Газета Спорт-Экспресс № 5 (4285) от 12 января 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

12 января 2007

12 января 2007 | Хоккей

ХОККЕЙ

ЗАЧЕМ ФЕТИСОВ ПРИЕЗЖАЛ В НЬЮ-ДЖЕРСИ?

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

из Ист-Рутерфорда

НЕМАЯ СЦЕНА

Положение казалось безвыходным. Сидя третий час подряд в неописуемой пробке посреди трущоб Ньюарка, я уже мысленно смирился с перспективой провести в ней время до утра. "Континентал Арена", матч "Нью-Джерси" - "Сент-Луис", до начала которого оставалось меньше часа... Да что там - ближайший светофор в полусотне метров и вожделенный поворот налево казались несбыточными грезами.

Изначально свой приезд в Нью-Джерси я рассматривал как возможность сделать материал о Вячеславе Фетисове. Предполагалось, что, примчавшись сюда из Монреаля за несчастные полдня, которые были отведены мне в штате садов, болот и самых безумных в мире дорожных развязок, я каким-то чудом пробьюсь на интервью к легендарному генеральному менеджеру "Девилз" Лу Ламорелло, пять лет назад уволившему из клуба главного тренера Ларри Робинсона вместе с его помощником, будущим министром российского спорта. Были планы разузнать что-нибудь интересное и у местных ветеранов-журналистов, и у тех игроков "Нью-Джерси", которые еще помнят Фетисова-тренера... Все эти планы решительно шли прахом, поскольку арендованную машину посреди забитой дороги не бросишь, да и пешком до дворца не дойдешь.

Проклиная весь белый свет, и вообразить не мог, насколько небеса, оказывается, ко мне благосклоннее, чем я думал. Откуда ни возьмись, между машинами возник просвет, позволивший мне нагло, по-московски, домчаться до светофора по встречной. И за 15 минут до начала матча я уже влетел в пресс-центр "Континентал Арены" и, не раздеваясь, с порога потребовал у старого знакомого коллеги Марка Эверсона, ветерана "Нью-Йорк пост", рассказать мне все, что он помнит о Фетисове.

- Слушай, я не так уж хорошо его знаю, - затоптал Эверсон мои последние надежды хоть на какую-то фактуру. - Когда Слава был здесь игроком, я отвечал в газете за "Рейнджерс". А когда его взяли тренером, общаться мы могли только с Робинсоном. Ламорелло никогда не разрешал тренерам-помощникам давать интервью. Он и сейчас не разрешает. Помню только, что увольнению Робинсона с Фетисовым мы все тогда сильно удивились. Хотя, чего вы хотите, - это же Ламорелло. За два года до этого он уволил Робби Фторека за восемь матчей до окончания регулярного чемпионата, при том что клуб железно выходил в плей-офф! Взял вместо него Робинсона, и тот с листа выиграл Кубок Стэнли. Слушай, а ты вместе с Фетисовым, что ли, из Москвы прилетел? Мы тут все головы сломали, зачем он приехал. Может, объяснишь?

- ?!

Бессмертный Гоголь, если бы увидел в тот момент мою физиономию, изорвал бы свои шедевры и кинулся заново переписывать знаменитую немую сцену из "Ревизора". ТАК не может везти никому. Но мне почему-то повезло, и чем за такое везение еще придется расплачиваться - страшно даже думать.

Впрочем, между информацией, что Фетисов сейчас где-то здесь, и его фактическим обнаружением дистанция тоже немаленькая. По заказу найти VIP-персону такого уровня в незнакомом гигантском энхаэловском дворце не легче, чем отыскать любимый зонтик, оставленный в вагоне московского метро. Прикинув расклады, я пришел к выводу, что шанс повидаться с главой Росспорта у меня есть только в раздевалке "Девилз" после матча, если он спустится туда повидать старых знакомых. В день тотального везения на сто процентов сработал и этот план.

Так что же в самом деле делал Фетисов в Нью-Джерси? Забегая вперед, признаюсь, что ответа на этот вопрос не получил даже после разговора с ним. Возможно, ответ проще, чем может показаться: у министра после Рождества выдались три свободных дня, и он прилетел с семьей повидать старых знакомых. А если нет? Разве не мог приезд бывшего тренера к почти родным пенатам быть направленным на наведение каких-то мостов на будущее?

