содействии по спонсорской линии? - поинтересовался я у Макаренко.

- В цифрах не могу сказать, но разница будет процентов в 40, - ответил коммерческий директор РФС. - Безусловно, если команда выйдет на европейский чемпионат, создать пул будет легче, а отдача от него окажется эффективнее.

-Но ведь вы заключаете договоры на четырехлетний срок, то есть затрагиваете уже следующий отборочный цикл.

- Конструкция у договоров сложная. Непопадание на Euro-2008 все планы не разрушит, но от результата доход зависит существенным образом.

РЕКЛАМА В СМИ БУДЕТ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, НО ПО РАЗНОЙ ЦЕНЕ

Прежде неучастие сборной СССР в чемпионате Европы грозило любителям футбола отказом в телевизионных трансляциях или по меньшей мере сокращением их объема. Грядущий турнир наши болельщики посмотрят в любом случае. Первый канал и ВГТРК его показ уже поделили. Количество рекламы в трансляциях строго регламентировано специальным указанием УЕФА.

До матча 30 секунд отводится спонсорам чемпионата Европы и три с половиной минуты - рекламодателям национальных каналов. В перерыве: одна минута - спонсорам турнира, 30 секунд - ролику УЕФА и восемь минут - рекламе телеканала. После матча: 30 секунд - спонсорам первенства и четыре минуты - крутите, если хотите, сюжеты про Леню Голубкова, который буквально всех измучил во время ЧМ-94. Найти желающих поставить рекламу в трансляции с чемпионата Европы не составит никакого труда независимо от того, поедут на него наши футболисты или нет. Вопрос исключительно в стоимости телевизионных услуг.

Цифры не разглашаются, но очевидно, что особый интерес вызывают матчи с участием сборной России. Трансляции ее встреч с Японией на ЧМ-2002 и Португалией на Euro-2004 вошли, например, в десятку самых рейтинговых передач года.

Как рассказал Макаренко, октябрьский матч Россия - Англия собрал рекордную в истории нашего футбола телеаудиторию. По данным "Гэллопа", рейтинг этой трансляции составил 15 процентов. Другими словами, за игрой наблюдали 15 процентов обладателей телевизоров. А доля тех, кто смотрел телевизор во время трансляции матча и при этом отдал ей предпочтение, была равна 40 процентам. Это значит, что встреча привлекла внимание граждан, которые обычно футболу внимание не уделяют. И точно так же даже домохозяйки хоть как-то заинтересуются выступлениями нашей команды на чемпионате Европы.

От того, быть или не быть сборной России на турнире в Швейцарии и Австрии, напрямую зависят тиражи и соответственно доходы периодических изданий. В дни привлекающих особый интерес спортивных событий объемы выпуска газет, пишущих о спорте, могут подскакивать вдвое. В периоды таких соревнований в издания намного обильнее, чем обычно, поступает реклама. Спортивные СМИ - часть серьезнейшего шоу-бизнеса под названием "футбол". Они влияют на его развитие и в то же время сами находятся под влиянием от его результатов - и уже поэтому не могут быть к ним равнодушными.

НАШИХ БОЛЕЛЬЩИКОВ МОЖЕТ БЫТЬ В ДЕСЯТЬ РАЗ БОЛЬШЕ

Нет никакого сомнения, что немалая часть российских граждан пожелает поехать летом непосредственно на чемпионат. Сколько их будет, опять-таки зависит от результата сегодняшнего матча в Израиле.

-Сейчас турбизнес в низком старте: ждет выстрела, которым, надеемся, станет победа сборной России в Израиле, - заметил вице-президент Ассоциации туроператоров России Алексей Крылов.

- Компания, которую я возглавляю, давно специализируется на продаже футбольных туров, - сказал мой собеседник. - Во время предыдущего чемпионата Европы только она отправила в Фару, что на юге Португалии, где базировалась и играла два матча группового этапа российская сборная, три чартера. Всего же туда совершили перелет 15 - 20 самолетов с нашими болельщиками. Итого 8 - 10 тысяч человек. На заключительную часть турнира в Лиссабон, в которую российская сборная не попала, приехало уже значительно меньше народа - около тысячи человек.

