Газета Спорт-Экспресс № 10 (4290) от 18 января 2007 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

18 января 2007

18 января 2007 | Хоккей

ХОККЕЙ

В пятницу в 18.00 в "Сокольниках" состоится праздничное шоу и матч ветеранов, посвященный 60-летию Александра Якушева. В преддверии этого мероприятия интервью "СЭ" дал главный герой предстоящего события.

Александр ЯКУШЕВ: "МОЖЕТ ХОТЬ НАШ МАТЧ СОГРЕЕТ ДУШУ БОЛЕЛЬЩИКАМ "СПАРТАКА"

-Что для вас значит такой матч, тем более вы человек скромный и никогда не стремитесь быть в центре внимания?

- В настоящее время сложилась ситуация, при которой команда "Спартак" не участвует в чемпионате страны. Для болельщиков это трагедия. Может быть, этот матч поможет скрасить эту горечь. И пользуясь случаем, хочу пригласить на юбилей всех спартаковских болельщиков и любителей хоккея. Будет очень интересно. Думаю, они соскучились по хоккею и "Сокольникам". Эта игра, может, в какой-то степени согреет души болельщиков. В ней примут участие я и все мои друзья. Причем хоккейным матчем дело не ограничится - будут в "Сокольниках" выступления фигуристов и артистов. Надеюсь, получится хороший, теплый, дружеский вечер. Его главным организатором стал Гелани Товбулатов, взявший основную нагрузку на свои плечи. Ведь в наше время такие мероприятия проводить очень тяжело. Не сомневаюсь, что при помощи его друзей все будет сделано красиво.

-Как пережили случившееся в этом сезоне со "Спартаком"?

- Одно дело, когда команда вылетает в высшую лигу по спортивному признаку. Для болельщиков же то, что случилось со "Спартаком", не просто горечь и обида. Команда, хоть и была не самая выдающаяся, но заняла 10-е место - и вдруг ее распускают. Не остается даже фарм-клуба. Ничего! Это настоящая катастрофа. Игрокам неприятно, но они в конце концов могут найти себе новое место работы и продолжат заниматься своим делом. А каково же сейчас спартаковским болельщикам?! Они не могут поддерживать любимую команду, которая по всем известным финансовым причинам прекратила существование. Что ж, остается только дождаться будущего сезона, когда обновленный "Спартак" опять будет играть в суперлиге.

ЧЕМПИОНАТ СТАЛ ХУЖЕ

-За российским хоккеем вы и сейчас продолжаете активно следить. Что-то для себя интересное находите?

- Наши лучшие игроки регулярно уезжают за океан, и внутренний хоккей стал беднее, а сам чемпионат - менее интересным. Когда 16 команд из 19 попадают в плей-офф, разве это дело? Вот во время локаута, когда у нас играли сильнейшие отечественные мастера и высококлассные легионеры, было заметно, как вырос интерес к хоккею. Уровень чемпионата и качество игры всех радовали. Но после возобновления чемпионата НХЛ наступил временный спад. Оставшиеся игроки несколько растерялись и не сразу подхватили выпавшее знамя. Необходимо время, чтобы хоккеисты в душе смогли перестроиться, а не ждать, например, что в омском "Авангарде" решающую шайбу забьет Яромир Ягр. Необходимо, чтобы молодые ребята и представители среднего поколения больше брали инициативу в свои руки и вырабатывали в себе лидерские качества.

-Кто из молодежи сейчас нравится?

- По нынешнему сезону нельзя сказать, что кто-то проводит его так, как это делали раньше Овечкин или Ковальчук. По-настоящему ярких игроков не видно. Хотя молодежный чемпионат мира показал, что из молодого парнишки Черепанова может выйти толк. Правда, у него несколько иная манера игры, чем у вышеперечисленных ребят. Но игрок он очень талантливый. Самое обидное, к сожалению, что через пару-тройку лет и он уедет. Опять придется выискивать ребят и работать с ними, в надежде, что они засверкают. В данной ситуации особенно жаль наших болельщиков.

БЫКОВ НЕ ДОЛЖЕН ГНАТЬСЯ ЗА ГРОМКИМИ ФАМИЛИЯМИ

-В этом году чемпионат мира примет Москва. Последний такой турнир, проходивший у нас в стране, в Санкт-Петербурге, завершился неудачей. Тогда главным тренером сборной были вы. Какой-то можете дать совет Быкову, возглавляющему команду теперь?

- Я считаю, что наш питерский опыт должен послужить хорошим уроком, из которого надо сделать должные выводы. К комплектованию команды надо подходить более вдумчиво. Подбирать игроков необходимо более тщательно, изучив все нюансы, а не просто гнаться за громкими фамилиями.

-Костяк должны составить хоккеисты, выступающие в суперлиге?