Лицо главы Росспорта, когда тот зашел-таки после матча в раздевалку хозяев и увидел там спецкора "СЭ", беседующего с Брылиным, скорее подтверждает вторую гипотезу. "Ты меня здесь не видел!" - в ужасе вскричал министр и убежал в соседнюю комнату, откуда раздался радостный вопль лучшего вратаря мира Мартина Бродера.

Через несколько минут, впрочем, Фетисов понял, что свой статус инкогнито потерял безвозвратно, и через боковые выходы покидать дворец не стал. Наоборот - вышел мне навстречу в обнимку со Скоттом Гомесом, не став возражать и против снимка. Небольшое интервью, правда, согласился дать лишь с тем условием, что вопросы будут только о его энхаэловском прошлом.

Вячеслав ФЕТИСОВ: "ЛАМОРЕЛЛО ПОСТАВИЛ МЕНЯ НА НОГИ"

-Как понимать ваш визит в Нью-Джерси? Ностальгический отпуск?

- Здесь для меня начинался мир под названием НХЛ. Поглядел вот на раздевалку, на весь обслуживающий персонал, который с тех пор, как я приехал сюда в 1989 году, все тот же, на офисы, на людей. Приятно снова здесь оказаться.

-Еще на какие-нибудь матчи в Америке попадете?

- Нет, завтра улетаю домой.

-В раздевалке, едва вы зашли, Бродер с Гомесом бросились к вам обниматься.

- Мы имели здесь хорошее время (этой фразой, абсолютно нерусской, а дословно переведенной с английского "we had a good time here", министр российского спорта, признаюсь, меня насмешил. - Прим. П.С.). Когда тот же Скотти Гомес начинал здесь собственную карьеру, я уже был тренером, и мне пришлось немало поработать с ним и над разными психологическими моментами, и над техникой. Даже сейчас он, едва увидев меня, сразу подбежал и стал спрашивать, что он должен был сделать в сегодняшнем матче в том-то моменте, в другом...

-С Лу Ламорелло удалось повидаться?

- Его я видел сегодня днем. Долго общались, разговаривали про то, что происходит в мире хоккея, про будущее.

-У вас, несмотря на то памятное увольнение в канун Олимпиады-2002, сохранились с ним нормальные отношения?

- Наши отношения всегда были отличными, и я благодарен Лу за все, что он для меня сделал. Ведь именно он, по сути, и уговорил меня стать тренером. И те четыре года, считаю, были важнейшими в моем становлении после окончания карьеры игрока. Благодаря ему я узнал хоккей с совершенно другой точки зрения, узнал спорт как бизнес. Именно Лу можно сказать, поставил меня на ноги, научив многим вещам, которые помогают мне и в сегодняшней работе.

-Вы много раз упоминали, что после работы помощником Ларри Робинсона в "Нью-Джерси" имели предложения возглавить клубы НХЛ. Но никогда не говорили, какие именно. Не хотите за давностью времени раскрыть секрет?

- Зачем делать вещи, которые в этом мире делать не принято? Со временем вы все это обязательно узнаете. Но могу лишь еще раз заверить вас в том, что предложения стать главным тренером клуба НХЛ я получал. А сегодня с Лу как раз вспоминали, что вот-вот стукнет пять лет с тех пор, как я здесь не работаю.

-Для многих та ваша отставка пятилетней давности стала большой неожиданностью, поскольку дело было в разгар сезона и в канун Олимпиады, а "Девилз" занимали достаточно прочную позицию в таблице. Сумели хотя бы сами для себя разобраться, почему вас тогда все-таки уволили?

- Думаю, объяснить это может только Лу. За полтора года до этого, в 2000 году мы выиграли Кубок Стэнли, а сезон спустя в седьмом матче проиграли финал "Колорадо". И та отставка на экваторе сезона-01/02... Не знаю, может, что-то он в тот момент почувствовал? У меня никаких претензий к нему нет. Обычно о таких вещах тебе сообщают по телефону, а тут он пригласил к себе в офис на беседу, пожелал удачи на Олимпийских играх и, представьте, предсказал мое возвращение в Россию...

Окончание - стр. 5