В Германию на финальный турнир ЧМ-2006, в котором наша команда не участвовала, чартеры вообще не организовывались. Люди добирались регулярными рейсами, поездами, автомобилями. Всего, по нашей оценке, на чемпионате побывали 1 - 2 тысячи человек. Причем примерно 60 процентов подтянулись к заключительным матчам.

В зависимости от того, пробьется наша сборная на Euro-2008 или нет, количество народа, которое поедет в Швейцарию и Австрию, отличается кардинально. Разница - раз в десять. В случае успешного преодоления отборочного барьера, в альпийские государства могут совершить поездку 10 - 15 тысяч. Может быть, даже больше.

-И это несмотря на то что в странах - устроительницах чемпионата, особенно в Швейцарии, высокий уровень цен?

- Все-таки за четыре года, прошедшие после предыдущего чемпионата Европы, в кошельках у наших граждан стало больше нефтедолларов. Надбавка в 15 - 20 процентов особой роли не играет. С одной стороны, в России за последнее время заметно вырос интерес к футболу, с другой - люди отправляются на чемпионат не только из любви к игре, а и потому, что это стало модно. Один поехал действительно из-за футбола, другой - за компанию, а третий - потому, что так принято, что в каких-то кругах пропустить такое событие почти неприлично.

-К тому же чемпионаты мира и Европы вышли за пределы просто соревнований - они превратились в своего рода фестивали, на которых футболу просто принадлежит центральное место.

- Именно. Замечу, что и цена на пакет услуг, если наша команда не попадает на турнир, возрастает, потому что тогда будет значительно сложнее обеспечить клиентов билетами на матчи. Это ключевой вопрос: без гарантированного прохода на стадион мало кто готов приобрести путевку. Стране - участнице чемпионата, выделяют солидную билетную квоту. В противном случае туроператарам приходится изыскивать билеты окольными путями: через интернет или за счет квот тех стран, которые не полностью их выкупают. При этом возникает существенный деловой риск. Так, в 1998 году во Франции в финал вышла французская сборная, и долю третьих стран аннулировали в пользу хозяев. В результате многие россияне на матч не попали и смотрели футбол в парижских барах.

ДЕЛО ЗА ФУТБОЛИСТАМИ

Дело за футболистами, для которых, между прочим, результат важен не только в моральном отношении. Пусть они вспомнят, какой карьерный взлет совершили чехи, игравшие в финале Euro-96, или греки, сенсационно завоевавшие чемпионский титул в Португалии. Наши ветераны футбола часто признаются, что рассчитывали на тот или иной форум как на трамплин в собственной биографии, отказывались от предложений, надеясь повысить свою репутацию, а сборная, увы, выступала блекло - и многообещающие варианты отпадали. Что уж говорить про игроков команды, которая остается за дверью во время главных футбольных смотров.

Вот что писал "СЭ" 18 ноября 1997 года, спустя три дня, как в Неаполе скучная сборная Италии пересилила безликую команду России, и наша страна пролетела мимо ЧМ-98:

"Впервые за 20 лет мы остались без чемпионата мира. Мы - это самая большая в Европе страна, а среди тех, где футбол является видом спорта номер один, - самая, возможно, большая в мире. Россия - страна футбольная с точки зрения отношения к Игре миллионов ее граждан. Для них случившееся - почти трагедия.

В прежние времена наверняка сказали бы: после таких матчей на заводах и фабриках падает производительность труда. Сейчас добавим: падает интерес к происходящему вокруг, вера в наши возможности... Наша национальная команда осталась беспризорной, никому не нужной - кроме болельщиков и, пожалуй, журналистов... Как можно было довести дело до встреч с итальянцами, когда соперниками по нашей самой простой группе оказались Люксембург, Кипр, Израиль и Болгария".

Сегодня мы не можем говорить про безразличие наверху к сборной, у которой, по-моему, есть абсолютно все, включая авторитетнейшего и, между прочим, дорогостоящего тренера. С другой стороны, и команда делала, что было в ее силах, добилась исторической победы над Англией. Остался последний шаг.

После того как на ЧМ-2006 сборная Австралии вышла из группы, Гус Хиддинк в шутку попросил прощения у далекой страны как раз за падение производительности, которым неминуемо сопровождается празднование огромного спортивного достижения. Если в начале следующей недели она немного снизится в России, страна переживет. В конце концов за удовольствие надо платить.