Газета Спорт-Экспресс № 280 (4259) от 5 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

6 декабря 2006

6 декабря 2006 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ КРАМНИК - DEEP FRITZ

В 5-й партии впервые в матче Машина в какой-то момент решила, что ее позиция хуже, но сумела защититься с помощью феноменального тактического расчета. Перед сегодняшней заключительной встречей она лидирует - 3:2.

КОМПЬЮТЕР НЕ УМЕЕТ ПРОИГРЫВАТЬ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Бонна

ПОДОПЛЕКА ИНТЕРЕСА

На днях ко мне подошел сотрудник компании Chess Base, которой принадлежит играющий сейчас с Крамником компьютер, и с улыбкой вручил компакт-диск в глянцевой обложке. На лицевой стороне было крупно написано "FRTTZ-10", а на обороте среди всевозможных технических сведений затерялась едва различимая надпись: "49,99 Euro".

Аналогичные диски, подаренные всем аккредитованным на матче журналистам, поступят в продажу во всем мире сразу после окончания поединка Человека и Машины. Если допустить, что в 6-й партии Крамнику не удастся выиграть "по заказу" (что, скорее всего, и будет) и он матч проиграет, то рекламный слоган: "Программа, победившая чемпиона мира", - напрашивается сам собой.

Впрочем, профессионалы установят себе эту программу даже из простого любопытства. А ведущим игрокам Фридерик Фридель, глава Chess Base, вручит диск, который есть теперь и у меня, собственноручно. И тоже с улыбкой.

Очевидно, компания Chess Base довольна результатом матча Крамника с "Глубоким Фрицем". Он поднимет ее и без того высокий авторитет в глазах миллионов любителей шахмат. А то, что их миллионы, доказывает астрономическое количество участников матча "Каспаров против всего мира", проходившего на рубеже веков в игровой зоне компании "Майкрософт". И вот все эти миллионы наверняка заинтересуются (вернее, уже заинтересовались) новой шахматной программой, которая появится на прилавках после матча в Бонне.

ДВЕ ИЗ ШЕСТИДЕСЯТИ

Любопытное признание сделал Владимир Крамник на пресс-конференции после 5-й партии. Когда его спросили, можно ли выиграть у компьютера хотя бы одну партию, он ответил: сделать это очень непросто, но шанс все же есть.

- Открою небольшой секрет, - сказал чемпион мира. - Я сыграл 60 тренировочных партий с компьютером. Контроль времени - 10 минут, который для человека труднее, чем тот, что у нас в матче. Играл все время черными и выиграл только две партии. Было очень много ничьих. Поэтому мне еще до начала матча стало ясно, что если я буду играть хорошо, то будет много ничьих. И наоборот.

Последние слова Крамника вызвали улыбку у журналистов. Между прочим, никто из нас не стал интересоваться у Владимира, сколько партий из тех 60 он проиграл - тоже только две или больше.

Нас волновало другое: можно ли в принципе выиграть у такой Машины? Оказалось, можно, если провести матч из... 60 партий. Значит, слишком коротка дистанция поединка в Бонне? И, чтобы заставить Машину высветить на экране монитора: "Поздравляю с победой!", - надо очень долго ждать даже чемпиону мира?

По словам Крамника, максимум, на что можно рассчитывать в шести партиях, это выигрыш одной из них. И Владимир полагает, что у него такой шанс еще остается. Шанс, он, конечно, и в Африке шанс, но выиграть "по заказу"? Да к тому же у Машины, которая проигрывает одну партию из 30? В таких случаях красноармеец Сухов говорил: "Это вряд ли".

Крамник, чуть-чуть красуясь, добавил:

- Без ложной скромности должен заметить, что вряд ли кто-то из моих коллег смог бы решить эту задачу на данном материале.

Это утверждение опровергнуть действительно непросто. В Бильбао в матче "Люди против Машин" экс-чемпион мира ФИДЕ Руслан Пономарев сумел слегка соскрести краску с обшивки предыдущей версии "Фрица", но что получилось бы у него в схватке с новейшей модификацией программы, неизвестно. Индийскому шахматному гению Виши Ананду порой удается соперничать в скорости принятия решений с компьютером, но он, как и Пономарев, уже обзавелся приставкой "экс" к своему титулу. А тестировать Deep Fritz должен, конечно же, только абсолютный чемпион мира. К тому же стиль игры Крамника, как утверждают специалисты, является идеально приспособленным для взлома компьютерной обороны.

Но в 5-й партии антикомпьютерный стиль Крамника натолкнулся на стиль самый что ни на есть компьютерный. Ход в ход успел Deep Fritz создать встречные угрозы Человеку в позиции, в которой белые имели, казалось бы, все шансы на успех.

