Газета Спорт-Экспресс № 135 (4415) от 19 июня 2007 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

19 июня 2007

19 июня 2007 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2012

СТАДИОНЫ ЧЕМПИОНАТА

СТРОЙПЛОЩАДКА РАЗМЕРОМ В ДВЕ СТРАНЫ

Всего три месяца прошло с того момента, когда исполком УЕФА утвердил совместную заявку Польши и Украины на проведение чемпионата Европы по футболу 2012 года. Совсем мало, особенно в сравнении с пятью годами, остающимися до начала турнира. Но работы у его будущих хозяев непочатый край, и затягивать с ней никто не собирается. Планы огромной стройки составлены, а где-то уже и реализуются, и если все будет выполнено так, как задумано, через пять лет две страны могут измениться до неузнаваемости. "СЭ" будет регулярно следить за подготовкой к Euro-2012, который в силу географического фактора обещает стать самым доступным для россиян из всех когда-либо проводившихся крупнейших футбольных турниров. Первую, ознакомительную публикацию на эту тему мы предлагаем вниманию читателей сегодня, а уже в ближайшее время рассказ должны продолжить наши специальные корреспонденты.

УКРАИНА

ОСНОВНЫЕ ГОРОДА

КИЕВ

НСК "Олимпийский" в последний раз обновлялся, если не считать установки пластиковых сидений, в 1979 году накануне московской Олимпиады, но к 2010 году будет реконструирован. Вместимость за счет расширения ложи прессы и увеличения VIP-трибуны сократится до 77 000 зрителей. Арена примет матчи группового турнира, четвертьфинал, полуфинал и финал. В Киеве планируют также построить новый муниципальный стадион на 60-65 тысяч мест. Если он будет возведен в срок, не исключено, что там состоится один из матчей чемпионата.

В дополнение к существующему пятизвездному "Премьер Паласу" будут построены еще два или три отеля высшего класса, а также гостиницы, способные удовлетворить потребности всех категорий болельщиков. Киев имеет хорошо налаженное железнодорожное и шоссейное сообщение с Европой и с другими городами, где пройдет чемпионат. Наличие двух аэропортов - международного Борисполя, расположенного в 30 километрах от центра, и Жулян, обслуживающих внутренние рейсы (находится в черте города), гарантирует возможность добраться до любого из городов Euro-2012, включая польские, не более чем за два часа.

ДНЕПРОПЕТРОВСК

К чемпионату готовится не "Метеор", где проводит матчи "Днепр", а "Металлург" - новая арена, возводимая на месте старой, носившей то же название. Строительство стадиона на 31 000 мест, который примет матчи группового турнира, началось два года назад и завершится уже к этой осени. Перед входом установят памятник Евгению Кучеревскому - тренеру, сделавшему днепропетровский клуб чемпионом СССР 1988 года.

Помимо обновления существующей пятизвездной гостиницы "Украина" намечено построить еще четыре отеля того же уровня, два четырехзвездных и несколько торгово-гостиничных центров с трехзвездными гостиницами. Аэропорт, реконструкция которого завершится к 2010 году, сможет принимать и отправлять порядка 15 рейсов в час, а одновременная пропускная способность железнодорожного вокзала составит две тысячи человек. С Киевом город связывает экспресс, преодолевающий расстояние до столицы за пять часов. Планируется реконструировать речной порт с организацией туристических маршрутов по Днепру и открыть новую линию метро.

ДОНЕЦК

В будущем году завершится строительство 50-тысячного стадиона "Шахтер", который обойдется одноименному клубу в 250 миллионов долларов и станет единственной на Украине пятизвездной ареной.

Здесь пройдут матчи группового турнира, четвертьфинал и полуфинал. А генеральной репетицией станут в 2009 году матчи юношеского чемпионата Европы U-19.

