Газета Спорт-Экспресс № 7 (4287) от 15 января 2007 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

15 января 2007

15 января 2007 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В ВЕЙК-АН-ЗЕЕ

МОТЫЛЕВ НАПОМНИЛ ТОПАЛОВУ ОБ ЭЛИСТЕ

В субботу в 1-м туре голландского супертурнира 19-й категории мирно завершились 6 встреч из 7, и только азербайджанскому гроссмейстеру Теймуру Раджабову удалось выиграть у голландца Люка ван Вели.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Вейк-ан-Зее

ТУРНИРНАЯ ВЕШАЛКА

Театр начинается с вешалки, а турнир - с жеребьевки. Писали мы об этом не раз, но что тут поделаешь: ничего лучше "турнирной вешалки" с полученными от Фортуны номерками не придумаешь.

От того, какой тебе достался номерок, зависит многое. Ведь одно дело - играть с Крамником белыми, и совсем другое - черными. То же самое и с таким же основанием можно сказать и об Ананде, и о Топалове. В их руках белые фигуры напоминают разящий меч шахматного правосудия. Чем выше класс, тем острее меч. И тем труднее уйти черным от расплаты.

Но случаются и исключения. Об одном из них мы поговорим чуть ниже. Но пока я продолжу тему жребия.

Процедура жеребьевки была проведена организаторами на территории сталелитейного гиганта "Корус", который и спонсирует шахматный фестиваль в Вейк-ан-Зее. Причем выдавались номера участникам сразу трех главных турниров фестиваля - "А", "В" и "С". Эти соревнования связаны друг с другом идеологически: из турнира "С" при удаче попадаешь в "В", а победитель турнира "В" получает путевку в турнир грандов под литерой "А".

Хотя именно к битве шахматных гигантов, конечно же, приковано основное внимание, но нельзя обойти вниманием и турниры-сателлиты. Российских любителей шахмат будет, например, живо интересовать выступление в турнирах "В" и "С" сестер Косинцевых из Архангельска - Татьяны и Надежды, ведь обе играют за сборную России. Очень любопытно, как проявит себя в турнире "С" восходящая звезда отечественных шахмат 16-летний Ян Непомнящий, поразивший всех своей яркой игрой на суперфинале чемпионата России. Внимание всего шахматного мира приковано и к выступлению в турнире "С" самых молодых гроссмейстеров мира - 12-летней китаянки Хоу Ифань и 13-летнего Паримарджана Неги из Индии. В общем, не удивляйтесь, если я по ходу дела буду иногда отвлекаться и от суперзвезд мировых шахмат, чтобы рассказать о том, как там у наших девчат и у нашего Яна складываются дела в турнирах "В" и "С".

Ну а для тех, кто ведет таблицу, сообщаю результаты жеребьевки турнира звезд: 1. Веселин Топалов (Болгария), 2. Люк ван Вели (Голландия), 3. Сергей Карякин (Украина), 4. Алексей Широв (Испания), 5. Сергей Тивяков (Голландия), 6. Давид Навара (Чехия), 7. Руслан Пономарев (Украина), 8. Вишванатан Ананд (Индия), 9. Левон Аронян (Армения), 10. Магнус Карлсен (Норвегия), 11. Петр Свидлер, 12. Владимир Крамник (оба - Россия), 13. Теймур Раджабов (Азербайджан), 14. Александр Мотылев (Россия).

Если взглянуть на таблицу с точки зрения соперничества первых трех номеров мирового рейтинга - Топалова, Ананда и Крамника, то выяснится, что больше повезло болгарину, который играет белыми и с Анандом, и с Крамником. А не повезло Ананду: он с обоими главными конкурентами должен бороться черными. Принципиальная встреча абсолютного чемпиона мира Крамника и экс-чемпиона мира Топалова состоится в предпоследнем, 12-м туре.

ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА

Ну а в 1-м туре Топалову предстояло попытаться воспользоваться первыми плодами удачной для него жеребьевки, ведь он играл белыми и с замыкающим предстартовый протокол Александром Мотылевым, имеющим наименьший рейтинг. Во время открытия, когда участники пили сок, а корреспондент "СЭ" кое-что покрепче, я поговорил немного с дебютантом турнира грандов. Спросил, не тушуется ли Александр. Напомнил ему его старт в том самом суперфинале чемпионата России, в котором ему выпало испытать на себе давление Каспарова. Поговорили о тогдашнем памятном дебюте Мотылева. И пришли к выводу, что не так страшен черт, как его малюют.

