Газета Спорт-Экспресс № 19 (4299) от 29 января 2007 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

29 января 2007

29 января 2007 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

НЕРАСХЛЕБАННАЯ КАША

Чемпионат Европы завершился победой французской танцевальной пары, триумфом российской танцевальной школы и первым в истории женского катания итальянским золотом.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Варшавы

ПЕРВАЯ ЛЕДИ

Год назад перед Играми в Турине, где 19-летней Каролине Костнер предстояло стать знаменосцем итальянской олимпийской сборной, я написала в одном из репортажей: "Со спортивной точки зрения у Костнер есть все, чтобы добиться результата. Прекрасные природные данные, великолепная наследственность (мама - бывшая чемпионка страны по фигурному катанию, папа - хоккеист, родная тетя Изольда Костнер - выдающаяся в недавнем прошлом горнолыжница), умный тренер с очень правильным, восточно-немецкой школы, взглядом на спорт. То, насколько фанатично сама Каролина относится к тренировкам, не очень характерно для представителей западных стран. Она одна из тех немногих спортсменок, кто никогда, ни при каких обстоятельствах не позволяет себе усомниться в правоте тренера. Ее имидж в стране идеален. 19-летняя Каролина прекрасно говорит на нескольких языках, прекрасно воспитана, доброжелательна, уважительна по отношению к старшим (в эту категорию в силу возраста спортсменки попадают почти все журналисты), но при этом во всех ее интервью отчетливо присутствуют и чувство собственного достоинства, и чувство юмора, и глубокий аналитический ум..."

В Турине Костнер постигла неудача. Она упала в короткой программе и потеряла все шансы подняться на пьедестал. Первую соревновательную половину этого сезона фигуристка пропустила из-за серьезной травмы ахилла, и перед началом чемпионата Европы ее вовсе не считали фаворитом. Как выяснилось - напрасно.

Лето Костнер провела на редкость плодотворно. В августе, когда уже были завершены постановки новых программ (их ставила знаменитая американка Лори Ничол), итальянская федерация оплатила спортсменке несколько недель тренировок в летнем лагере Алексея Мишина в испанской Хаке. Причем с совершенно конкретной целью: отработать и отшлифовать технику прыжков. Удовольствие оказалось дорогим (50-минутное занятие с тренером стоит для иностранных фигуристов 200 евро), но овчинка стоила выделки. И до того неплохие прыжки Каролины, поставленные ей немецким тренером Михаэлем Хутом, стали еще увереннее. В Варшаве она сорвала один-единственный прыжковый элемент - тройной риттбергер. Но даже это не повлияло на общую цельность программы, в которой помимо всего прочего был исполнен совершенно уникальный каскад 3+3+2. Одним только техническим набором элементов итальянка обошла в произвольной программе фаворитку соревнований Сару Майер из Швейцарии на 3,97.

- О такой ученице можно только мечтать, - сказал о Костнер в Варшаве Мишин, наблюдавший за выступлениями женщин с трибуны. - Она ловила каждое мое слово, очень осознанно и досконально выполняла все, что я говорил. Так что теперь у меня есть все основания гордиться. С Каролиной я работал в Хаке, с Майер - в Давосе. Бельгиец Кевин ван дер Перрен (бронзовый призер чемпионата Европы. - Е.В.) - вообще, считаю, мое произведение: он несколько лет подряд приезжал ко мне на сборы в Голландию по три-четыре раза за сезон. Даже иногда обидно, как быстро все забывают об этом, когда приходят успехи. Получается, я только и делаю, что работаю на имидж иностранных тренеров.

Костнер тем временем покинула лед и, надев на коньки пластиковые чехлы, направилась вдоль борта в сторону Kiss and Cry. Напротив "спортивного" сектора трибуны, где в первых рядах бесновались швейцарские и итальянские болельщики, она вдруг остановилась, напряженно выискивая кого-то взглядом. Увидела Мишина - и, благодарно улыбнувшись, присела в адресованном тренеру реверансе...

