24 ноября 2006

24 ноября 2006 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПРИСМОТРИТЕСЬ

70 ЛЕТ В ПРОБКАХ

ФЕДОТОВЫМ С КРАСНО-БЕЛЫМИ НЕ ВЕЗЕТ

31 октября 2006 года. Москва. Начало седьмого вечера. Автобус с футболистами московского "Спартака", отправляющийся на матч Лиги чемпионов против миланского "Интера", попадает в гигантскую автомобильную пробку на Третьем транспортном кольце, после чего принимается решение покинуть намертво застрявший автобус и совершить коллективную пробежку в сторону ближайшей станции метро - "Сухаревской". В итоге спартаковцы, пусть и с отставанием от традиционного графика, все же успевают прибыть на стадион вовремя.

Звезды российского профессионального спорта Егор Титов, Алексей Ребко и, страшно представить, Квинси Овусу-Обейе, а также другие игроки "народной" команды вместе со своим народом спускаются по эскалатору и трясутся в вагоне, держась за поручни. В общем, леденящая кровь история, которая обязательно станет впоследствии сюжетом для документального фильма или, на худой конец, детективного романа.

Так вот, если вы полагаете, что такое случилось со спартаковцами впервые, то ошибаетесь. Бывало и похуже.

8 июля 1937 года. Москва. 19.08. Исторический поединок "Спартака" против сборной Басконии, в котором советский клуб одержал первую и последнюю победу над басками в ходе их длительного турне, мог вовсе не состояться. Назначенный на 19.00 матч находился под угрозой срыва до последнего момента. Лишь в 19.08 машины с игроками миновали Северные ворота Петровского парка, и уже переодетые в спортивную форму футболисты гроздьями высыпали на поле. Форс-мажор, сколь необычный в 40-е годы, столь и, увы, привычный в наше время, носил название - автомобильные пробки.

Вспоминает Николай Петрович Старостин в книге "Футбол сквозь годы": "В силу особой торжественности момента было решено доставить команду из Тарасовки в Москву на четырех огромных открытых "линкольнах". Их предоставил в распоряжение "Спартака" известный в прошлом конькобежец Николай Иванов, который работал директором автобазы "Интурист". Но "иностранцы" нас подвели. Через какое-то время стали лопаться старые покрышки. Мы то и дело останавливались, возились с колесами, надували запасные камеры. В итоге одну машину пришлось бросить на обочине. Когда же въехали в Москву, стало ясно, что опаздываем на игру. Повернули с Садового кольца в сторону стадиона "Динамо" и угодили в пробку, образованную нескончаемым потоком машин. По нашей просьбе орудовец разрешил ехать по левой стороне (то есть по встречной. - Прим. С.Б.). Ребята стали переодеваться прямо в машинах. У служебного подъезда (стадиона. - С.Б.) стоял переволновавшийся Косарев (в те годы - глава ЦК комсомола. - С.Б.) и грозил мне кулаком. Ребята выскочили и сразу побежали на поле. Так началась историческая битва с басками".

Конечно, кто-то скажет, что все это предание старины глубокой, однако сколько же, если приглядеться, совпадений у этих двух экстремальных для футбола ситуаций!

Во-первых, пусть тот "Спартак" (1937 года "выпуска") и был усилен лучшими игроками Союза и по большому счету являлся прообразом национальной сборной, сути дела это не меняет: и там и там фигурирует самый популярный футбольный клуб страны.

Во-вторых, в обоих случаях команды опаздывали не на какой-нибудь там заурядный матч на первенство водокачки, а на игру с приставкой "супер"! Блестящая сборная Басконии на тот момент котировалась уж никак не ниже, чем нынешний "Интер", а, пожалуй что, и повыше.

В-третьих (и это самое любопытное), непосредственное участие в событиях приняло семейство Федотовых: в срочном порядке "задрафтованный" спартаковцами на борьбу с басками нападающий столичного "Серпа и молота" легендарный Григорий Федотов и... его сын, главный тренер "Спартака" Владимир Федотов, который, собственно, и дал команду на выход из автобуса. Так что прав, тысячу раз прав был Федотов-младший, назвав свою команду веселой!

КОНВЕРТ САЛЬНИКОВА И ЧЕМОДАН ЯШИНА

"Понимаешь, Володя, неслыханных преступлений не бывает: каждый раз что-то подобное где-то когда-то с кем-то уже случалось", - уверял Жеглов малоопытного оперативника Шарапова в фильме "Место встречи изменить нельзя", и мы спешим с Жегловым согласиться. История "Спартака" - явно не единственный форс-мажорный случай, произошедший с футбольными клубами.

