Газета Спорт-Экспресс № 25 (4305) от 5 февраля 2007 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

5 февраля 2007

5 февраля 2007 | Бобслей

БОБСЛЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

"ПЕРЕОБУТЬСЯ" БЫЛО НЕ ВО ЧТО

Вчера в Санкт-Морице завершился турнир мужских четверок, победу в котором одержал швейцарец Иво Рюгг. Вторым призером чемпионата мира стал канадец Пьер Людерс, а третьим - действующий олимпийский чемпион немец Андре Ланге. Российский экипаж в составе Евгения Попова, Романа Орешникова, Дмитрия Труненкова и Дмитрия Степушкина занял лишь шестое место.

Сергей БУТОВ

из Санкт-Морица

АНДРЮНИН ГОТОВИЛСЯ К СТАРТУ 20 МИНУТ

- У нас неприятности. - Интонация, с которой один из тренеров российской сборной Павел Щегловский произнес эту фразу, не предвещала ничего хорошего. - Егоров на разминке травмировался, пришлось "раздевать" Андрюнина.

Эту ошеломительную новость наставники сборной получили всего за полчаса до начала первого дня турнира четверок, когда изменить что-либо было невозможно. Экипаж Дмитрия Абрамовича, которого должны были разгонять Филипп Егоров, Алексей Селиверстов и Кирилл Сосунов, всерьез настраивавшийся на борьбу за награды мирового первенства, о медальных амбициях, откровенно говоря, мог позабыть. На посеревшее лицо Егорова смотреть было больно. Приковылявший к месту старта, он с большим трудом подбирал цензурные слова.

- Разминался как обычно, - процедил Филипп сквозь зубы. - Потом вдруг щелчок в правой ноге, и все! Ощущение такое, словно защемил седалищный нерв. Резкая проникающая боль. На ногу даже наступить толком не могу, не то что бежать в полную силу.

- Я уже расслабился, устроился на финише поудобнее, - рассказывал Андрюнин в перерыве между заездами. - Когда тренеры вдруг скомандовали: "Быстро на старт!" - все понял. Поднялся наверх, мне объяснили ситуацию, в спешке нашли шиповки, и я побежал разминаться. На все про все оставалось 20 минут. Так, конечно, к старту не готовятся.

- Приходится делать перестановки на ходу - с озабоченным видом признался тренер Борис Рузин. - Андрюнина с его комплекцией можно использовать только в качестве заднего разгоняющего, поэтому Сосунова мы переставили на левый край. А Кирилл "боковиком" бежал считаное количество раз, к тому же он гораздо выше Егорова. Значит, неминуемо возникнут проблемы с посадкой. В общем, случилось то, чего всегда боишься больше всего.

Нервотрепка с заменой, безусловно, отразилась на общем психологическом состоянии экипажа. Причем не только Абрамовича, но и Попова, внимательно следившего за развитием событий. Профессионализм российских разгоняющих под сомнение не ставился, однако было очевидно, что по-настоящему быстрого старта от второго экипажа ждать не приходится.

ВОСКРЕШЕНИЕ НАДЕЖД

Темп всей гонке задал Стивен Холкомб. Первый стартовый номер совершенно не смутил американский экипаж, который с ходу, без раскачки установил новый рекорд трассы - 1.05,35. Сразу подумалось: то ли еще будет!

То, что в бобслее чудес не бывает, доказала первая попытка Абрамовича. Если разгон оказался сносным (5,19), то скорость боб россиян не хотел набирать ни в какую. В итоге - 1.06,06, что по большому счету означало крах всех надежд.

Перед стартом Иво Рюгга на экране зачем-то стали крутить фрагменты падения разгоняющего Томаса Лампартера, случившегося во время командной гонки. Лучшего раздражителя для швейцарского экипажа придумать было сложно. Словно в отместку за напоминание об ошибке, стоившей им золотых медалей, экипаж Рюгга выдал рекорд трассы на разгоне - 5,03, однако на финише все же немного уступил Холкомбу - 1.05,37.

Старт следующего экипажа потонул в реве сколь многочисленных, столь и организованных немецких фанатов, приветствовавших своего любимца Андре Ланге. Тот их не подвел, справившись с трассой с новым рекордом - 1.05,19. Всего 0,04 действующему олимпийскому чемпиону проиграл и Пьер Людерс.

Зато, когда в стартовый городок вышла команда Попова, на трассе воцарилась полная тишина. Россияне прилично уступили конкурентам уже на разгоне (5,09), а затем на каждом новом отрезке отставание Попова от лидеров все больше превращалось из угрожающего в удручающее. Глядя на табло, где горел результат российской четверки - 1.05,66, невольно взгрустнулось.

