Газета Спорт-Экспресс № 213 (4493) от 18 сентября 2007 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3

18 сентября 2007

18 сентября 2007 | Баскетбол - Чемпионат Европы

БАСКЕТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПЯТЕРКА*

ГАЗОЛЬИспания,НОВИЦКИГермания,КИРИЛЕНКОРоссия,ШИШКАУСКАСЛитва, КАЛЬДЕРОНИспания

* Версия организаторов ЧЕ-2007.

По мнению экспертов "СЭ", пятерка выглядит так: КАЛЬДЕРОН, ХОЛДЕН, ШИШКАУСКАС, КИРИЛЕНКО, ГАЗОЛЬ.

РЮМКА ВОДКИ И 5-ЛИТРОВАЯ БУТЫЛКА ВИСКИ

Владимир МОЖАЙЦЕВ

из Мадрида

Когда до финального матча оставалось несколько часов, вашему корреспонденту повезло - удалось задать несколько вопросов лучшему игроку мира Дирку Новицки, за которым я безуспешно охотился на протяжении всего чемпионата. Великий немецкий форвард, только что в одиночку разбомбивший вполне приличную хорватскую сборную, говорил правильно-стандартизированные предложения: да, испанцы фавориты, да, они демонстрируют лучшую игру на турнире, да, у русских есть отличный тренер Блатт и отличный игрок Кириленко, и поэтому они постараются дать бой.

А мы, российские журналисты, - мы просто верили. Умом понимая, что все рассуждения Новицки о финале, несмотря на всю их банальность, - абсолютно справедливы. И испанцы - не просто фавориты, а фавориты безусловные. И для победы над ними в гостях необходимо, чтобы сошлись все удачные для нас фрагменты паззла до единого.

И каждый поэтому делал все, что мог. Судорожно вспоминая, кто с какой ноги вставал накануне, какой анекдот и кому рассказывал, какой галстук надевал вчера - и пытаясь полностью воссоздать необходимую для успеха фартовую обстановку Мой коллега по "СЭ" Лев Тигай пообещал в случае нашей победы сбрить бороду, которую он носит последние 20 лет: уже только ради этого стоило выиграть эти золотые медали!

Один из членов российской журналистской бригады накануне так интенсивно отмечал полуфинальную победу наших алкогольными дозами, несовместимыми с жизнью, что его появление на своем рабочем месте за полчаса до начала решающей игры вызвало настоящую сенсацию - не меньшую, чем если бы на паркете в составе сборной России вышел Майкл Джордан.

Впрочем, забил бы Джордан последний мяч испанцам - еще неизвестно. А вот наш американец Джон Роберт Холден забил!

Спустя пару минут грязного времени (показалось, что прошло часа полтора) наше кольцо чуть-чуть "пожевало" и "выплюнуло" мяч после броска Поу Газоля, и тут российская часть ложи прессы сошла с ума. Какой там к лешему Новицки...

У всех остальных - пятнадцати тысяч испанцев - ум за разум зашел гораздо раньше. Потому что эти чертовы русские со своим чертовым нерусским тренером категорически не желали сдаваться даже в таких ситуациях, когда сдались и великий Новицки, и хитрющий Папалукас. Да кто угодно бы сдался!

А наши - не сдались. И зубами затащили соперников в концовку. В которой, если честно, мы уже были почти уверены в том, что наш Дэвид Блатт "сделает" их Пепу Эрнандеса. И сделал-таки!

Испанцы уже готовились ввести мяч в игру для последней атаки, и тут Блатт вдруг рванул к судейскому столику характерным жестом требуя замену. Он бросил в бой вместо Моргунова - Моню. Который уже пару секунд спустя высоченным прыжком - при этом, не дав судьям ни единого шанса усмотреть фол, помешал-таки Газолю поразить наше кольцо.

Что было дальше - описывать трудно. Во-первых, потому, что вход на площадку для пишущей братии был заказан, а во-вторых (и в-главных) потому, что мозг начал жить какой-то совершенно особой жизнью. В нем пульсировала одна гордо-идиотская мысль: "Мы - чемпионы!" Больше ничего. Пустота.

Десять, пятнадцать, двадцать минут мы стояли, схватившись за головы, принимали поздравления греков и литовцев - и смотрели, как на площадке наша команда исполняет какой-то безумный хоровод, как главный творец победы Дэвид Блатт раз за разом взлетает к потолку, как брызжет и пенится заранее закупленное (к черту приметы; тренер сказал "верить" - значит, надо верить) шампанское. Как воздвигается помост, на который один за другим входят пацаны, о большинстве которых еще пару лет назад никто в Европе ровным счетом ничего не слышал. Но они выходят - и получают золотые медали размером с блюдце... И наш гимн - не до игры, а после ее окончания.

А потом был праздничный ужин, где президент российской баскетбольной федерации Сергей Чернов говорил правильные вещи о том, что эта победа - общая для всех. И что каждый внес в нее свой посильный вклад. Был прочувствованный тост генерального менеджера нашей сборной Сергея Tаpаканoва, после которого игроки хлопали минуты четыре. Была первая в жизни рюмка водки, выпитая лидером нашей сборной (это звание сейчас ничуть не менее почетно, чем титул MVP чемпионата Европы) Андреем Кириленко. Были песни, репертуар которых оказался невероятно широк, - от "Дыма сигарет с ментолом" до "Команда молодости нашей".

Допеть до конца, правда, так никому и не удалось - потому что на середине куплета кто обязательно делал "перехват" - вскакивал и затягивал "Оле-оле-оле, Россия - чемпион", а пару секунд спустя к нему присоединялись и все остальные. Были трогательные сборы автографов друг у друга...

А потом... Потом - мы сели. По-настоящему, по-правильному, как и полагается. Уже без шампанского, в номере легендарного администратора сборной Миши Попова, эффектным жестом фокусника выудившим словно из воздуха пятилитровую бутылищу "Чиваса". И в компании с массажистами Васильичем и Маратом еще раз "прожили" этот чемпионат. Со слезами - настоящими мужскими слезами, которых не видели друг у друга до этого момента никогда. С бесконечными спорами о правоте и неправоте Блатта в тех или иных конкретных ситуациях на площадке. С просмотром броска Газоля, который всю ночь прокручивали все местные телеканалы, - и каждый раз, когда мяч летел в сторону нашего кольца, все вновь и вновь вскакивали и хватались за сердце.

Этим людям, которые искренне любят Россию и честно делают свое незаметное широкой публике дело, не досталось золотых медалей. Правила FIBA-Europe на данный счет весьма суровы. Но разве от этого их вклад в победу менее значим? Вопрос риторический. Но вопросов в такую невероятную ночь всегда бывает много. А ответ сформулировать невозможно, потому что сам факт нашей победы в этой самой голове пока не укладывается.

...Tак не бывает! Так просто не бывает! И не факт, что еще будет. Но сейчас, вот прямо сейчас - чудо есть. Оно случилось. И поэтому Блатт в голос кричал игрокам - громче, чем на площадке:

- Парни, там-та-ра-рам, запомните эту ночь и эти свои там-та-ра-рамистые ощущения! Потому что это наше первое там-та-ра-рамистое золото!