ТОВАР - ЛИЦОМ

В один из дней чемпионата по единственному российскому телеканалу, доступному в Польше, транслировали любопытное ток-шоу. Известные модельеры и артисты рассуждали о том, как влияет одежда и внешний вид человека на впечатление, которое он производит, в первый раз появляясь в обществе. Резюме было однозначным: влияет сильно.

Фигурное катание в этом смысле - один из наиболее показательных видов спорта. Появление фигуриста в "рабочем", то есть без цивильной одежды, виде само по себе способно сказать его соперникам и их тренерам очень много. Оценивают все: насколько спортсмен "подсушен", как проработаны те или иные мышцы, имеется ли лишний вес. Не остаются без внимания костюмы, прическа, умение держаться.

Такими же глазами смотрят на фигуристов и судьи. Человеческие симпатии и антипатии начинают складываться задолго до того, как спортсмены выходят на соревновательный лед. Естественно, не они являются определяющими, но роль, безусловно, могут сыграть большую. Иногда - очень большую.

Известный в прошлом фигурист Ростислав Синицын, который сейчас постоянно работает в паре с Хутом и непосредственно готовил вместе с этим тренером серебряного призера мужского турнира Томаша Вернера, в Варшаве сказал:

- Мы долго думали, какой костюм сделать Томашу для короткой программы. Проблема фигуристов "маленьких" стран заключается в том, что у них почти нет показательных выступлений и, соответственно, их почти не знают, о них не говорят. А спортсмену очень важно чувствовать, что его заметили. Отсюда и родилась идея розовой рубашки с зеленым бантом. На чей-то взгляд, это сочетание режет глаз, хотя сам костюм скроен и сшит очень стильно. Но мы добились главной цели: на Вернера стали смотреть все! К тому же катался он очень хорошо, с совершенно особенным настроением, потому что чувствовал к себе постоянное внимание.

Нечто подобное я слышала пару лет назад от Татьяны Тарасовой, когда под ее началом тренировались и выступали Светлана Куликова и Виталий Новиков. Фигуристы жили тогда на птичьих правах в США, перебиваясь случайными заработками. Один из их костюмов был сшит за какие-то немыслимые деньги. Удачным он мне не показался, и я сказала об этом тренеру.

- Это fashion! - отрезала Тарасова. - Самое модное, что сейчас есть. Я хочу, чтобы Света с Виталиком чувствовали на льду: они хорошо одеты. В этом случае фигурист изначально двигается и держит себя совершенно по-другому.

С точки зрения внешнего вида своих спортсменов Россия проиграла женское катание (в котором наша страна на четырех европейских чемпионатах подряд, с 1999 по 2002 год, занимала весь пьедестал) еще до начала соревнований. Потрясающе качественный прокат Александры Иевлевой в короткой программе не помешал заметить довольно невыразительную прическу, превращающую обаятельную молодую девушку в невзрачную простушку в кругу первых красавиц Европы. Не думать об этом не получалось: ведь не просто так - вплоть до заколок в волосах - оказался продуман имидж Костнер, Майер, Киры Корпи и многих других одиночниц...

Хотя в финале это уже не имело для нас значения: дебютантка просто-напросто не выдержала свалившегося на нее нового (и невероятно тяжелого) опыта выступления с последним стартовым номером в сильнейшей группе.

Лучший результат среди российских участниц показала в итоге вице-чемпионка мира-2003 Елена Соколова. Ликовала она, похоже, именно по этому поводу. Больше гордиться было нечем. На суд арбитров были представлены стандартно-минимальный набор прыжков (без тройного тулупа), сильно недокрученный лутц с приземлением на обе ноги и первый (самый низкий) уровень сложности дорожки шагов и трех вращений.

RUSSIA-1

Произвольное выступление наших танцоров Оксаны Домниной и Максима Шабалина оказалось в пятницу выше всех похвал. Россияне набрали лучшую сумму баллов, причем и техническая, и артистическая части их программы по отдельности были оценены выше, чем у чемпионов Европы, коими стали Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер. Действующие чемпионы мира Албена Денкова и Максим Ставийский остались третьими.

