Газета Спорт-Экспресс № 164 (4444) от 23 июля 2007 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

23 июля 2007

23 июля 2007 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 17-й тур

"СПАРТАК" - "ЗЕНИТ" - 3:1

ПИТЕРСКИЕ ЛЬВЫ ПОДДАЮТСЯ ДРЕССИРОВКЕ

Петр КУЗНЕЦОВ

из Лужников

КТО ТАКИЕ УЛЬТРАС?

В российской футбольной ультрас-среде - все, как в нашем чемпионате. Четыре главных клуба - фанаты "Спартака", ЦСКА, "Зенита" и "Локомотива". У каждого, как и у любой вышеназванной команды, свой стиль.

Спартаковская группа "Фратрия", как и болельщики "Зенита", ориентируется на сербских и польских фанатов. Они делают ставку на пиротехнику выложенные из разноцветных листовок композиции - словом, предпочитают на трибунах представление поцветнее и поярче. Фанаты "Локо" тяготеют к итальянскому стилю в духе бельканто - даже мотивы их песен позаимствованы у коллег с Апеннин. Армейцы тоже любят пиротехнику флаги и красочную поддержку футболистов, но приверженцами какого-то одного стиля их не назовешь, что выгодно отличает группировку ЦСКА.

Каждая группа - хорошо отлаженный механизм со своим креативным отделом, своими снабженцами, финансистами и художниками, а также департаментом логистики, цель которого - доставка на стадион гигантских баннеров, пиротехники, маек и прочей атрибутики для будущего представления. Есть и отдел кадров: ультрас - среда закрытая, где все друг друга знают, а новичков пускают неохотно.

Самым массовым контингентом могут похвастать ультрас "Спартака". На рядовую игру их собирается 7 - 8 тысяч человек, а на дерби и до 20 тысяч - именно столько вмещает трибуна Б "Лужников". Фанатам "Зенита" их "Петровский" не позволяет собираться в количестве больше чем 10 тысяч человек. Ультрас "Локо" и ЦСКА примерно равны по численности - 7 - 8 тысяч.

Одно из самых пенных качеств ультрас-группировки - независимость от клубного руководства. Ведь иногда они занимают разные позиции. Например, ультрас "Спартака" нередко с начальством красно-белых открыто конфликтуют. Впрочем, милые бранятся, только тешатся - как некоторые мужья, вечно ревнующие горячо любимых женушек. Реже, но также рьяно закатывают скандалы фаны "Зенита". Правда, как только их дама сердца получила хорошенькое приданое от "Газпрома", склоки разом прекратились. Фанаты ЦСКА настолько влюблены в Евгения Гинера, что о каких-то размолвках и речи быть не может. Уже несколько лет их роман можно назвать идеальным. А вот ультрас "Локо" пошли на брак по расчету - в обмен на полную лояльность клуб финансирует их деятельность.

СИЛЫ БЫЛИ НЕРАВНЫ

Гвоздем 17-го тура, несмотря на важность игры "Локомотива" с ЦСКА, обещало стать субботнее дерби двух столиц - "Спартака" и "Зенита". Если игроки и тренеры имели на подготовку к матчу всего неделю, то фанаты обоих клубов начали обдумывать свои действия еще в апреле - почти сразу после второго кубкового поединка команд. В итоге в отношении болельщиков ожидался матч года. Зенитовцы по праву считают себя родоначальниками российского перформанса, зато спартаковцы не без основания слывут лучшими постановщиками массовых действ на трибунах.

Правда, силы были изначально неравны. И сразу по нескольким причинам. Во-первых, выездной суппорт, да еще на таком огромном стадионе, как "Лужники", организовать очень сложно. К тому же питерцы вот уже два года подряд неизменно привозят одно и то же полотно - "Льва", символ своего клуба, а самоповторы в фанатской среде не слишком-то почитаются. Во-вторых, "Зенит" уже давно не побеждал "Спартак", а на своем "Петровском" даже три раза подряд ему проиграл. Так что о язвительных баннерах в адрес красно-белых лучше было забыть. Видимо, поэтому во время ответного кубкового матча между этими командами питерцы расширили угол атаки, переключившись с футбола на саму столицу, и изготовили полотно, изображающее двух "понаехавших" из популярного телесериала со словами: "Москва - это город гастарбайтеров".

Ультрас "Спартака", задолго до матча скупив рулоны тканей и ведра краски, основную работу оставили на последнюю неделю. Все обошлось примерно в 250 тысяч рублей - 100 тысяч дали состоятельные болельщики красно-белых, а остальную сумму собрала "Фратрия". И - никаких подачек от клуба. Если раньше некоторые игроки "Спартака" иногда подкидывали денег (пару раз это делали Аленичев с Титовым), то теперь кое-кто даже редко подходит к трибунам поблагодарить болельщиков.

Центральным звеном спартаковской фанатской трибуны считается сектор Б8, где располагается костяк группы "Фратрия". Именно там начинается действо, которое потом подхватывает вся трибуна. Но руководить двадцатью тысячами ультрас из одного центра трудно, поэтому на секторах вокруг созданы вспомогательные группы, которые координируют основную массу болельщиков.