-Коньки? - обратился я к главному тренеру сборной Олегу Сухорученко.

- Да, пожалуй. На тренировках было примерно то же самое. Первый заезд шли медленно, а второй гораздо быстрее. Объяснение одно: по расплавленному солнцем льду полозья идут быстрее. Подождем второй попытки.

Ее действительно стоило дождаться, ибо в следующем заезде произошло возрождение наших надежд. Разогнавшись за 5,08, Попов стал штурмовать буквально каждый вираж, и под вопли российской группы поддержки показал выдающиеся секунды - 1.05,09. Новым рекордом трека Попов доказал всем, что его рановато списали со счетов.

С результатом Попова во втором заезде совладать так никто и не смог. Рюгг, несмотря на феноменальный рекорд разгона (4,99), уступил Попову 0,07 секунды, Ланге - 0,15, Холкомб - 0,19, Людерс и того больше - 0,33.

ТРЮК С БАТАРЕЕЙ НЕ ПРОЙДЕТ

Перед вчерашним соревновательным днем очень хотелось верить в лучшее, но обстоятельства говорили в пользу того, что две заключительные попытки российских экипажей вновь будут отличаться друг от друга, как небо и земля.

Отнюдь не просто так в каждом репортаже я пишу о том, что нынешний чемпионат мира проводится в очень специфическом месте. Единственный в мире натуральный трек в Санкт-Морице не только самый длинный из тех, где проводятся этапы Кубка мира, но и самый быстрый по сравнению со всеми остальными трассами. Представьте, что вы долго тряслись, распугивая коров, по проселочной дороге, а затем внезапно вылетели на скоростной автобан. Вполне естественно, что на своих огромных колесах от трактора, которыми очень хорошо месить грязь, вы там будете выглядеть довольно нелепо.

Получилось так, что российской сборной, приехавшей на мировое первенство на такой вот автобан в Санкт-Мориц, оказалось не во что "переобуться". Коньки, сделанные россиянам в Германии перед началом этого сезона, оказались неспособными выдержать испытание холодом. Оба дня турнира четверок начинались в одно время: в 9 часов утра. Практика показывает, что местный желоб начинает "разогреваться" только после того, как по нему проедут первые десять экипажей. Вторая попытка начиналась в 11 утра, а учитывая тот факт, что экипажи выступали в порядке, обратном занятым ими в первом заезде местам, сильнейшие выходили на старт уже после полудня, когда над Санкт-Морицем вовсю палило солнце. Сопоставьте результаты Попова в субботних заездах, и вам станет очевидно, какие климатические условия на руку россиянам, а какие - нет.

В третьей попытке Попову предстояло открывать воскресную программу, и надежд на то, что лед будет нехолодным, а полозья сохранят тепло, практически не было. В бобслее так: если старт назначен на 9 утра, то бобы должны быть расставлены в стартовом городке на час раньше. Погрузка машин и полозьев в промозглый от ночевки под открытым небом автобус начинается еще на полчаса раньше. Так что за те полтора часа, что проходят с момента изъятия коньков из тепла до непосредственного старта экипажей, полозья успевают полностью остыть.

Накануне вчерашнего турнира травмированный Филипп Егоров рассказывал забавную историю о том, как проходил первый для него чемпионат России в латвийской Сигулде в 2000 году. Первым номером сборной тогда был Евгений Попов, и Александр Зубков, как и Егоров, только пришедший в бобслей, ломал голову над тем, как обыграть своего конкурента. Тут свое веское слово сказал более опытный, а значит, уже поднаторевший в разных бобслейных хитростях, Алексей Селиверстов. Он завернул допотопные (в те времена) коньки зубковского экипажа в одеяло и положил их на батарею.

- Проходит минут 15, чувствую паленым потянуло, - смеялся Егоров. - Прибегаем, одеяло дымится, как Везувий, а коньки раскалились так, что в руки взять невозможно. Мы их в охапку и бегом старт. На лед поставили, так он чуть не до бетона расплавился. Соуса (так Попова зовут в команде. - С.Б.) мы в том заезде на полсекунды жахнули. Крику потом было, не представляете!

На чемпионате мира, впрочем, равно как и на других международных турнирах, трюк с батареей не пройдет. Непосредственно перед стартом каждого экипажа температуру полозьев тщательно измеряют специалисты международной федерации (FIBT) и за малейшее отклонение от нормы весь экипаж снимают со старта без предупреждения.

