Газета Спорт-Экспресс № 154 (4434) от 11 июля 2007 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

11 июля 2007

11 июля 2007 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

TOUR DE FRANCE

Вчерашний 236-километровый равнинный этап финишным спуртом выиграл обладатель желтой майки лидера швейцарец Фабиан Канчеллара из датской команды CSC. Россиянин Владимир Гусев из Discovery Channel финишировал 45-м, сохранив после 3-го этапа 6-ю строчку в общем зачете с 45-секундным отставанием от лидера.

НОВЫХ АБДУЖАПАРОВЫХ ПОКА НЕ ВИДНО

МЕНЬШОВ ПОКАЖЕТ СЕБЯ В ГОРАХ

События первых дней "Тура" специально для "СЭ" комментирует государственный тренер по шоссейным гонкам Юрии Кучерявый.

- Как и ожидалось, все лидеры пока затаились, словно сели в засаду, - начал Кучерявый. - Главные претенденты на желтую майку активных действий стараются пока не предпринимать: вкатываются, набирают оптимальные кондиции. Пока резвятся в основном финишеры - то есть те, кто почти наверняка претендовать на победу в итоговом зачете не сможет.

-Что скажете о Денисе Меньшове и Владимире Карпеце, которых эксперты относят ни много ни мало к фаворитам нынешней "Большой петли"?

- Меньшов, на мой взгляд, находится в нормальном рабочем состоянии. После того как он весьма прилично проехал в первый день разделку, занял выжидательную тактику. И правильно сделал: в горах Денис себя еще покажет. У Карпеца ситуация не столь однозначная, так как он в отличие от Меньшова капитаном своей команды не является.

Однако ситуация в любой момент может измениться. Вспомните хотя бы прошлогодний "Тур", когда случилась известная история с лидером Caisse d'Epargne Алехандро Вальверде (тогда Вальверде в результате падения в ходе 3-го этапа сломал ключицу, после чего тактика испанской велоконюшни претерпела кардинальные изменения. - Прим. С.Б.). "Тур" хорош своей непредсказуемостью .

-Как оцените форму остальных российских представителей на "Туре"-2007?

- Володя Гусев показал, что в состоянии бороться за место под солнцем. Он очень настраивался на разделку и в целом выступил достойно. Ему сейчас нужно сократить отставание от лидеров. Увы, Гусев вынужден работать на лидера своей команды (Discovery Channel. - Прим. С.Б.). Знаю, что Володя вместе со своим тренером Вячеславом Екимовым (он одновременно является спортивным директором Discovery Channel. - Прим. С.Б.) поставили перед собой задачу хорошо проехать индивидуальную гонку на чемпионате мира в Штутгарте. Уверен, Гусеву это по силам: он явно прогрессирует. Скажем, на недавнем чемпионате России в Уфе "привез" ближайшему преследователю Евгению Петрову порядка двух минут. Надеемся, что легендарному Екимову удастся подготовить себе в лице Гусева достойную замену.

-Владимир, кажется, остался недоволен своим результатом в разделке?

- И это правильно. Нам всем хочется большего. За разделкой мы следили с особой надеждой. И ведь был момент, когда Гусев с Карпецом какое-то время лидировали! Жаль, но чуда не произошло. Канчеллара доказал всем, что чемпионами мира просто так не становятся. Следует признать, что на сегодняшний день швейцарец - один из наиболее стабильных элитных гонщиков.

-Давайте все же вернемся к россиянам.

- Функции Сергея Иванова на этом "Туре" прописаны весьма четко: он работает на лидера "Астаны" Александра Винокурова в качестве грегари. Время Иванова придет в горах, а на равнине он пока не особенно выкладывался. Для Саши Бочарова разделка не является "коньком". Он также ждет гор. У него была непростая подготовка к "Туру", Бочаров болел, однако тот факт, что он в конце концов пробился в состав своей команды на "Тур", говорит о многом. Видно, что на него рассчитывают, в него верят. Это радует. Александр Ефимкин дебютирует на "Туре", и для него само попадание сюда - огромный карт-бланш, который еще только предстоит отработать. К "Большой петле" Саша готовился в Кисловодске, принимал участие и в уфимском чемпионате России. Ефимкин - перспективный, целеустремленный, азартный, по-спортивному злой парень, который должен себя проявить.