Группы эти достаточно самостоятельны, но непосредственно на матче они подчиняются командам с сектора Б8. Для улучшения взаимодействия между секторами каждая группа поддерживает связь с "центром" по рации. Такая система доказала свою эффективность особенно во время дерби, когда из-за шума полного стадиона четко скоординировать действия сложно. Теперь, прежде чем "зарядить" очередную песню, ее название по рации сообщается на соседние сектора, и тогда мотив сразу подхватывает около 10 000 человек.

В день матча с восьми утра в Лужниках уже кипела работа. Спартаковские фанаты на протяжении нескольких часов готовили свою трибуну для шоу - разворачивали огромные полотна, старательно маскируя их от оппонентов, раскладывали разноцветные модули и распределяли по трибуне флаги. К полудню основная работа была сделана. За пять минут до стартового свистка прозвучала команда: "Всем занять свои места и приготовиться". А как только игроки показались на поле, трибуна ожила: с разных концов к центру потянулись огромные полотнища, внизу развернули баннеры, а на верхних ярусах подняли красно-белые модули.

Верхние сектора выложили из них слово "Москва", в центре которого "горело" сердце. Середину огромного сектора закрывало полотно, изображающее контуры главных достопримечательностей города, а весь низ закрывала фраза, оформленная золотыми буквами на красном фоне: "Наш город - ваша столица".

Надо оговориться, идея эта была явно позаимствована у польских коллег. Да и оппоненты из ЦСКА еще во время прошлогодней Лиги чемпионов обыгрывали эту тему. Поэтому то, что ультрас красно-белых считали премьерой, на деле оказалось лишь хорошей копией.

Но ответа не последовало. Питерские фанаты промолчали. Их сектор был украшен лишь флагами с изображением льва. Либо они решили отказаться от выездного суппорта, чего от питерцев не ожидал никто, либо их баннеры "завернула" милиция - такое тоже часто бывает. А может быть, все проще: организовать что-то стоящее силами лишь 5 тысяч человек трудно.

СПАРТАКОВСКИЕ ФАНАТЫ ЗАСЛУЖИЛИ БЛАГОДАРНОСТЬ

К удивлению всех, даже москвичей, в стартовые минуты "Спартак" зажал гостей на их половине и почти не позволял им переходить центр поля. Не избалованные такой игрой команды фанаты красно-белых выдали оглушающую десятиминутку боления, а приезжие зрители в это время как будто старались не напоминать о своем существовании.

На 20-й минуте, окончательно убедившись в победном сверхнастрое своей команды, фанаты "Спартака" продемонстрировали еще одну домашнюю заготовку. Композиция состояла из двух полотен: на первом была изображена Петропавловская крепость, а на втором - Спасская башня, окруженная "пронумерованными" брызгами салюта: 14, 18, 59, 40, 55, 49 и крупнее - 23. Под ними красовался слоган: "Пока вы стреляете холостыми, мы зажигаем новые звезды". Гостям напомнили, что "зажженные звезды" это - Торбинский, Прудников, Иванов, Дзюба, Динеев, Шишкин, ну и, конечно, Быстров, перебравшийся из Питера в Москву, где его игра засверкала новыми красками. А заодно "прошлись" по баннеру питерцев на матче первого круга, когда они изобразили Петропавловскую крепость и дымящиеся после выстрелов пушки.

На 28-й минуте, когда гол забил Павлюченко, фанаты красно-белых совсем осмелели и вывесили следующее творение: на арене цирка "качок" в красной футболке пытался заставить пугливого, забитого сине-бело-голубого льва выполнять команды. Петербуржцев же в первом тайме хватило только на не к месту зажженные файеры, черный дым от которых повис над их трибуной.

С началом второй половины встречи болельщики красно-белых, видимо, посчитав, что и без их поддержки команда справится с "Зенитом", утихомирились и стали просто смотреть футбол. Вновь взорвались трибуны на 59-й минуте, когда Быстров заработал пенальти, а Малафеев увидел "красный свет" за фол "последней надежды" . А когда Павлюченко реализовал 11-метровый, пробив в свой любимый левый угол, уже оскорбленная "несправедливостью" гостевая трибуна не на шутку завелась и погнала "Зенит" в атаку. Под напором шума, издаваемого 5000 глоток, "прогнулась" даже хваленая трибуна Б. Стал ясен и план на игру гостей из "Питера", которые решили сконцентрироваться на шумовой поддержке, в чем и преуспели.

Вот только импульса, который питерские фанаты пытались передать своим любимцам, хватило тем лишь минут на пятнадцать. Поклонники красно-белых, уступив соперникам инициативу на трибунах, досматривали матч, как в театре. И только гол рукой Баженова заставил их вновь "ожить".

После финального свистка футболисты "Спартака" подошли к фанатской трибуне. Такого с ними давно не случалось - видимо, на сей раз им за свою игру стыдно не было. Фанаты отплатили им бурными аплодисментами и скандированием. А вот игроки "Зенита" своих болельщиков проигнорировали, о чем последние, вне всяких сомнений, им в будущем напомнят.