Как все отлично помнят, тот же Мотылев был секундантом Крамника на матче в Элисте. И как все опять же отлично помнят, там во всей своей красе звучал "Марш славянки", в смысле "славянской защиты". Были в ней и неприятные моменты для российского гроссмейстера, но их в итоге ему удалось преодолеть. И к этим итогам имел непосредственное участие Мотылев - как, впрочем, и Сергей Рублевский, которого я встретил в пресс-центре турнира. Как видим, налицо выездная сессия элистинского матча. Для Топалова.

Короче, как говорит нынешняя молодежь. Короче, в "Славянке" Топалова ждали. Да так хорошо ждали, что возникший на мгновение у интересующей его партии чемпион мира лишь вполглаза глянул на позицию - и остался доволен. Хотя виду не подал.

После того как Топалов, заморозив ферзевый фланг, с тем чтобы попытаться использовать некоторый перевес в пространстве, стал раздумывать, а как же это сделать, комментаторы, в которых недостатка не было ни на месте событий, ни на просторах Всемирной паутины, пришли к неутешительному для белых выводу, что у них "ничего нет". То есть что-то, конечно, есть. Но это "что-то" не оставляло никаких надежд на получение даже видимости перевеса. Была даже высказана крамольная мысль: а не "хуже" ли у белых?!

Судя по заметно помрачневшему лицу тренера и менеджера экс-чемпиона мира Сильвио Данаилова, такая же мысль мелькнула и у него. Но он ее быстро отогнал от себя, дабы не накликать беды.

Тем не менее Мотылев посчитал свою задачу на эту партию выполненной. Да так, собственно, и было. Что же касается честолюбивых помыслов, то впереди 12 туров. Еще представится случай их реализовать.

НИЧЬИ С РАЗНЫМ ПОДТЕКСТОМ

А вот Сергей Карякин, который накануне отметил свой 17-й день рождения, лелеял самые что ни на есть честолюбивые помыслы, идя на очную ставку с чемпионом мира Крамником. Сергей недаром слывет одним из лучших знатоков шахматной матчасти - дебютной стадии. И он прекрасно знал, что против 1.е2-е4 у Крамника есть сверхнадежная "Русская". Несмотря на столь юные года, Сергей уже опытный боец, прошедший горнило самых крупных турниров. Особенно большой опыт он получил в прошлом году, играя здесь же, в Вейк-ан-Зее. Тогда его еще можно было подловить на вариант, используя наивную веру тинейджера во всесокрушающую атаку, сегодня уже вряд ли. Трезво поразмыслив перед игрой, Сергей решил отказаться от наиболее проблемных вариантов "Русской", потому что знал, что в них Крамник разбирается лучше. Хотя бы потому, что опыт их исполнения у Владимира лет на двадцать больше. Не меньше.

КАРЯКИН:

- Накануне я долго размышлял, что мне избрать на "Русскую" Крамника. И пришел к выводу, что если пойду на основные варианты, то Владимир их слишком хорошо знает. Решил играть 5.Кс3. Мне казалось, что я получил максимум, что можно получить в этом варианте. И хотя Крамник после партии сказал, что там везде ничья, я так во время игры не считал. Думаю, все же у белых там приятнее. Я отказался от предложенной Крамником ничьей (после того, как он сделал ход 26...h6) и искал пути к выигрышу. Но ничего реального отыскать не удалось.

О "софийских правилах", запрещающих вести какие-либо переговоры во время игры, постоянно вспоминают организаторы разных турниров. Организаторы Мемориала Таля вспомнили об этих правилах во время последнего тура звездного турнира в Москве, когда большинство партий закончилось в районе 20-го хода. Организаторы "Вейка-2007", в свою очередь, вспомнили о них уже во время первого тура, когда выпал обильный ничейный дождь. Если бы Карякин принял предложенную Крамником ничью чуть раньше и если бы не были исполнены на доске повторы позиции в партии Алексея Широва и Петра Свидлера, то все партии завершились бы вничью вообще на рекордно низкой отметке для имеющего боевую репутацию супертурнира.