СПРИНТЕРЫ - ТОВАР ШТУЧНЫЙ

-Всю первую неделю "Тура" балом, как и всегда, правят спринтеры. Среди российских гонщиков есть очень приличные раздельщики и классные горные специалисты, однако налицо явный недостаток спринтеров. В чем причина?

- Хорошие спринтеры - товар штучный. На сегодняшний день ситуация такова, что в командах уровня "Про-тура" востребованы лишь те, кто помимо выдающихся навыков финишера может быть полезным и в горах и достойно проехать разделку. Подобных универсалов, а к ним среди участников этого "Тура" можно причислить разве что Робби Макьюэна, победившего на первом этапе, единицы. В России, поверьте, есть достойные спринтеры, однако универсалов мирового уровня пока "не производят". А потому сильные иностранные велокоманды они не интересуют. Вот вам и ответ.

-Среди отечественных велосипедистов были блестящие спринтеры. Скажем, Джамолидин Абдужапаров более десятка раз побеждал на этапах "Тур де Франс", а Валерий Лихачев блистал на велогонках Мира в 1970-х. В те годы советским гонщикам не разрешалось выступать против зарубежных профи. Как бы, по-вашему, смотрелся Лихачев на их фоне?

- Очень здорово смотрелся бы. Причем я не с потолка это беру. Дело в том, что первыми, кто получил возможность сразиться с профессионалами, были поляки. И что вы думаете?

Легендарный Рышард Шурковски в ходе соревнований неоднократно уезжал в отрыв, побеждал на этапах. Лихачев же в свое время Шурковски "причесывал" неоднократно, поэтому я смело могу предположить, что в компании матерых профи Валерий как минимум не затерялся бы.

-Чтобы вырастить хорошего спринтера, нужно его готовить как-то особо?

- Конечно. И это очень тонкий момент. Готовить гонщика нужно так, чтобы он не только поднаторел в силовой подготовке, столь необходимой в горах, и умел поддерживать быстрый темп в индивидуальной гонке, но - главное - не растерял скоростных качеств! Уникальность Абдужапарова заключалась в том, что он почти всегда доезжал "Тур" до конца (на его счету три зеленые майки сильнейшего спринтера "Большой петли": в 1991-м, 1993-м и 1994-м. - Прим. С.Б.). В отличие, скажем, от Марио Чипполини, который запросто мог выиграть два-три этапа, после чего сделать пелотону ручкой, прощаясь с ним до следующего года.

РОССИИ НУЖНА СВОЯ ВЕЛОКОМАНДА

- Отсутствие российской команды, которая могла бы принимать участие в гонках "Протура", здорово тормозит развитие этого вида спорта, - сменил тему Кучерявый. - "Своя" команда дает громаднейший простор для творчества. Представьте себе, что все шесть наших гонщиков, что сейчас гоняют на "Туре", выступали бы под знаменами отечественной велоконюшни. Представляете, насколько сильный мог бы быть "сценарий"? Потенциально российская команда выглядела бы мощно. У нас есть 12 гонщиков, выступающих в "Про-туре", есть молодые амбициозные "тинькоффцы", есть талантливые ребята в "Премьере", в Самаре, Уфе.

-Позвольте задать не совсем, быть может, деликатный вопрос. Почему вы, как государственный тренер, не находитесь сейчас на "Туре"?

- Присутствовать-то можно, но человеку извне вмешиваться в жизнь велокоманд запрещено. Там своя особая "кухня", остающаяся вне поля зрения большинства специалистов. Что уж там говорить о простых болельщиках! Боссы команд весьма настороженно, и это еще мягко сказано, относятся к попыткам кого бы то ни было вступать в непосредственный контакт с их подопечными.