Однако именно этой паре принадлежало достижение, повторить которое не сумел ни один дуэт. Когда болгары завершили свой прокат, под завязку забитый сектор трибуны, в котором располагались спортсмены и тренеры, в едином порыве вскочил на ноги. Следом встал весь зал и начал аплодировать фигуристам стоя. Комментарии, как говорится, были излишни.

Насколько справедливым было первое место российского дуэта в заключительном танце, я судить не берусь. В минус французам сыграло то, что предыдущие два сезона их произвольные программы (и особенно олимпийская - "Венецианский карнавал") были истинными шедеврами хореографии. Но в Турине не могло идти и речи о том, чтобы пропустить дуэт на пьедестал. Там велась политическая игра чистой воды, в которой Делобель и Шонфельдеру просто не нашлось места. А в этом сезоне их танец получился вполне достойным высшего уровня, но далеко не таким впечатляющим, как предыдущий. Плюс сказался сумасшедший прогресс молодого российского дуэта, вес которого в танцевальном обществе сильно увеличивало звание первой пары России. Russia-1 - это не просто национальная принадлежность. Это бренд сокрушительного влияния, который впору писать на табло первой строкой, и не важно, какие именно под ним будут стоять фамилии.

С точки зрения спортивной драматургии танцы - золотое дно для любого журналиста. Послеолимпийский сюжет в этом отношении сложился безупречно. Почему Домнина и Шабалин не стали чемпионами Европы? Возможно, потому, что с французами следовало расплатиться золотом за моральный ущерб, понесенный в предыдущем сезоне. Как расплатились с Денковой и Ставийским на чемпионате мира-2006 в Калгари.

Все это, конечно же, домыслы. И не моя вина, что они удивительным образом совпали с результатами соревнований.

ДОРОЖКИ В НИКУДА

Танцевальный финал завершился совершенно непредсказуемым образом. Выполняя уникальный элемент: удерживая партнера вниз головой в вертикальном положении, Фредерика Файелла потеряла равновесие и грохнулась на лед. К счастью, тяжелой травмы удалось избежать, хотя у Массимо Скали были все шансы повредить шейные позвонки. Но дело было в другом. К моменту выхода итальянцев оценки тех, кто уже откатался, сложились таким образом, что дуэт просто был обязан оказаться на четвертом итоговом месте. И этот факт заново всколыхнул крайне больную тему - судейство.

Лет десять назад Международный союз конькобежцев (устав, видимо, от постоянных нападок прессы на своих арбитров) ввел в обиход чрезвычайно полезную вещь - специальные семинары, на которых всем желающим представителям прессы и телевидения демонстрировали записи прокатов и по ходу объясняли, как выглядит та или иная ошибка и какие сбавки за нее предусмотрены. Позже инициатива сама собой сошла на нет, правила поменялись, и понять порой, что происходит на льду, стало просто невозможно. Причем не только журналистам.

Двукратный олимпийский чемпион в танцах на льду Евгений Платов в Варшаве заметил, что даже специалистам бывает тяжело определить на глаз соответствие оценок исполнению. Стоит фигуристу чуть ниже положенного поднять ногу или не совсем четко сделать какой-то шаг - и прощай более высокий уровень сложности!

Но есть вещи достаточно очевидные. Если дуэт выступает на нескольких турнирах подряд, регулярно получая за дорожки и вращения третий, а то и четвертый уровень, а затем приезжает на чемпионат Европы, демонстрирует - по общему мнению - свой лучший прокат в сезоне, но уровень сложности тех же самых элементов оказывается в протоколах на порядок ниже, невольно возникает вопрос: почему? Именно так произошло в финале со вторым российским дуэтом Яна Хохлова - Сергей Новицкий. Диагональная дорожка была оценена единицей, круговая - двойкой. Маленький факт: из 23 пар участников первый уровень сложности за "диагональ" получил лишь один дуэт, занявший в произвольном танце 15-е место.

