Газета Спорт-Экспресс № 279 (4258) от 4 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

4 декабря 2006

4 декабря 2006 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

"ЗОЛОТАЯ МАНТИЯ". ПРИЗ "СЭ" ЛУЧШЕМУ АРБИТРУ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ

Игорь ЕГОРОВ

Я НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН, ПОЭТОМУ МЕНЯ ТРУДНО УЖАЛИТЬ

ЛУЧШИЙ ЗАЩИТНИК ОБЛАСТИ

Его беззлобный сиплый матерок в спартаковском манеже, где на прошлой неделе футбольные арбитры проводили традиционный Турнир памяти Николая Латышева, был слышен даже на балконе. Партнеры по команде, получившей название Приволжье, посматривали на Егорова с почтением. Возражать не осмеливались.

Из раздевалки несколько часов спустя он вышел прихрамывая. На вопрос, что с ногой, устало отмахнулся:

- Обычное дело после игры. Коленки-то у меня уже "пластмассовые".

-И голос сегодня сорвали.

- Я и игроком таким же был - не стеснялся громко подсказывать, пытался как-то взбодрить партнеров. На поле это очень важно.

-А оно вам надо - играть, да еще на синтетике, после двух тяжелейших травм колена и операций?

- Друзья тоже говорят: мол, зачем рисковать? Но футболист на всю жизнь остается футболистом. Вот сезон завершился, и теперь могу позволить себе подобную вольность. А к синтетике давно привык. У меня в Нижнем Новгороде есть свой стадион и детская школа, где постелили три искусственных газона. Там постоянно тренируюсь и дискомфорта не испытываю. Хотя именно на турнире Латышева, только в динамовском манеже, я получил однажды серьезную травму - полетели крестообразные связки, оба мениска. С больным коленом отсудил еще два матча в 2004 году и понял, что надо ложиться на операцию. Ничего, снова, как видите, играю. И не думаю о том, что завтра заболит коленка или, не дай бог, вдруг сломаю ногу. Помню, добравшись уже до уровня арбитра премьер-лиги, продолжал тайком играть на первенство Нижегородской области. В 2003 году мне вручили "Золотой свисток" как лучшему футбольному судье страны и одновременно признали лучшим защитником области. Левников, узнав об этом, едва в обморок не упал.

-Бранился?

- Да, досталось мне. Пообещал, что играть там больше не буду. Слово держу. А вот с друзьями погонять мячик в удовольствии не отказываю. Это для меня святое.

-Из действующих судей кто на футбольном поле смотрится наиболее солидно?

- На мой взгляд, Алексей Николаев, выступавший за футзальную сборную России.

-А кто из наших футболистов лучше всех знает правила?

- Трудно сказать. Мне импонирует поведение Егора Титова - по крайней мере при моем судействе. По ходу игры во всех спорных вопросах он занимает мою позицию, что здорово помогает в работе на матчах "Спартака".

-В премьер-лиге в 2006 году вы отсудили больше всех матчей - 19. Тяжело было или, наоборот, в радость, особенно с точки зрения заработка?

- Деньги, что и говорить, неплохие, правда, к концу чемпионата накопилась огромная эмоциональная усталость. Но раз тебе доверяют - нужно работать, ни в коем случае не избегать назначений на какие-то матчи. В этом году к сожалению, вокруг судейства ходило много всяких разговоров, поэтому хотелось доказать, что и в России есть арбитры, которые судить умеют.

"КЛОУНЫ"

-В бытность игроком судей обижали?

- Случалось. Тогда я к ним относился негативно.

-Все казались вам жуликами, да?

- Недоверие к арбитрам свойственно футболистам, пока мы располагаемся по разные стороны баррикад. Лишь очутившись в шкуре судьи, понимаешь, какой это адский труд. К тому же в наше время люди были добрее. И футбол был гораздо проще и прозрачнее. Сейчас судей воспринимают как изгоев. Игроки, тренеры, президенты, журналисты, болельщики... Почти каждая команда имеет "свою" газету, или программу на телевидении, где любого из нас им ничего не стоит затоптать. Потом возвращаешься домой, а на стадионе подбегает к тебе шкет из твоей собственной школы и искренне возмущается: "Игорь Вячеславыч, ну что же вы "Зениту" пенальти не поставили?! Все говорят, что нарушение было". Понимаю, в горячке сразу после матча руководители клуба выражений не выбирают. Однако позвонить, извиниться, если просмотрели на следующий день пленку, и поняли, что были не правы, у них почему-то мужества не хватает.

