Газета Спорт-Экспресс № 280 (4259) от 5 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 21

6 декабря 2006

6 декабря 2006 | Биатлон

БИАТЛОН

КУБОК МИРА

Одним из главных сюрпризов первого этапа Кубка мира в шведском Остерсунде стало выступление россиянина Дмитрия Ярошенко, завоевавшего две серебряные медали.

Дмитрий ЯРОШЕНКО: "КОГДА ТРЕНЕР СБОРНОЙ
ПОДТЯГИВАЕТСЯ 20 РАЗ, ПОНЕВОЛЕ ЗАШЕВЕЛИШЬСЯ!"

30-летний Ярошешю, будучи обладателем Кубка Европы и неоднократным победителем первенства континента, до этого не поднимался на этапах Кубка мира выше 13-го места. А на днях в Швеции в спринте и гонке преследования он уступил только знаменитому норвежцу Оле-Эйнару Бьорндалену.

-Не ошибусь, если предположу, что сейчас вам то и дело звонят друзья и говорят: "Твое выступление стало для нас неожиданностью"? - поинтересовалась у Ярошенко корреспондент "СЭ" Лина ХОЛИНА.

- Как ни странно, никто из них не счел это сюрпризом.

-А вот большинство болельщиков и журналистов были удивлены вашими результатами.

- И это легко объяснимо. Если ничего не знать про спортсмена, кроме сухих цифр, от него сложно ждать прорыва с 20-х мест в первую тройку. А вот друзья, которых у меня множество на Камчатке, в Хабаровске, в Красноярске, всегда верили в то, что у меня в конце концов все получится.

-А вас не обижало, что масса поклонников биатлона с сомнением относились к вашим возможностям?

- Нисколько. Зато до нынешних успехов ко мне не проявляли чрезмерного внимания журналисты, и я себя чувствовал совершенно спокойно. Репортеры все время приезжают и на соревнования, и на сборы, обо всем ребят расспрашивают, фотографируют, а меня никто не дергал. Сейчас же я просто в шоке - столько звонков и вопросов!

-Как настраивались на старты в Остерсунде?

- Когда Ирина Мальгина выиграла гонку на 15 км, нам на собрании команды сказали: хорошо бы развить этот успех. А в сборной сейчас очень хорошая атмосфера, это настоящий коллектив единомышленников, так что возникло желание по-настоящему выложиться в предстоящих стартах. Конечно, были проблемы. К первым гонкам все подходят в некотором смысле вслепую, так как не знают степень подготовленности соперников. В предыдущие годы была возможность сделать какие-то прикидки, выступив на первом этапе Кубка Европы, на который приезжали многие сильнейшие биатлонисты, но в этом сезоне из-за недостатка снега все впервые встретились только в Остерсунде. Что, естественно, усугубило предстартовое волнение. Тем не менее в первой гонке мы выступили удачно. Да, возможно, со стрельбой не все ладилось, но все равно было ясно, что с функциональной подготовкой у нас все в прядке. На высокие результаты в спринте мы не слишком надеялись, а вышло так, что почти все наши биатлонисты финишировали в десятке сильнейших. Очень было приятно, а особенно я порадовался за Владимира Аликина, который первый год тренирует сборную. Представляете, как он переживал?!

-Кстати, как вам работается с Аликиным?

- Я на своем веку много тренеров повидал, но Владимир Александрович предложил совершенно новую для меня методику занятий. Например, летом мы довольно много внимания уделили скоростной работе, однако Аликин ее очень грамотно дозировал. Он вообще большой экспериментатор, противник рутины и монотонности, а своим задором всех заражает. Например, придет на тренировку - и подтянется на перекладине 20 раз! Тут уж поневоле зашевелишься.

-Вы уже не первый год в сборной, но до этого вас ни разу не ставили на стартовый этап Кубка мира...

- На мой взгляд, для сборной я созрел лет в 25. Помню, когда в Ижевске был отбор на Олимпиаду-2002 в Солт-Лейк-Сити, я в спринтерской гонке проиграл всего ничего, готов был хорошо, но команда в принципе уже была сформирована. В последующие же годы работа шла по такой схеме: основная сборная ехала на Кубок мира без отбора, а остальные, чтобы присоединиться к ней, проходили отбор. Но даже если ты отбирался, проявить себя в кубковых гонках было чрезвычайно сложно. К моменту решающего старта ты был как выжатый лимон, бежал одну дистанцию, естественно, сильно переживал, промахивался во время стрельбы, и на этом все заканчивалось до следующего года.

-Испытание не для слабонервных.

- Через это проходят все. Знаете, два года назад я попал на этап Кубка мира с Иваном Черезовым, который очень удачно выступил, пробился в команду и "заиграл". Получается, шансы есть. Просто кто-то их использует, а кто-то нет. У меня таких шансов было несколько, и каждый раз я получал приглашение в сборную не за красивые глаза, а результатами доказывал, что достоин выступить в Кубке мира.

Хорошо, что в последние пару-тройку лет мы стали много ездить на этапы Кубка Европы. Обкатались, научились справляться с волнением и легче вписывались в Кубок мира. Хорошую службу мне сослужило введенное в прошлом году правило, в соответствии с которым ты, хорошо выступив в Кубке Европы, получаешь право стартовать на трех последних этапах Кубка мира.

-На которых вы тогда дважды попали в число 20 лучших...

- Да, и почувствовал, что могу достойно выглядеть в этом турнире.

-А как вам дался спринт в Отсерсунде?

- Помню, как-то я спросил известную в прошлом нашу биатлонистку Анну Волкову-Шпрунг: "Наверное, чтобы хорошо выступать в гонках Кубка мира, надо выворачиваться наизнанку?" А она ответила, что бежать надо точно так же, как в России. Поэтому ничего сверхъестественного я не делал, но тем не менее тренеры на трассе в какой-то момент стали сообщать мне, что бегу в одно время с лидерами.

-На Бьорндалена ориентировались?

- Вот по его скорости ничего не поймешь! Можно проиграть норвежцу 20 секунд и стать в итоге вторым. Вели меня по Михаэлю Грайсу, по Сергею Рожкову.

-Значит, спринт прошел относительно спокойно. А как вам месиловка в гонке преследования?

- Правильно сказали, это была действительно месиловка! Рожкова сбили незадолго до финиша, упал на не покрытую снегом землю Иван Черезов, а ведь оба так хорошо бежали и стреляли, что, конечно, претендовали на большее, чем 12-е и 14-е места.

-Присутствие неоднократных обладателей Кубка мира Бьорндалена и Пуаре вас не нервировало?

- Так я их, бывало, на Кубке Европы обыгрывал. Поэтому в Остерсунде не стушевался.

-Вам предстоит переезд в Хохфильцен. Австрийская трасса вам знакома?

- Я в Хохфильцене тренировался, но ни разу не выступал. Трасса там, как мне кажется, попроще, без таких невероятных скоростных поворотов на 90 градусов, как в Остерсунде. К тому же на ней больше возможностей для восстановления. В Австрии другая проблема - высота. Несмотря на это, я чувствую себя уверенно. Вижу, что труды не пропали даром. Буду бороться!