- Разумеется, я слышал душещипательную историю про метро, - говорит известный петербургский тренер Герман Зонин. - Вот я вам лучше другую расскажу. Дело было в 1980-м. Я тогда тренировал СКА (Ростов-на-Дону). Нам предстояла игра в Минске, а самолет задержали, так мы всю ночь в аэропорту проторчали. Нас, спасибо работникам аэропорта, запустили в зону, которая сейчас предназначается для VIP-персон. Хотя и там не то что лечь - присесть негде! Кто на пол улегся, кто к сиденьям прислонился, в общем, кое-как устроились и время коротали. И никто не роптал - ни Заваров, ни Андреев. Ребята мне в два часа ночи даже бутерброд и стакан воды откуда-то притащили. Прилетели в Минск только утром. До игры оставалось каких-то пять часов. Помню, был такой Денисенко - начальник отдела футбола "Динамо", он, когда узнал про наши приключения, подошел ко мне и язвительно так: "Как же вы собираетесь играть?" Я ему: "А так и будем - с колес. И выиграть у вас собираемся". Первый тайм - горим 0:1. Но в перерыве растормошил игроков, они вышли и два мяча минчанам отгрузили. Прихожу после матча в раздевалку и прошу передать Денисенко: "Играть надо уметь!" Так что все ссылки на то, что "Спартак" бежал к метро и страшно устал, считаю глупостью и клоунадой. О чем Володе Федотову, которого знаю давным-давно, при встрече обязательно скажу.

- Я, признаться, тоже не вижу ничего страшного в ситуации, что случилась со "Спартаком", - утверждает нападающий "Локомотива" и ЦСКА 1950 60-х годов Валентин Бубукин. - Наоборот, это такая эмоциональная встряска! Бывает, едешь на игру, тренер уже установку дал, в голове один футбол... А в метро, бок о бок с простым народом, зациклиться на игре не получается. Впрочем, в подобной экстремальной для нынешних футболистов ситуации очень многое зависит от тренера. Как он ее воспринял? Как себя ведет? Игроки зачастую именно по поведению наставника понимают, насколько непроста та или иная ситуация. Здесь главное не растеряться, найти к игрокам особый подход. Помните, как великий Анатолий Тарасов в перерыве хоккейного матча в раздевалке запел советский гимн? Борис Аркадьев в Индонезии, где жара была под 40 градусов, выводил полуживых от зноя игроков на тренировку с такими словами: "Ну разве это не прекрасно? Где вы еще такую погоду найдете? Радоваться надо!" Ничего, терпели. Тот же Тарасов, выходя на тренировку, увидев, что на поле лужи, приговаривал: "Ребята, это же природа! Получайте удовольствие от контакта с ней. А ну-ка, быстро все по кувырочку!" Все послушно в эту лужу - нырк.

- В наши времена много чего случалось, - продолжает Бубукин. - Случалось, добирались на матчи и на попутках. Спартаковцы времен Сальникова ездили на матчи из Тарасовки на электричках. Народу - не продохнуть, так их узнавали, место уступали. Они выходили на площади трех вокзалов, где их поджидал автобус. И ничего - чемпионаты выигрывали! Никита Павлович Симонян мне как-то рассказывал, что тот же Сальников билеты в электричке никогда не покупал. Пару раз его контролеры ловили, даже удостоверение спартаковское не помогало. Все равно, как ездил без билета, так и продолжал это делать. "Лучше один раз штраф заплатить, чем все время билеты покупать. Дешевле выходит", - так он рассуждал.

- Однажды контролер в вагон зашел - Сальников, как обычно, без билета, - продолжает тему партнер Сальникова по "Спартаку" Никита Симонян. - Так он от него попытался скрыться и забыл на своем месте конверт с премиальными. К счастью, в вагоне с нами ехали какие-то девушки, видать, болельщицы "Спартака". То ли на конверте стояло его имя, то ли они его в лицо знали, но конверт с деньгами ему каким-то образом передали в Тарасовку, представляете? Другие времена были, что там говорить.

-Зачем нужно было приезжать в Москву на электричке, а там пересаживаться на автобус? Не проще было проделывать на нем весь путь?