-Неужели перед вами никогда не извинялись?

- Технический директор ЦСКА Александр Стельмах звонил пару раз. Больше никто. Мне вот был абсолютно непонятен прошлогодний скандал с "Москвой". Чем я их так разгневал? Ладно, все в прошлом. В этом сезоне судил немало игр с участием "Москвы". Мы выяснили наконец отношения с генеральным директором клуба Юрием Белоусом и пожали друг другу руки. Он согласился, что конфликт был искусственно раздут, в том числе прессой, а дальше обе стороны из принципа шли напролом.

-Первый шаг к примирению сделал Белоус?

- Да. Перед стартом чемпионата он не вычеркнул меня из списка арбитров, которые могут обслуживать матчи "Москвы". Что означало - клуб мне доверяет.

-Знаменитый француз Мишель Вотро сказал как-то: "Судья должен все видеть, но не обязан все слышать". Освоили вы эту науку?

- Осваиваю. В судействе нельзя достичь совершенства. В первой лиге на работу арбитра смотрят через увеличительное стекло, в высшей - через микроскоп. Цена ошибки очень высока. Вотро, конечно, прав, но иногда слышишь обидные выкрики с трибун и начинаешь заводиться. Стоит же потерять концентрацию - и ситуация на поле моментально выходит из-под контроля. Дальше раздавай предупреждения направо и налево, свисти, как соловей-разбойник матч не спасешь.

-Вам бывает жалко игроков?

- Порой действительно пореже достаешь из кармана карточки, чтобы не ломать игру. Пусть даже в ущерб оценке от инспектора. Знаете, почему за границей не приветствуют, когда арбитром становится бывший футболист?

- Нет.

- Потому что какие-то эпизоды он может истолковать, исходя из своего футбольного опыта. Зато тот, кто никогда профессионально не играл, действует будто автомат, строго по шаблону. Не думаю, что это правильно и интересно. Когда на сборах играешь с зарубежными судьями, многие из них по мячу нормально попасть не в состоянии. Такие "клоуны" встречаются, что не понятно, как вообще их в футбол занесло?!

-В Европе арбитр Егоров хорошо известен?

- Рефери ФИФА стал три года назад. В этом году судил шесть или семь международных матчей. Среди них - отборочную встречу Euro-2008 Шотландия - Фареры, игру отборочного раунда Лиги чемпионов МюПа - "Копенгаген". Нареканий не было. Я вхожу во вторую группу судей, но по итогам сезона надеюсь подняться на ступеньку выше.

-А на Euro-2008 реально пробиться?

- Нет. Сперва необходимо войти в число арбитров топ-класса. А на это при самом благоприятном раскладе уйдет года четыре.

ПЕРВАК ЗВАЛ В "СПАРТАК"

-Кто из игроков доставлял вам на поле больше всего неприятностей?

- Кержаков любит в штрафной упасть красиво. В "Ростове" этим славятся Бузникин, Перес. Непросто углядеть за Бракамонте. Парень могучий, бежит на защитника, первым, как правило, выставляет вперед локоть и опирается на него. Сопернику ничего не остается, как выставлять руку в ответ. Следует падение, и дебаты на тему судейства до следующего тура всем обеспечены.

-Самая несправедливая критика, которая звучала в ваш адрес?

- Не буду возвращаться к двум прошлогодним матчам - "Зенит" - "Локомотив" и "Москва" - "Крылья", после которых про меня написали много гадостей. Сильно задело недавнее высказывание Газзаева, когда в Перми "Амкар" принимал ЦСКА. Валерий Георгиевич впервые вошел ко мне в судейскую. Сказал, что я посадил армейцев на свисток, не дал им играть, не назначил пенальти за фол против Красича и так далее. При этом все его претензии были совершенно необоснованны. Достаточно прокрутить видеозапись.

-Сколько раз вы задумывались о смене профессии?

- В 2005-м находился в шаге от того, чтобы завершить карьеру. Вины за собой не чувствовал, оттого было вдвойне обидно, когда смешивали с грязью. К счастью, нашлись люди, которые пришли на помощь, убедили не бросать дело на полпути. Звонили коллеги, друзья. Сын каждый день писал мне письма по электронной почте с поддержкой якобы от простых болельщиков.

-Как вы его раскусили?

- Позже он сам признался.

-Сколько ему лет?