ПО СЛЕДАМ СПАССКОГО И ГЕЛЛЕРА

Пришла пора подробно рассказать о том, как протекала 5-я партия, в которой у чемпиона мира в последний раз здесь были белые фигуры. Впервые в этом матче Крамник отказался от каталонского начала, в котором ему не удалось преодолеть оборону соперника в 1-й и 3-й партиях. Ход ферзевой пешкой, разумеется, вновь был предъявлен компьютеру, на что тот, порывшись в дебютной книге, ответил гибридом ферзевого гамбита и защиты Нимцовича, изобретенным гроссмейстером Вячеславом Рагозиным. На самом же деле "Глубокий Фриц" был заранее запрограммирован своей аналитической бригадой на выбор именно этого построения. А "Фриц" - не гордый: что ему скажут, то и будет играть. И, как мы увидим, его игра в данном случае вполне заслуживает человеческих оценок "виртуозно", "блестяще", "здорово". Хотелось после партии зайти в темную кладовку, где, отгудев, затих четырехпроцессорный движок, и, ласково похлопав по теплому металлу, сказать: "Молодец, "Фрицуша"!

Как уже говорилось ранее, Крамник в данном матче может пользоваться так называемой дебютной книгой компьютера. До тех пор, пока он не вышел за рамки теории. Человек, будучи существом разумным, может весьма умело использовать "знания" Машины, которая прикована к ним жесткой установкой своих создателей, как наручниками к батарее парового отопления. Это человек может в любой момент свернуть с теоретической тропы, потому что он сам творит теорию, а доверчивая машина безоговорочно идет на поводу у того, кто ее сделал. Ее сила проявляется только тогда, когда начинается ее главная работа - счет. Зная это, Крамник до поры до времени вел своего электронного оппонента по теоретическому образцу, записанному у "Фрица" в упомянутом учебнике. Благо образец тот был хотя и довольно старый, но пробы высочайшей.

До 17-го хода Крамник и Машина повторяли партию матча претендентов 1965 года между Ефимом Геллером и Борисом Спасским.

В этом положении 41 год назад Ефим Петрович Геллер побил слоном черного коня, попытавшись использовать образовавшиеся в лагере черных слабости с помощью вторжения белой ладьи на поле d6. Но Борис Васильевич Спасский без особых хлопот эти слабости защитил, сведя все к ладейному окончанию, которое, как известно, выиграть очень непросто. Закончилась эта партия, которая являлась для "Фрица" образцом, на 32-м ходу вничью.

БЛЕСТЯЩЕ, ЖЕЛЕЗЯКА!

Крамник в приведенной на диаграмме позиции применил ход, поначалу повергший в изумление всех наблюдавших за поединком в пресс-центре: 17.h2-h4! Оторвавшись от своих, белая пешка "h" пошла в поход на черного короля, а своего монарха обрекла на неустроенную жизнь в центре доски...

Это или гениально, или весьма странно - решили мы в пресс-центре, и наши сомнения подтвердил мгновенный ответ Компьютера: 17...Ке4! Черный конь прыгнул в центр доски, и, забегая вперед, можно сказать, что этому красавцу-скакуну будет суждено сыграть главную роль в короткой и яростной схватке Живого соперника с Неживым. С этого центрального поля "е4" черный конь доставал своими копытами белого короля, угрожая выигрышем материала, и в итоге своим вечным преследованием вынудил Человека признать тщетность его честолюбивых планов.

Выходит, дерзкий марш-бросок пехотинца "h" был ошибкой? Не будем спешить с выводами. Напротив, он оказался важным звеном в замысле чемпиона мира. Белые стремились использовать силу своего чернопольного слона, занимавшего прекрасную позицию на большой диагонали. Для этого они и отправили вперед пешку "h", которая по идее должна была расшатать пешечное прикрытие черного короля и увеличить зону действия упоминавшегося слона на большой диагонали.

Мы подумали, что замысел Крамника очень интересный, а возможно, и блестящий, но... В шахматы играют двое, и Компьютер в тот вечер действовал под стать чемпиону мира среди людей. Так, как сыграл он, мог сыграть Каспаров, Топалов: 19...b5!, 22...Лb8, 24.. .Лb3! А в промежутке между этой блестящей серией Машина сделала прекрасный ход 23...f5! Черные разом решили все свои проблемы: открыли "форточку" их королю, приготовились к вскрытию важнейшей вертикали напротив вражеского монарха, поддержали своего коня на "е4". Чего еще желать от одного хода?..

Если забыть ненадолго о том, что играл Крамник против новейшей программы, установленной на мощном мультипроцессорном компьютере, то такой игре хочется аплодировать. Действительно, как сказал позже Владимир, "очень острая и очень чистая партия"!

ПОСЛЕДНИЙ ШАНС

Но как же наша мечта показать Железяке человеческую Кузькину мать? Как быть с нашей Божественной Интуицией?! Выходит, надо признать, что даже чемпион мира, который "без ложной скромности" считает себя лучшим в этом деле (с полным на то правом), не может одолеть движок, оснащенный хорошей, извиняюсь за жаргон, "прогой"?!

Если помните, Крамник, когда приводил ту обескураживающую статистику своих тренировочных партий с "Глубоким", обнадежил нас тем, что шанс у него еще есть. И он постарается его использовать. Ведь Владимир напоследок играет черными, а из 60 партий этим цветом с Машиной он две выиграл...

Пятая партия

Владимир КРАМНИК (2750) - DEEP FRITZ

Диаграмму смотрите в формате PDF