Руководство нашей федерации несколько раз присутствовало на "Туре", однако максимум, на что оно могло рассчитывать, - это проехать этап в машине директоров гонки и пожать руку кому-то из россиян, перебросившись парой фраз. Гонщика немедленно завернут в одеяло и отправят в массажный кабинет, так как жизнь спортсмена на "Туре" расписана по минутам, и в этот график не укладывается общение с посторонними людьми, каковыми мы, увы, для боссов иностранных команд являемся. Это снова к разговору о плюсах российской велокоманды...

-По какому принципу вы намерены формировать сборную на мировое первенство в Штутгарте? Ведь собрать под знамена всех сильнейших - еще не значит получить боеспособную команду.

- Будем отталкиваться в первую очередь от функционального состояния гонщиков. Объявлять отборочным турниром к чемпионату мира национальное первенство бессмысленно, ибо первенство это проходит строго в последнее воскресенье июня, а чемпионат мира - аж в сентябре. За такое время спортсмены могут не раз набрать и растерять форму.

К тому же после завершения грандиозных гонок вроде "Тур де Франс" как никогда актуален вопрос психологического состояния. Скажем, в прошлом году Меньшов сам попросил не рассматривать его кандидатуру на чемпионат мира, так как он был морально выхолощен после "Тура". Точно так же поступил и Евгений Петров, признавшийся, что велосипедом сыт по горло. Все наши гонщики - люди взрослые, прекрасно понимающие, что лучше вовсе не участвовать в турнире, нежели провалить его, сделав таким образом себе антирекламу.

Сергей БУТОВ

94-я многодневная велогонка "Тур де Франс". 3-й этап. Варегем -Компьен. 236,5 км. 1. Канчеллара (Швейцария, CSC) - 6:36.15. 2. Цабель(Германия, Milram). 3. Наполитано (Италия, Lampre). 4. Боонен (Бельгия, Quickstep - Innergetic). 5. Хантер (ЮАР, Barloworld). 6. Форстер (Германия, Gerolsteiner). 7. Макьюэн (Австралия, Predictor - Lotto). 8. Эйзель (Австрия, T-Mobile). 9. Кавендиш (Великобритания, T-Mobile). 10. Хаузлер (Германия, Gerolsteiner)... 14. Клоден (Германия, Astana)... 16. Хинкэйпи (США, Discovery Channel)... 18. Перейро Сио (Испания, Caisse d'Epargne)... 45. ГУСЕВ (Россия, Discovery Channel)... 49. Вальверде (Испания, Caisse d'Epargne)... 52. Роджерс (Австралия, T-Mobile)... 58. КАРПЕЦ (Россия, Caisse d'Epargne)... 89. МЕНЬШОВ (Россия, Rabobank)... 105. Миллар (Великобритания, Saunier Duval - Prodir)... 109. БОЧАРОВ (Россия, Credit Acricole)... 117. ЕФИМКИН (Россия, Barloworld)... 139. ИВАНОВ (Россия, T-Mobile) - у всех время победителя.

Общий зачет. 1. Канчеллара - 15:12.08. 2. Клоден - отставание 0.33. 3. Миллар - 0.41. 4. Хинкэйпи - 0.43. 5. Уиггинс (Великобритания, Cofidis) - то же отставание. 6. ГУСЕВ - 0.45. 7. Боонен - 0.46. 8. КАРПЕЦ - то же отставание. 9. Хусховд (Норвегия, Credit Agricole) - 0.49. 10. Шорро (Франция, Euskaltel) - то же отставание. 11. Винокуров - 0.50... 33. МЕНЬШОВ - 1.00... 79. ИВАНОВ - 1.15... 131. БОЧАРОВ - 1.26... 159. ЕФИМКИН - 1.40.

Классификация по очкам. 1 . Боонен - 85 очков.

Горный король. 1. Оже (Франция, Cofidis) - 8 очков.

Лучший молодой гонщик. 1 . ГУСЕВ - 15:12.53.

Командный зачет. 1. Astana - 21:38.42.