- Мне сложно сказать - это дело тренерского штаба. Зато сейчас в плане подбора игроков из НХЛ будет проще. В Северной Америке находится один из тренеров - Сергей Немчинов, который скрупулезно просматривает кандидатов вживую. Может с ними разговаривать, общаться, а не только по телевизору за ними наблюдать. И делать это надо как можно больше и интенсивнее, чтобы не было неправильных представлений о претендентах на место в сборную. Игроки должны приезжать подготовленными не только физически, но и морально. Если человек вымотан психологически, то пользы от него будет мало.

-Вам нравится работа Быкова на посту тренера сборной?

- Если человек показывает стопроцентный результат, значит, он работает правильно. Дай бог, чтобы у него все и дальше сложилось успешно. Но главным критерием оценки все равно станет чемпионат мира. Ведь в Евротуре принимают участие по составу совсем другие сборные, чем те, которые мы увидим весной в Москве.

-В количественном отношении сколько должно быть приглашено энхаэловцев: 4-5 человек, только тех, кто способен стать лидерами?

- Приглашать надо не только того, кто может стать лидером, но и ребят, подходящих по стилю и по духу команде, играющих не на себя, а на сборную. Такой человек должен быть частью коллектива не только на льду, но и в душе.

-Но почти же все кандидаты еще недавно играли в России, стало быть, их возможности известны.

- Хотим мы того или нет, но НХЛ серьезно меняет стиль игры и мышление самих игроков. Они там больше играют на себя. Не случайно я сказал, что надо их тщательно просматривать, общаться с ними, и только потом делать выводы, стоит кого-то приглашать или нет.

-Но, скажем, кандидатуры Овечкина или Малкина сомнений вызывать не должны?

- Дай-то бог, чтобы "Вашингтон" и "Питтсбург", за которые они выступают, не попали в плей-офф. Эти ребята должны очень пригодиться нашей сборной в Москве. Надеюсь, команда, наконец, порадует болельщиков, которые давно заждались больших побед.

"СПАРТАК" - МОЕ ВТОРОЕ Я

- Возвращаясь к вашему юбилейному матчу, можете сказать в нескольких словах, что для вас значит "Спартак"?

- "Спартак" для меня - это вся моя жизнь. Я в этом клубе провел свои сознательные годы, 17 сезонов отыграл за команду мастеров, выступал в молодежной команде, в детской школе. И как тренер, был со "Спартаком" связан. Это не просто клуб, а мой хоккейный дом. Мое второе я.

-Могли попасть в другой клуб?

- Я с детства болел за "Спартак", причем больше тогда переживал за футболистов. Кумирами у меня были Игорь Нетто, Никита Симонян и вся та знаменитая плеяда спартаковских игроков 60-х. Но зимой я стал заниматься хоккеем в школе при заводе "Серп и Молот", где провел два года. Играл параллельно и в футбол. Но чувствовал, что в хоккее у меня получается гораздо лучше. И поэтому через два года пришел записываться в хоккейную школу "Спартака".

-Кого из тренеров вспоминаете с особой теплотой?

- Безусловно, Боброва. Он пришел в "Спартак" в 1964 году, тогда же и меня привлек к тренировкам в команде мастеров. Он много времени нам уделял. Очень душевно относился к молодежи. Не случайно, что он тогда пригласил много молодых ребят - Мартынюка, Зимина, Мигунько. Потом произошла смена поколений, и через три года под его руководством мы стали чемпионами Советского Союза.

-Тогда это считалось выдающимся результатом.

- Конечно, играя в чемпионате СССР против ЦСКА, добиться такого было почти невозможно. Мы же это сумели сделать, а Всеволод Михайлович для становления той чемпионской команды сделал многое. Так что я считаю его своим крестным отцом.

-До вас в отечественном хоккее не было таких габаритных нападающих, это сейчас они в моде, а тогда вы считались форвардом будущего.

- Громко сказано. Но, честно говоря, с таким ростом - а я сам уже тогда много раз над этим задумывался - да тем более в роли крайнего нападающего играть тяжеловато. Существовал стереотип: крайний форвард должен быть быстрым, маневренным, ловким, с хорошей стартовой скоростью. И у меня как раз это все отсутствовало. Стартовой скорости не было абсолютно. По дистанции мог накатить, когда разгонялся. А вот бороться в углах, что часто приходится делать крайнему нападающему, с таким ростом, как у меня, - тяжеловато. С моими данными люди обычно играли в центре - все-таки у хоккеиста этого амплуа на льду есть побольше пространства. Я сам начинал именно как центральный нападающий, но с приходом Боброва меня отправили на левый край. Он усмотрел во мне что-то и не прогадал.

-В другие команды позднее не звали?