- Четырнадцать. Тоже занимается футболом в моей школе. К слову это не единственный случай, когда мог забросить судейство. Были любопытные предложения, связанные и с бизнесом, и с футболом.

-Например?

- Президент Мордовии Николай Меркушкин, с которым неплохо знаком, приглашал в Саранск поднимать местный футбол. А Юрий Первак предлагал работу в нижегородском "Спартаке".

-На какую должность звал Первак?

- Ну в "Спартаке" я точно был бы не на последних ролях.

-Почему отказались?

- Сезон-2005, повторяю, оказался сложнейшим. Тем не менее стал третьим арбитром России, получил "Бронзовый свисток". Это была полная неожиданность. Меня столько человек поддержали в трудную минуту, что не мог просто так взять и уйти.

-Петржела утверждал, что в матче "Зенит" - "Локомотив" вы, удалив с поля Радимова, вдобавок послали его на три буквы. Не стыдно?

- Не было такого. С Радимовым в том эпизоде я не разговаривал. На пленке четко видно, что показываю ему красную карточку не проронив ни слова. Влад что-то перепутал. Или ему хотелось, чтобы я его послал...

-А прежде водился за вами такой грешок?

- Всякое в жизни бывало. У кого из нас нет недостатков?

-У вас какие, если не секрет?

- Матом ругаюсь. Не слишком сдержан. Закипаю быстро, как электрический чайник - иной раз из-за ничтожного пустяка.

-После того скандала вы обронили в интервью: "Напишу официальную бумагу, что не желаю обслуживать матчи "Зенита". Мое право". Написали?

- Это в сердцах ляпнул. Ничего не писал.

-Однако в Питере с той поры, по-моему, не судили?

- Верно. Еще сезон-другой от поездок туда и впрямь, наверное, имеет смысл воздержаться. Впрочем, в Москве на двух матчах "Зенита" уже работал - никаких проблем.

-Есть у вас нелюбимые с точки зрения судейства места на карте?

- Нет. В Томск вот давно не отправляли. Пока там трудится Петраков, в этот город мне, судя по всему дорога заказана. Не складываются у нас с ним отношения, когда дело касается футбола.

-Был матч, о котором вспоминаете с улыбкой?

- В конце марта приехал судить "Ростов" с "Москвой", надорвав икроножную мышцу. Врач ростовского клуба сделал обезболивающий укол, затейпировал ногу. Но минуте на седьмой под меня подкатился Миша Осинов. Случайно, разумеется. Не рассчитал малость и на полной скорости въехал шипами прямо в эту мышцу! У меня ноги кверху трибуны в хохот. А мне не до смеха - боль страшная. Кое-как довел матч до конца. Самое интересное началось потом. В судейской прошу представителя "Ростова" позвать своего врача. И говорю обоим с нарочитой серьезностью: "Что ж, братцы, придется всю правду написать". "Это вы о чем?" - насторожились те. "В графе "Прочие замечания" отмечу такой факт. Доктор "Ростова" сообщил футболисту Осинову что судья приехал с травмой, показал в какую часть икроножной мышцы надо бить, и тот в игре меня туда ударил". Видели бы вы их лица! Кинулись наперебой рассказывать, что Осинов ничего не знал и они тут ни при чем. "Да расслабьтесь, - отвечаю. - Я вас разыграл".

-А с кулаками игроки на вас когда-нибудь бросались?

- Дерлей в матче "Динамо" - "Ростов" засадил сопернику локтем в лицо. Я ждал вердикта врачей. Если бы он сломал ему челюсть - надо было давать красную карточку, если все менее серьезно - желтую. Увидев, что футболисту "Ростова" замена не требуется, я со спокойной совестью предъявил Дерлею "горчичник", ставший для него в игре вторым. Динамовца это возмутило. Начал руками размахивать, сказки мне рассказывать на португальском про белого бычка. Неприятно, что некоторые иностранцы так ведут себя в России. Один в спину плюется, другой с кулаками летит, третий откровенно хамит. Да если бы кто из наших ребят за границей такое себе позволил, его бы в два счета на место поставили. А мы с этими легионерами нянчимся, чуть ли не пылинки сдуваем и еще колоссальные деньги платим.

ГДЕ НАХОДИТСЯ НАФИЕ?

-Зачем вам телохранитель?

- Он мне нужен в моем городе. Дело не в судействе, а в бизнесе.

-Как он, кстати, поживает, ваш бизнес?