- Не проще. Раньше ведь почти не было мостов, и если бы мы ехали на автобусе, теряли бы громадное время на каждом переезде. Помню, у станции Лосиноостровская шлагбаум закрывался ну просто через каждую минуту - таким плотным был железнодорожный поток. Чтобы поспеть к началу, приходилось бы выезжать на игру за 3,5 - 4 часа. А так мы за полчаса на электричке до трех вокзалов добирались.

В отличие от спартаковцев их конкуренты из "Динамо" транспортных "проколов" избежали. Во всяком случае, никто из опрошенных нами динамовцев прошлых лет так и не вспомнил ни одной по-настоящему экстремальной ситуации.

- Ничего такого не припоминаю, - говорит ведущий защитник "Динамо" конца 1960-х Владимир Кесарев. - Наша база располагалась в Мытищах, а там движение в те годы не было особенно плотным, поэтому, как правило, добирались на автобусе без приключений. Впрочем, однажды все-таки пришлось поволноваться - долго простояли на ремонтировавшемся переезде, который находился по пути в Москву, из-за чего времени было впритык. Но из автобуса выскакивать и бежать к метро не доводилось.

-Нынешний "Спартак", говорят, за время короткого путешествия в метро успел почувствовать любовь народа. А вы?

- А как же? Бывало, что места в общественном транспорте уступали. Но особенно запомнились ребятишки, которые таскали после матчей наши чемоданы. Раньше ведь сумок не было, все пользовались большими рижскими фибровыми чемоданами. Выходишь из раздевалки, а тебя толпа пацанов обступает. Спрашивают что-то, автографы берут, забирают чемоданы и помогают тащить. Они не очень тяжелые - две пары бутс, форма, иногда костюм, но все равно показатель. Льва Яшина как-то раз из Петровского парка до "Сокола" таким вот эскортом провожали. Главное, даже мыслей не возникало, где, мол, там моя сумка. Ни разу ничего не стащили.

Участник легендарного послевоенного турне "Динамо" по Великобритании Владимир Савдунин, почетный работник МИД, долгие годы после завершения футбольной карьеры работал дипкурьером и на этом поприще неоднократно попадал в сложные ситуации. Однажды в Таиланде у Ил-14 при взлете открылась дверь, и стюардессу стало засасывать наружу. Савдунин чудом успел удержать ее в салоне, а потом, рискуя жизнью, высовывался из корпуса, чтобы закрыть дверь. Привязал веревкой, чтобы больше сюрпризов не было. А вот в бытность свою футболистом обошелся без эксцессов.

- На домашние матчи "Динамо" всегда ездил на метро, поэтому никогда не опаздывал, - вспоминает Савдунин. - Толкучка была, а что поделать? Иногда и узнавали в лицо. В метро ведь не только болельщики "Динамо" ездили, поэтому иногда доставалось в устной форме на орехи от поклонников других клубов. Приходилось терпеть, сдерживать себя, чтобы не ответить. А матч "Спартака", о котором вы говорите, я смотрел по телевизору. Ну проехались ребята на метро, разве это оправдание проигрышу?

Футбольный матч, как известно, не может состояться не только без футболистов, но и без арбитров. Как же в былые времена добирались до стадионов?

- Обыкновенно добирались, - удивляется ветеран отечественного судейского цеха Валерий Баскаков. - В дальние поездки - самолетом или поездом. В Подмосковье на личном транспорте доводилось. А по Москве предпочитал на метро передвигаться: секунда в секунду рассчитывал время, чтобы прибыть на стадион. Всякое, конечно, бывало, но чтобы из-за моего отсутствия приходилось задерживать начало игры... Не было такого! Всегда, пусть и впритык, успевал вовремя. Ситуация осложнялась тем, что раньше судейство не считалось основной профессией, это было хобби. Современные арбитры могут сконцентрироваться на одном футболе, а раньше приходилось разрываться между делами. Я, когда работал в спорткомитете РСФСР заместителем начальника управления строительства Спортсооружения, частенько совмещал судейство матчей с профильными командировками. Поначалу охотно брал детей с собой на стадион, но потом перестал. После матча всякое случается: бывает, папу ругают, а дети расстраиваются, плачут. Когда обслуживал матчи первенства Москвы на Ширяевом поле, даже потасовки устраивал с отдельными болельщиками, которые одну известную нецензурную фразу начинали скандировать.

Сергей БУТОВ

Прямой эфир
Прямой эфир