Газета Спорт-Экспресс № 13 (4293) от 22 января 2007 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3

23 января 2007

23 января 2007 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Спецкор "СЭ", побывавший вчера в Нэшвилле - городе, где Гарднер начинал свою тренерскую карьеру, попросил поделиться своими мнениями о нем людей, которые работали вместе с этим американцем.

КОГДА МЫ УВИДИМ У ГАРДНЕРА ГАЛСТУКИ С ГЕРОЯМИ МУЛЬТФИЛЬМОВ?

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

из Нэшвилла

О том, что "Локомотив" возглавил канадский американец, долгое время работавший ассистентом главного тренера в "Нэшвилле", ваш корреспондент узнал от московских коллег накануне отъезда в гости к этому клубу Разумеется, побывав здесь, грех было не разузнать о Поле Гарднере от людей, работавших с ним на протяжении многих лет. Первым человеком, кого я попросил поделиться воспоминаниями, естественно, был бессменный главный тренер "Предаторз" Барри Тротц.

- Только сегодня узнал о том, что Гарднер принял один из ведущих российских клубов, - сказал Тротц, уяснив суть вопроса. - Ярославль, правильно? Пол - чрезвычайно опытный специалист, да и игрок бывалый. Последние пару лет он не тренировал, но могу вам обещать, что с эмоциональным самовыражением у него по-прежнему все в порядке. Для него эта должность будет в новинку: насколько я знаю, в Европе он до этого никогда не бывал.

-Как складывалась его работа в "Предаторз"?

- В нашем клубе он отвечал за нападающих и за постановку игры в большинстве. Конечно, в те годы мы были еще весьма лимитированы в плане индивидуальных талантов, но, работая с теми, кто у нас был, Пол справлялся очень хорошо.

-На ваш взгляд, Гарднер сильнее в работе с молодежью или с более опытными игроками?

- Думаю, что и с теми, и с другими. Возможно, с более опытными ему будет проще хотя бы потому что он сам накопил огромный тренерский опыт и в НХЛ, и в АХЛ. Пол - очень умный парень, все новое схватывает быстро, так что я уверен: со всеми нюансами работы в европейском хоккее он скоро разберется. С интересом понаблюдаю за его успехами в России, хотя практически не сомневаюсь, что за ними дело не станет.

-Языковой барьер - серьезная для него проблема?

- По-русски он не говорит, это могу сказать вам точно (смеется). Но, как я уже сказал, голова у него светлейшая, и способ передать команде свои мысли и эмоции он найдет точно.

-Можете рассказать, почему Гарднер ушел из "Нэшвилла"?

- Настал момент, когда мы решили, что необходимы перемены в тренерском составе и что там нужны новое лицо и новый голос. Пол ушел в профессиональную фирму скаутов, поскольку еще смолоду у него обнаружился настоящий дар в поиске молодых талантов. Уверен, кстати, что это качество поможет и его работе в России...

Как обычно, гораздо информативнее официальных лиц оказались коллеги-журналисты, не связанные с клубом узами обязательств и политкорректности. Едва я распрощался с Тротцем, как ко мне подошел журналист газеты The Tennessean Джон Гленной, и теперь в роли интервьюируемого выступил уже ваш покорный слуга. Гленнона интересовали общие вещи о Ярославле и ситуации в "Локомотиве", и я, удовлетворив любопытство коллеги, в качестве ответного одолжения попросил его, освещающего "Хищников" со дня их основания, вспомнить что-нибудь интересное о Гарднере.

- Замечательный мужик! - улыбнулся Гленнон. - В России он всем очень понравится. Его главное отличительное качество - это великолепное чувство юмора. Пока он был здесь, всегда создавал в команде атмосферу непринужденности и раскованности. Барри Тротц, как вы видели, обычно бывает довольно серьезным - так вот Гарднер умел снять с ребят любое напряжение. Например, перед Рождеством он мог выйти на тренировку в колпаке Санта-Клауса, а в Хэллоуин обязательно появлялся в какой-нибудь смешной маске. На матчи же он всегда надевал галстуки совершенно немыслимых расцветок, на которых были изображены герои мультфильмов. В общем, Пол всегда находил способ заставить окружающих улыбнуться, и именно у него всегда были с игроками наиболее близкие и доверительные отношения. Как тренер же он, несомненно, тяготеет к атакующему хоккею, поскольку в свое время сам был очень сильным нападающим.

-Как вам кажется, Гарднеру по плечу когда-нибудь возглавить клуб НХЛ?

- Не вижу причин, почему бы и нет. Уж с квалификацией у него точно все в порядке. Он прекрасно справлялся и со своей работой ассистента в "Нэшвилле", и когда работал главным в клубах АХЛ. Думаю, что для этого он и согласился на эту должность в России - чтобы напомнить о себе как о тренере.

Однако даже Гленнон оказался не в курсе истинных причин ухода Гарднера из клуба, о которых на днях в интервью "СЭ" рассказал нынешний спортивный директор ЦСКА Алексей Дементьев, работавший в те годы европейским скаутом "Нэшвилла".

- Насколько я знаю, руководство просто решило сменить направление, - считает Гленнон. - После долгих лет жестокого дефицита талантов за год до локаута в клубе помимо хоккеистов-работяг стали появляться игроки высокого уровня мастерства, и начальство решило, что Питер Хорачек (нынешний ассистент Тротца. - Прим. П.С.) подойдет лучше. Знаю, что Дэвиду Пойлу, генеральному менеджеру "Предаторз", решение не продлевать контракт с Гарднером далось очень непросто. Он сам мне рассказывал о том, насколько тяжело ему было во время межсезонья-2003 сказать Полу: "Извини, мы решили не возвращать тебя на предстоящий сезон". Знаю, что еще сложнее было пережить это самому Гарднеру, поскольку он был в команде с первого дня ее существования и, можно сказать, жил и дышал ею. Никогда не забуду историю, которую рассказывал мне сам Гарднер: когда умер его отец, тоже игравший в молодости в НХЛ, его похоронили в свитере "Нэшвилла". Зная это, попробуйте представить, какое место в душе Пола занимала эта команда.

Гарднер не стал продавать свой дом в Нэшвилле и по-прежнему живет здесь в межсезонье, а его старший сын пошел получать высшее образование в одном из местных колледжей.

- После того как Пол женился во второй раз, им с женой очень долгое время не удавалось завести детей, - вспоминал Гленнон уже вечером во время вчерашнего матча "Нэшвилла" с "Чикаго". - А когда, наконец, удалось, на свет появились двойняшки - мальчик и девочка! Думаю, сейчас им должно быть лет по пять. Родились они немного раньше срока, и жене Пола пришлось некоторое время пролежать с ними в больнице. Гарднер, которому к тому времени было уже около 45, был на седьмом небе от счастья. Кстати, днем я прочитал в английской версии сайта вашей газеты, что в феврале он собирается перевезти в Ярославль семью. Интересно, понравится ли там его двойняшкам...