ПЯТИЛЕТНЯЯ ГЕГЕМОНИЯ ЛАНГЕ ПРЕРВАЛАСЬ

Теперь, надеюсь, вам стало ясно, почему третий заезд для россиян с самого начала представлялся ключевым. Если бы Попову и его экипажу удалось зацепиться за лидеров, в решающей попытке у россиян оставались бы как минимум неплохие шансы на медали. Увы, время, показанное нашими (1.06,23), позволяло бороться за какие угодно места, кроме призовых.

Конкуренты тем временем входить в наше положение категорически отказывались и только наращивали отрыв. Более того, Попова обошел реактивный (но только в четверках) британец Ли Джонстон, а латыш Янис Мининc россиянина догнал. Не лучше обстояли дела и у Абрамовича, которому по-прежнему аукался первый заезд, после которого он оказался на 23-м месте. Все, чего удалось добиться молодому пилоту, - переместиться на итоговую 17-ю позицию.

Второй воскресный заезд экипаж Попова провел очень собранно: не только выдал лучший старт (5,08), но и задал своим противникам задачку, побив свой же рекорд трека - 1.04,82. Однако если стартовавший следом Минине со временем россиянина предсказуемо не совладал, то Джонстону хватило задела, полученного в предыдущих заездах. На этом чемпионат мира для Попова, по сути, завершился.

Спустя пару минут состоялся исторический для бобслея момент - Андре Ланге, не проигравший в четверках ни одного главного турнира года начиная с Олимпиады в Солт-Лейк-Сити-2002, сложил с себя чемпионские полномочия: он проиграл на дистанции Людерсу. По слухам (правду знают только немцы и никогда ее не озвучат), Ланге еще после первого дня турнира четверок рвал и метал, оставшись крайне недовольным выходной скоростью своего боба.

В концовке настоящий праздник устроил своим болельщикам Рюгг: он установил очередные невероятные рекорды разгона (4,98) и трассы - 1.04,54 и, как следствие, прикатил на финиш с солидным преимуществом над серебряным медалистом Людерсом.

Что же до нас с вами, то остается надеяться на то, что последующие чемпионаты мира в Санкт-Морице в ближайшее время проводиться не будут. Так что до нескорой встречи, СанктМориц!

Чемпионат мира. Санкт-Мориц. 4 февраля. Мужчины. Четверки. 1. Рюгг/Лампартер/Хефти/Гранд (Швейцария) - 4.20,86 (1.05,37 + 1.05,16 + 1.05,79 + 1.04,54, рекорд трассы). 2. Людерс/Котик/Биссет/Браун (Канада) - 4.21,09 (1.05,23 + 1.05,42 + 1.05,80 + 1.04,64). 3. Ланге/Хоппе/Путце/Куске (Германия) - 4.21,10 (1.05,19 + 1.05,24 + 1.05,94 + 1.04,73). 4. Холкомб/Йованович/Меслер/Крайтцбург (США) - 4.21,12 (1.05,35 + 1.05,28 + 1.05,74 + 1.04,75). 5. Джонстон/Смит/Кондон/Мани (Великобритания) - 4.21,63 (1.05,55 + 1.05,29 + 1.05,72 + 1.05,07). 6. ПОПОВ/ОРЕШНИКОВ/ТРУНЕНКОВ/СТЕПУШКИН (Россия) - 4.21,80 (1.05,66 + 1.05,09 + 1.06,23 + 1.04,82)... 17. АБРАМОВИЧ/СОСУНОВ/СЕЛИВЕРСТОВ/АНДРЮНИН (Россия) - 4.23,68 (1.06,06 + 1.05,74 + 1.06,21 + 105,67).

3 февраля. Женщины. 1 . Кириасис/Логш (Германия) - 4.33,84 (1.08,60 + 1.07,98, рекорд трассы + 1.08,72 + 1.08,54). 2. Мартини/Тишер (Германия) - 4.35,89 (1.09,22 + 1.08,76 + 1.09,03 + 1.08,88). 3. Робок/Флеминг (США) - 4.36,27 (1.09,63 + 1.08,50 + 1.09,24 + 1.08,90). 4. Эрдманн/Шнайдерхайнце (Германия) - 4.36,41 (1.09,34 + 1.08,85 + 1.09,24 + 1.08,98). 5. Бамерт/Дитрих (Швейцария) - 4.36,59 (1.09,32 + 1.08,80 + 1.09,23 + 1.09,24). 6. Аппертон/Чокетти (Канада) - 4.36,80 (1.09,42 + 1.09,43 + 1.09,04 + 1.08,91)... 9. КОВАЛЕНКО/ФЕДОРОВА (Россия) - 4.38,55 (1.10,03 + 1.09,28 + 1.09,77 + 1.09,47)... 15. ТОКОВАЯ/ДОРОНИНА (Россия) - 4.40,91 (1.10,55 + 1.10,43 + 1.10,09 + 1.09,84).