- Казино я закрыл, сохранив лишь зал с игровыми автоматами. Так проще контролировать процесс. Еще у меня свой ночной клуб, рекламное агентство, центр спортивной экипировки. Сейчас с товарищами строим нефтяной терминал. Расширяемся.

-Похоже, вы и без судейского оклада не пропадете?

- Не пропаду. Эти заработки для меня важны, но не первостепенны.

-Помогает в футболе ваша финансовая независимость?

- Тут не деньги все решают. Зависимость появляется, когда ты кому-то что-то должен. Допустим, какому-нибудь футбольному клубу. Если брал взятки. Либо тебе хотели влепить плохую оценку, а ты уговорил этого не делать. Тогда в следующем матче надо отработать. И становишься зависимым. Про себя могу сказать: никому в этой жизни я ничего не должен. Это мой главный принцип - что в бизнесе, что в футболе. Когда ты что-то должен, тебя легко ужалить. Ошибки допускает любой арбитр. В таких случаях открыто говорю представителям клуба: пишите претензии в протокол, судейская комиссия разберется, кто прав. И многие мои коллеги, знаю, поступают точно также.

-Откуда вообще возник интерес к игорному бизнесу?

- Начинал, конечно, не с казино. Я из простой семьи. Отец - водитель, мама - уборщица на хлебозаводе. Футбольную карьеру из-за травмы закончил в 22 года, оставшись у разбитого корыта. А у меня жена, ребенок. Деваться некуда, пошел на стройку месить цемент. Через месяц устроился на фирму автослесарем. К машинам всегда была тяга. Вскоре времена изменились, и я занялся мелким бизнесом. В России началась эпоха мини-маркетов. Или ларьков, как их все называли. Благодаря своим связям открыл несколько мелких продуктовых магазинов. Затем переключился на промтовары. Поехал в Бангкок, откуда в Нижний Новгород поставлял спортивные вещи. Вернулся и совместно с австрийскими партнерами открыл первое в городе казино. Взяли в аренду помещение. Австрийцы вымуштровали персонал, меня назначили управляющим. Деньги зарабатывали приличные. Это уж потом казино в Нижнем стали расти как грибы.

-Время лихое было, криминальное...

- Я ни с кем не воевал. Проблемы разрешали полюбовно. Да и отношение в родном Автозаводском районе ко мне было уважительное.

-Судейство бизнесу помеха?

- И не только судейство. Много денег вложил я в строительство школы и стадиона, хотя прекрасно понимаю, что затраты никогда не окупятся. Но нужно было что-то делать - футбол в городе медленно умирал. А я мечтаю вырастить своих, нижегородских, пацанов. Чтобы было как в конце 80-х, когда мы, шесть одноклассников - Черышев, Горелов, Кураев, Румянцев, Щукин и я - выходили в основном составе "Локомотива".

-Как называется ваша школа?

- НАФИЕ. Нижегородская академия футбола Игоря Егорова. Два искусственных поля постелил фонд "Национальная академия футбола", третье - мы с Димой Черышевым, который стал у нас вице-президентом. Он часто приезжает домой из Испании. Сегодня в школе тренируются около 150 мальчишек, и это не предел. Ведь она расположена в Автозаводском районе, где проживает полмиллиона человек. Больше, чем в иных городах!

-Вы, кажется, содержите и команду, выступающую на первенство Нижегородской области?

- Да. Три года подряд мы выигрываем областной чемпионат, но по финансовым соображениям переходить в ЛФЛ не спешим.

-Судьи - народ суеверный?

- А как же! Итальянские арбитры перед выходом на поле всегда листают альбом с семейными фотографиями, умиляются. Наши часто возят с собой иконки, читают молитвы. Я не исключение. У каждого есть свои приметы. Вот купил год назад красивый чемоданчик на колесах, два матча с ним отсудил - "Зенит" - "Локомотив" и "Москва" - "Крылья"... После чего дома выкинул его в окно. Больше никаких чемоданов!

-Никого не зашибли?

- Нет, я посмотрел. С тех пор езжу с обычной спортивной сумкой.

-Знакомые отзывались о вас, как о человеке непосредственном. Теперь вижу, что не преувеличивали.

- Я привык вести себя раскованно. Могу, допустим, в публичном месте сорваться и под караоке песенки попеть. При том, что нет ни голоса, ни слуха. Мне безразлично, что подумают окружающие. Редкие минуты отдыха я провожу так, как считаю нужным. Живем-то один раз.

АлександрКРУЖКОВ