Возмущению "спортивной" трибуны не было предела. "В таких случаях невозможно молчать, - высказала свое мнение Татьяна Тарасова. - Дорожки - это лазейка для судей, и всем это известно. Как и вращения. У Хохловой и Новицкого лучшее вращение, с наиболее интересными и сложными позициями. Все докручено, все сделано абсолютно чисто. Однако уровень за вращение им ставят не четвертый, а третий. Я хочу спросить: "Почему?" Но спросить мы не имеем права. Хотя занимаемся элементами всю свою жизнь и не хуже судей понимаем, что чего стоит".

Можно, конечно, спорить. На взгляд Николая Морозова, одного из лучших постановщиков всевозможных шагов, дорожки второго российского дуэта были чересчур медленными. Не на первый, естественно, уровень (по мнению Морозова, это даже смешно обсуждать), но не на максимальный. Однако можно и поразмышлять иначе, тем более что отсутствие понятных и четких критериев открывает неограниченный простор для домыслов. Если бы катание Хохловой и Новицкого оценили так же, как на этапах "Гран-при", фигуристы все равно не смогли бы претендовать на более высокое место: слишком велик был разрыв между первой тройкой и остальными парами. Другое дело, что в этом случае Файелла и Скали не смогли бы опередить россиян даже при чистом прокате. А ведь именно им четвертое место было, похоже, забронировано заранее. Пусть не по продуманному сговору, а так, на всякий случай, - сделать приятное президенту ИСУ Оттавио Чинкванте. Итальянцы все-таки. Возможен такой вариант? Вполне...

И как тут не вспомнить танцевальный турнир в олимпийском Турине, где до последнего тащили за уши на пьедестал Барбару Фузар-Поли и Маурицио Маргальо! Объяснения в кулуарах были схожими: итальянцы, мол.

Вот и получается, что, затеяв революцию в судействе, Чинкванта не довел ее до конца и оказывается порой в крайне двусмысленном положении: то ли сам купил, то ли для него купили...

Новая система оценок, в которой, безусловно, есть свои плюсы, в том виде, в котором существует сейчас, вполне может нанести фигурному катанию еще один удар. Она непонятна телевидению. А если сюжет непонятен, он автоматически перестает быть интересным - это аксиома. Возьмите популярные ныне телевизионные шоу на льду с участием звезд. Ключом успеха западных аналогов (на российском ТВ это пока получается гораздо хуже) с самого начала их существования стало шоу не только на льду, но и в судейской ложе. На протяжении программы там проистекает совершенно отдельная жизнь с "плохими" и "хорошими" судьями, объяснениями, дискуссиями, перепалками. Я далека от мысли перенести все это на любительский лед, но анонимный судья - это нонсенс. Почему-то порой сдается, что далеко не все служители ледовой Фемиды готовы увидеть рядом со своими оценками собственную фамилию. Разве что потом, в узком кругу - когда уже ни за что не стыдно.

Остается только надеяться, что за три года, которые остались до Игр в Ванкувере, заваренная президентом ИСУ фигурнокатательная каша будет расхлебана хотя бы отчасти.

Чемпионат Европы. Варшава. "Торвар-арена". Танцы. Финал (в скобках - сумма баллов за произвольную программу). 1. Делобель/Шонфельдер (Франция) 199,47 (99,19). 2. ДОМНИНА/ШАБАЛИН (РОССИЯ) - 199,16 (100,39). 3. Денкова/Ставийский (Болгария) - 193,73 (98,61). 4. ХОХЛОВА/НОВИЦКИЙ (РОССИЯ) - 175,76 (91,76)... 12. РУБЛЕВА/ШЕФЕР (Россия) - 147,81 (77,29).

Женщины. Финал (в скобках - сумма баллов за произвольную программу). 1. Костнер (Италия) - 174,79 (114,33). 2. Майер (Швейцария) - 171,28 (110,79). 3. Корпи (Финляндия) - 151,19 (97,35). 4. Пойккио (Финляндия) - 146,02 (96,55). 5. Маркей (Италия) - 144,28 (97,85). 6. Дрей (Финляндия) - 141,90 (93,12). 7. СОКОЛОВА (Россия) - 139,71 (90,86). 8. Гедеванишвили (Грузия) - 137,32 (82,70)... 11. ИЕВЛЕВА (Россия) - 126,99 (76,71).