Пятизвездный отель в городе один - "Донбасс Палас". В дополнение к уже существующим гостиницам уровня трех-четырех звезд за три года будут построены еще шесть. Болельщикам с более скромным достатком будут предоставлены мотели, переоборудованные из студенческих общежитий. Донецк располагает отлично налаженным железнодорожным и авиасообщением со всеми украинскими и отдельными польскими городами, где также пройдут матчи. Доехать до Киева на поезде можно за 12 часов. Международный аэропорт требует основательной модернизации. Планы реконструкции шоссейных дорог пока не обнародованы.

ЛЬВОВ

Город и клуб "Карпаты" вложили 70 миллионов долларов в строительство стадиона "Львов" вместимостью 32 тысячи зрителей - предполагается, что в эксплуатацию он будет сдан к 2010 году и два года спустя примет матчи группового этапа чемпионата.

Пятизвездных отелей в городе и близлежащих областных центрах - Ивано-Франковске и Тернополе - нет, и строить их не планируется. Но для болельщиков, не привыкших экономить на комфорте, есть соответствующая всем стандартам гостиница "Риксос" в знаменитом курортном Трускавце. В остальных отелях, включая еще непостроенные (!), места на время чемпионата уже забронированы. Львов располагает налаженным железнодорожным сообщением с украинскими и польскими городами, но местный аэропорт международным стандартам не соответствует: ширина взлетно-посадочной полосы не позволяет принимать большие самолеты. Предполагается, что через Львов пройдут украинско-польская автомагистраль и шоссе Ужгород - Киев, соединяющее запад и восток Украины.

ГОРОДА-РЕЗЕРВИСТЫ

ОДЕССА. Формально город относится к резервным, но если реконструированный к 2010 году стадион "Черноморец" с трибунами на 32 362 зрителя будет соответствовать требованиям УЕФА, на нем может состояться один из матчей группового этапа.

Одесса располагает пятизвездный отелем "Кемпински", расположенным в порту, и построенной в начале XX века четырехзвездной "Лондонской", где снималась популярная кинокомедия "Дежа вю". Как грибы растут в городе частные отели на любой вкус - от одной до четырех звезд. К чемпионату Европы активизируется развитая и сегодня сеть сдачи жилья внаем - от роскошных пентхаузов до комнат в коммуналках. Аэропорт, откуда по международным маршрутам в основном летают чартеры с туристами, требует реконструкции, а вот железнодорожное сообщение нареканий не вызывает. То же самое можно будет сказать и об автомобильном - после завершения строительства магистрали Одесса - Киев и реконструкции Николаевской трассы, ведущей в Донецк.

ХАРЬКОВ. На стадионе "Металлист" экскурсантам в качестве одной из главных достопримечательностей показывают зияющую пустотой Южную трибуну. Выросло целое поколение болельщиков, никогда на ней не сидевших: прежнюю снесли четверть века назад, а для новой возвели лишь остов. Зато теперь все изменится: арена, которая пока в резерве, но, не исключено, примет один из матчей группового этапа, после реконструкции вместит 42 тысячи зрителей.

В городе нет ни одного пятизвездного отеля, но двух четырехзвездных должно хватить для размещения команд и официальных делегаций. Железные дороги связывают Харьков со всеми украинскими городами, принимающими матчи чемпионата. До Киева экспрессом можно добраться за шесть часов. Аэропорт считается международным, но без реконструкции взлетно-посадочная полоса принимать современные аэробусы не в состоянии.

ПОЛЬША

ОСНОВНЫЕ ГОРОДА

ВАРШАВА

Национальный стадион, похожий не то на лежащую на земле автомобильную покрышку, не то на совершившую посадку летающую тарелку, будет построен к концу этого года, а окончательно сдан в эксплуатацию к началу 2009-го. При сооружении арены на 70 тысяч мест, где состоятся матчи группового турнира, четвертьфинал и полуфинал, использовались те же современные технологии, которые применяют на строительстве донецкого стадиона "Шахтер".

Наличие в Варшаве как четырех пятизвездных отелей, так и мотелей для публики со скромным достатком позволяет обеспечить жильем всех, кто позаботится о его бронировании заблаговременно. Со всеми городами, где пройдут игры чемпионата, польская столица связана авиационными, железнодорожными и автобусными линиями. Вокзал и аэропорт реконструкции практически не требуют.