- Были робкие приглашения из ЦСКА. Но даже тогда существовали отсрочки от армии для игроков, особенно членов сборной. У меня до 27 лет была отсрочка. Так что меня сия чаша удачно миновала. Но будь даже конкретные приглашения, я бы из "Спартака" по своей воле не ушел.

АКТЕР ОДНОЙ РОЛИ? ЭТО НЕ ПРО МЕНЯ

-Попробовать свои силы в НХЛ не мечтали?

- В то время такое было невозможно. Единственный вариант - сбежать. Как это сделали в свое время Могильный и Федоров. Но для людей нашего поколения такой шаг был неприемлем. Мы даже в мыслях такого не держали. Будь все это легально, конечно, интересно было бы поиграть в НХЛ. Предложи тогда такой вариант спортивное руководство страны, то многие бы согласились. Мы мало видели энхаэловцев в деле, а в нашей печати вообще о них ничего не писали. Когда же нам приходилось выезжать в Канаду, то на какие-то матчи там ходили. И нас это все не оставляло равнодушными. Попробовать свои силы в Северной Америке было бы здорово. Жаль, такой возможности не представилось.

-Канадцы считали, что по своей манере игры вы бы легко вписались в НХЛ, еще о вас говорили как о человеке без нервов.

- Люди иногда ошибаются в своих оценках. На высоком уровне играть холодным и неэмоциональным нельзя. Даже во дворе при игре на пиво эмоции бьют ключом. А хоккей - это не шахматы. Просто некоторые на публике не всегда эмоции показывают.

-Ваш звездный час - это суперсерия с канадцами в 1972 году, согласны?

- Вы знаете, есть некоторые артисты, которых так и называют - "актер одной роли". Например, Кузнецов в роли Сухова из "Белого солнца пустыни". Меня почему-то тоже всегда воспринимают исключительно как героя суперсерии. Конечно, признаюсь честно, те матчи мне очень удались. Но я же играл так не только тогда. Все-таки становился лучшим игроком чемпионата мира 1975 года, проходившего в Германии в год 30-летия победы в Великой Отечественной войне. Тот турнир был очень принципиальным, тем более финал проходил в Мюнхене. Сами понимаете, какая ответственность лежала на нас. И за сборную, и за "Спартак" я проводил не только яркие матчи, но и сезоны. Трижды становился чемпионом страны в своей карьере, а в те времена, когда на внутренней арене доминировал ЦСКА, это дорого стоило. Не меньше, чем голы канадцам. Что касается матчей, то самым сложным по драматургии, сюжету, самоотдаче и важности стала игра на Олимпиаде-76 в Инсбруке против чехов. В те годы они были нашим самым принципиальным соперником. На игру с нами они всегда настраивались запредельно, изучали нас досконально. Матчи давались очень тяжело, и нервов чехи испортили много. В том памятном матче мы при счете 0:2 "три на пять" отбились, потом 2:3 уступали, но победу все-таки вырвали. И для меня в спортивном плане та игра стала самой важной в жизни.

-Из "Спартака" вы ушли красиво, "отгрузив" в последнем матче четыре гола ЦСКА. Не рано ли?

- Я заканчивал в 33 года и по тем временам считался глубоким стариком. Это сейчас до 40 играют - и ничего. К тому же тогда у меня было не самое худшее предложение - продолжить карьеру в Австрии. Не НХЛ, конечно. Но играющий тренер в Австрии - хороший вариант. Не так часто и далеко не всех туда приглашали. Для меня же эта была хорошая возможность мягко уйти их спорта и пожить неплохо в красивой стране.

-И подзаработать?

- Не сказал бы, что очень сильно. Деньги от того небольшого контракта приходилось отдавать на 70 процентов государству.

-Из хоккея вы так и не ушли, став по окончании карьеры тренером.

- Для любого спортсмена, столько лет отыгравшего на высоком уровне, разом взять и повесить коньки на гвоздь, совсем уйдя из спорта, - очень тяжело. Многие стараются и мечтают продолжить хоккейную жизнь в тренерском деле. Я не стал исключением. Переключиться на абсолютно другую сферу деятельности было большой проблемой, тем более не имея для этого специальных навыков. Тренерское же дело пришлось мне по душе.

-Но тренерская доля по определению более сложная, чем у игрока.

- Это аксиома. Играть легче, чем тренировать. Но раз ты всю жизнь прожил хоккеем, то жалеть не о чем. И я считаю, что сделал правильный выбор, став тренером.

-Нет желания вернуться к активной тренерской деятельности?

- В настоящее время я работаю на должности гостренера, исполняю функции чиновника. И никаких планов по возобновлению тренерской карьеры в ближайшем будущем у меня нет.

Михаил ЗИСЛИС