Газета Спорт-Экспресс № 256 (4235) от 7 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

7 ноября 2006

7 ноября 2006 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

ЗАЧЕМ ВАМ B.A.S.E.? СДЕЛАЙТЕ ЛУЧШЕ ПИРСИНГ!

В октябре произошло трагическое событие - во время прыжка не раскрылся парашют у одного из самых известных в мире бейсджамперов, 66-летнего Брайана Ли Шуберта. Он шагнул с высокого моста над горной речкой и, пролетев 267 метров, ударился о воду, что было равносильно падению на асфальт. Шансов выжить у Шуберта не было.

Многие уже знают, что такое прыжки с парашютом с неподвижных объектов или B.A.S.E. Каждая из этих букв обозначает место, с которого бейсеры могут прыгать: building - здание, antenna - антенна, span - мост, earth - естественный рельеф. Брайан Ли Шуберт был грамотным спортсменом с колоссальным опытом, и, как считают организаторы омраченного несчастьем Фестиваля мостов, его смерть - нелепая случайность.

Мост, на котором произошла трагедия, называется New River Gorge. Находится он в американском штате Вирджиния. Каждую третью субботу октября там собирается свыше 450 бейсджамперов со всего света, чтобы принять участие в традиционном Bridge Day Jump. Это, пожалуй, самое крупное бейсмероприятие в мире, посмотреть на которое приезжают до 200 тысяч зрителей.

В США, как и почти во всех остальных странах, B.A.S.E. запрещен. Но на время фестиваля руководство Национального парка, на территории которого находится мост, как бы забывает об этом. Американским энтузиастам бейсджампинга удалось добиться этого негласного разрешения еще в 1986 году, и с тех пор День прыжков с моста является официальным праздником непослушания, который, стимулируя туризм и развитие инфраструктуры, до минувшего октября не доставлял властям никаких проблем...

Властям большинства стран бейсджампинг очень не нравится. Потому что сильно портит показатели смертности. Там B.A.S.E. считается злостным хулиганством и административно наказуем. Например, в Норвегии с ее словно специально созданными для бейсджампинга фьордами егеря национальных парков давно вычислили все точки exit'a - так бейсджамперы называют места, пригодные для прыжков, и в период наибольшей активности поклонников этого экстремального спорта, то есть летом, усиленно патрулируют подножия склонов. Вы можете прыгнуть, но внизу вас встретит суровый человек в форме, который вежливо предложит заплатить внушительный штраф. То же самое будет, если бейсер решит прыгнуть с Эйфелевой башни или с небоскреба в бизнес-сити любого мегаполиса...

В Альпах плотность населения и активность жизни столь высоки, что спрятаться там бейсеру почти негде. Приезжающий для прыжка с популярной скалы человек сначала должен акклиматизироваться в горных условиях, так как прыжок предваряет восхождение, которое просто так не совершить. Пока организм бейсера будет привыкать к горам, его обязательно засекут добрые пейзане и донесут куда следует. Рецидивисты могут допрыгаться до пожизненных проблем с визой в данную страну. Но это никого из них не останавливает.

Легально поиграть со смертью бейсеры могут только на упомянутом фестивале Bridge Day Jump в США, в Малайзии, которая круглый год предоставляет для этого всем желающим свои всемирно известные башни-близнецы Petronas Towers и телебашню KL Tower, а также в России. Российские бейсеры дважды прыгали на отечественном фестивале Moscow B.A.S.E. Open Air с Останкинской телебашни.

Подумать только: бейсеру не нужен аэродром со всеми его самолетами и вертолетами, нет никого, кто контролировал бы перемещения прыгуна, выдавая разрешение и протоколируя все происходящее. Свобода от лишних затрат денег и времени. Приятно волнует сердца наших бейсджамперов и тот факт, что никакой ответственности перед законом за B.A.S.E. у нас не предусмотрено. Это делает прыжки на парашюте с малых высот массовыми. По мнению отечественного мастера бейса Валерия Розова, в России технически грамотными бейсерами могут считаться лишь 15 - 20 человек. И только около 10 из них способны на прыжок в любых условиях.