ГДАНЬСК

В расположенном на берегу Балтийского моря древнейшем городе Польши - десять лет назад он отпраздновал тысячелетие - к 2010 году построят самый современный стадион в стране. Предполагается, что Baltic Arena, рассчитанная на 44 тысячи зрителей, примет матчи группового турнира и один из четвертьфиналов.

Гданьск отличается хорошо развитой туристической инфраструктурой, современными аэропортом и железнодорожным вокзалом. Внимание тех, кому интересен не только футбол, привлекут построенный в XIV веке и счастливо переживший Вторую мировую войну древний костел Святого Войцеха, а также 14-метровые астрономические часы работы Ганса Дзрингера, причудливо соединенные с вечным календарем.

ПОЗНАНЬ

Стадион Miejski, построенный в административном центре Великопольского воеводства в 1980 году для клуба "Лех", уже пять лет находится на реконструкции и к 2008 году превратится во вторую по величине арену в стране. Тем не менее в городе, в последний момент заменившем в основной заявке Хожув, состоятся лишь матчи группового турнира.

Главная проблема местной инфраструктуры - недостаточная пропускная способность аэропорта. Оргкомитет турнира, разрабатывая концепцию Euro-2012, не стал закладывать в план реконструкцию аэровокзала, резонно полагая, что впоследствии он городу с 600-тысячным населением в таком виде не понадобится. Поэтому достигнута договоренность с министерством обороны Польши об использовании на время чемпионата военного аэропорта Познани для приема чартерных рейсов с болельщиками.

ВРОЦЛАВ

Решение возвести 45-тысячную арену в непосредственной близости от построенного 70 лет назад и основательно обветшавшего местного стадиона вызывает живые ассоциации с концепцией Euro-2004 в Португалии. В большинстве польских городов, где состоятся матчи континентального первенства 2012 года, нет команд высшего дивизиона, а значит, после окончания турнира стадионы, и вроцлавский "Олимпийский" в их числе, могут оказаться в относительном запустении. Трудно предположить, что на играх местного "Шленска" эта арена станет собирать аншлаги.

Здешняя инфраструктура требует существенных доработок, однако в туристическом отношении Вроцлав, известный как "город мостов", весьма привлекателен. До Второй мировой войны берега Одры соединяли 303 моста, сегодня их сохранилось более двухсот. Ратуша, построенная в ХIII веке, переоборудована под два известных во всей Европе музея - исторический и медальерного искусства.

ГОРОДА-РЕЗЕРВИСТЫ

ХОЖУВ. Городок под Краковом еще недавно считался столицей польского футбола. Здесь расположены тренировочная база национальной сборной и крупнейший из существующих в стране стадионов - 60-тысячный "Slaski", на трибунах которого с легкостью разместилась бы половина местного населения. Изначально эта арена была внесена в основной список, но в последний момент предпочтение было отдано Познани.

Несмотря на скромность территории и статус сателлита Кракова, Хожув располагает неплохой инфраструктурой, включая пятизвездный отель и аэропорт Пузовице с достаточно широкой взлетно-посадочной полосой. Однако в том случае, если в резервном городе все же будет решено проводить матчи чемпионата, пропускная способность его воздушных ворот окажется недостаточной, и лететь в Хожув будет лучше через Краков.

КРАКОВ. К 2010 году местный стадион "Wisla" будет реконструирован с применением всех современных технологий, а его вместимость доведена до 33 тысяч зрителей. Жители Кракова надеются, что либо их город, либо соседний Хожув примут по крайней мере один матч чемпионата.

Инфраструктура города, с учетом уже ведущихся работ, вполне позволяла бы принять поединки континентального первенства. Приведение аэропорта Балицы к современным стандартам будет завершено к 2009 году, примерно в те же сроки увеличат и пропускную способность железнодорожного вокзала. Разветвленная сеть отелей разного класса позволяет обойтись без строительства новых гостиниц.