Впрочем, как мы уже видели по приведенным выше примерам, никто не играет "с ничьей в кармане", но некоторые могли бы побыть за доской подольше. Так, например, Руслан Пономарев, судя по оценкам опытных гроссмейстеров (скажем, по оценке освободившегося первым от игры Сергея Тивякова), мог бы и помучить Виши Ананда. Но предложил ничью в позиции, где сопернику надо было еще проявить терпение и точность. Мне Руслан в шутку сказал, что почувствовал приступы голода и решил, махнув рукой на стартовый поединок, поверить на слово Ананду. Мол, в ином случае пришлось бы испытывать голодные мучения еще несколько часов.

Имея лишнюю пешку, Левон Аронян, который играл черными с Давидом Наварой, сыграл излишне поспешно и нарвался на форсированную ничью.

А вот в поединке с Магнусом Карлсеном из Норвегии Сергей Тивяков, как он мне поведал после игры, забыл свои собственные анализы в остром и рискованном варианте "сицилианки", который избрал черными его юный соперник (лишь в конце этого года Магнусу исполнится 17 лет).

Как видим, ничьих много, и подтекст у них разный.

Но все же будем надеяться, что дальше дела пойдут повеселее.

РЫЦАРЬ СТАРОЙ СЕНЬОРЫ

Итак, пора поговорить об исключениях из правил. Догадаться нетрудно: единственная победа - причем черными - одержана в стартовом туре Раджабовым. И в каком прекрасном стиле!

Наблюдая за этой партией, я вспоминал великого земляка Теймура - Гарри Каспарова.

Вообще-то Гарри я вспоминаю часто и жалею, что он оставил шахматный спорт. Ну а здесь я вспомнил Великого и Ужасного сразу по ряду причин. Во-первых, бакинец. Во-вторых, черными играл, как белыми. На выигрыш. В-третьих, по молодости Гарри тоже был рыцарем "староиндийки". Вот и Теймур такой же. В смысле староиндийской защиты. Даже когда теория этого дебюта была не такой изощренной, и эта защита имела негласный титул полукорректной, Теймур неизменно избирал этот острейший дебют. К нему было легко готовиться, потому что противник знал: будет она, Старая Сеньора!

Отлично знал это и соперник Раджабова по стартовому туру, Люк ван Вели. И была у них с Теймуром одна важная встреча, которая навевала голландскому гроссмейстеру приятные воспоминания.

Но давайте лучше послушаем откровения героя 1-го тура.

РАДЖАБОВ:

- У этой партии была предыстория. В чемпионате мира я проиграл Люку ван Вели в этом же варианте. Причем там он тоже сыграл 13.Ке6. Тогда я среагировал неправильно и получил тяжелую позицию по дебюту. А у ван Вели пошла игра по накатанному анализу. Сегодня была другая игра, интересная. Я применил простую в общем-то идею: пошел конем на h5, с угрозой забрать пешку на е6 (переведя коня на g7 или f4), и так далее. Внешне по всем планам этой системы с пешкой на е6 ван Вели реагировал нормально. Белые обычно закрывают фланг, играют g2-g3, с4-с5... Но по темпам черным удалось немного опередить, а после 17.g4 им уже играть тяжело. У черных было много разных путей к получению решающего преимущества, но, мне кажется, я играл довольно четко. В какой-то момент мне стало казаться, что все еще не так просто. Это когда ван Вели сыграл 27.Кс3 с идеей перевести коня на d1 и забрать пешку черных на е3. Возникающая позиция с конем на d5 напоминает один из вариантов "Свешникова", когда, даже имея лишнюю пешку, выиграть черным сложновато. У меня случилась она в матче с Анандом в Майнце. Поэтому я всеми путями пытался воспрепятствовать ему пойти конем на dl, и даже, если бы ему удалось забрать пешку на е3, черные выигрывали слишком много темпов.

Дальше ван Вели сделал серию единственных ходов, у меня были возможности и подвыпустить соперника, но все же удалось найти наиболее четкий путь к реализации, - продолжил Раджабов. - Черные везде грозили загнать белого короля в матовую сетку. Сдался же он из-за неизбежного 41...Kf4: если его король отходит, черные идут ферзем на f1, переводят слона на f4 и белые получают мат. Я, признаюсь, очень доволен, что удалось вернуть должок за чемпионат мира!

1-й тур. Люк ван Вели - Раджабов - 0:1. Ничьи: Карякин - КРАМНИК, Широв - СВИДЛЕР, Топалов - МОТЫЛЕВ, Пономарев - Ананд, Навара - Аронян и Тивяков - Карлсен.

Партии 1-го тура - стр. 15