Однако тех, кто регулярно бросает вызов судьбе, куда больше. По самым скромным подсчетам, в одной только Москве таковых не менее 50. И далеко не все они технически грамотные люди. Сотни бейсеров по всей стране - это молодые люди и девушки, жаждущие острых ощущений, а также попробовавшие все и ищущие неизведанных развлечений бизнесмены. От отказа парашюта не застрахован никто, и случай с Брайаном Ли Шубертом - печальное тому подтверждение. Но техническая грамотность помогает настоящим спортсменам выходить из самых патовых ситуаций, а "чайников" ее отсутствие убивает и калечит.

Семен (имя изменено из этических соображений) пролежал в Институте Склифосовского много месяцев. У него были многочисленные переломы, сотрясение мозга и, что самое ужасное для 19-летнего парня, разрыв уретры. Бейсерская общественность была потрясена. Люди помогали Семену словом и делом, но при этом признавали: "Опыта не хватило. Такой молодой, а с женщинами теперь близко общаться никогда не будет. Девушек на прыжки променял". К счастью, юный организм справился с недугом, Семен выкарабкался, теперь он практически здоров по всем параметрам и... снова прыгает. В отличие от другого бейсера, который превратился в пылающий факел, потому что, готовясь к прыжку, не учел такого элемента пейзажа, как высоковольтные провода...

Как попадают в бейсджампинг? Главным условием является техническая подготовленность. А именно - знакомство с парашютным спортом, или, как его еще называют, скайдайвингом. На счету будущего бейсера должно быть не менее 300 парашютных прыжков. Затем надо проникнуться философией бейсджампинга (о ней речь впереди) и найти себе учителя, который разъяснил бы все технические особенности прыжков с малых высот. Ну и, конечно, понадобится специальный бейсовый парашют.

Согласно этике бейсджампинга, учителем может быть человек, на счету которого не менее ста бейспрыжков. Он должен уметь учить и быть полностью погруженным в мир бейсджампинга. Обучение клиентов за деньги невозможно. Таким образом, начинающий бейсер должен пройти путь воина сродни тому, который проходят адепты восточных единоборств. Бейсер должен думать, думать и еще раз думать. Не прыгать, если он хоть чуть-чуть не уверен в своих силах. Верно оценивать погодные условия и особенности рельефа местности. Никогда не прыгать просто за компанию с кем-то... Главный совет, который учитель может дать начинающему бейсджамперу, звучит так: "Прыгает тот, кто уверен, что останется жив". Скайдайвинг - это спорт, а B.A.S.E. - это психоделика.

Однако на практике случается и так, что в роли учителя оказываются люди, которые мало ей соответствуют. Недостаток опыта у них - это гарантированные трагедии для обучающихся. Ведь некоторым бейсерам уже после десятка прыжков начинает казаться, что они знают про B.A.S.E. почти все...

Есть и откровенно преступные учителя, следы которых замечены, например, в Москве. Они берутся учить бейсджампингу людей даже после прохождения теми неполного курса скайдайвинга (AFF). И делают это, естественно, за деньги.

Достоверной статистики того, сколько мужчин и женщин по всей стране попадают в травматологические отделения больниц с бейстравмами, нет. Считается, что во всем мире погибло не более 150 человек. Однако из разговоров с именитыми бейсерами выясняется, что истинные цифры отличаются от объявленных. И количество погибших, увы, постоянно растет. Все это не может не тревожить настоящих скайдайверов и бейсджамперов, потому что дискредитирует движение как таковое. Опытные бейсеры, за плечами которых многие сотни прыжков в скайдайве и сотни бейсовых, рекомендуют тем, кто ищет новых ощущений, не полагаться на волю случая и псевдоучителей. Попробуйте сноубординг, горные лыжи, пирсинг, наконец! Это достаточно экстремально и вполне безопасно.

Ольга КУЛАЛАЕВА