Газета Спорт-Экспресс № 256 (4235) от 7 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

7 ноября 2006

7 ноября 2006 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

ЛУЧШИЕ ИГРОКИ ВЕКА

Сергей БЕЛОВ: "Я СТРЕМИЛСЯ ИГРАТЬ В БАСКЕТБОЛ БУДУЩЕГО"

Этот человек не нуждается в эпитетах и представлениях. Один из лучших игроков за всю историю мирового баскетбола первенствовал среди атакующих защитников баскетбола отечественного, что называется, за явным преимуществом - с максимальным количеством баллов. Членам экспертного жюри даже не приходилось зачитывать весь список кандидатов: фамилию Белова все называли сразу и не задумываясь. Бессмысленно перечислять сейчас многочисленные достижения знаменитого снайпера. Упомянем лишь об одном: 20 очков, набранных им в золотом олимпийском финале Мюнхена-1972. На счету всей остальной сборной СССР в том матче было 31 очко.

- Собственно, никаких вопросов, кто выиграет в этом амплуа, и не возникало, - сказал Белов в ответ на поздравления корреспондента "СЭ".

-Вы стали первым европейцем, увековеченным в американском Зале славы баскетбола. Как вам сообщили об этом историческом решении?

- Все получилось немного скомканно. Дело было в 1991 году. Я тогда работал тренером в Италии. Для того чтобы получить американскую визу, требовалось оформлять документы в России, уехать в которую по ходу сезона не было никакой возможности. Так что на церемонию своего включения в Зал славы я прилететь не смог. Общественное признание для меня всегда было самым важным. Медали и кубки - это, конечно, здорово. Но они далеко не главное в баскетболе. Правда, если начнешь задумываться о "своей роли в истории" еще будучи игроком, ничего хорошего не получится. Мне, к счастью, подобного самовозвеличивания избежать удалось. Не было момента, когда захотелось бы сказать себе: "Все, я достиг великого уровня".

Любая карьера состоит из взлетов и падений. И для меня всегда было важно не сбиваться с собственного пути. Этот путь был длинным, трудным и непредсказуемым, однако я ни разу не изменил себе. Всегда шел своей дорогой и ни под кого не подстраивался, не искал себе кумира. Это касается как игровой, так и тренерской профессии.

-С тех пор как вы стали тренером, были ли среди ваших подопечных игроки, напомнившие вам баскетболиста Белова? Пусть не по уровню мастерства, а по отношению к баскетболу...

- Нет. Великий игрок не может быть на кого-то похожим. Конечно, многие из тех, кого я тренировал, имели свое мнение по тому или иному вопросу. Но это, как вы понимаете, совсем другое. Я всегда стремился играть в баскетбол будущего. Делать на площадке то, что, как мне казалось, будут делать через 20 или 30 лет. И у меня это получалось.

-Вам приходилось быть и играющим тренером. Это очень трудно?

- Я был одновременно лидером команды, ее капитаном и тренером. И никаких трудностей не возникало. У всех этих амплуа задача в принципе одна: победа команды. В такой ситуации совмещать несколько ролей намного проще. Хотя на самом деле работа играющего тренера действительно тяжелая. Но мне удавалось добиваться в этом качестве серьезных успехов.

-Как бы вы сами могли охарактеризовать свой игровой стиль?

- Я уже говорил: сами по себе награды имели для меня вторичное значение. На первом месте всегда стояли победа команды и, так сказать, человеческий фактор. Когда удавалось создать на площадке нечто неординарное и оставить защитника в дураках, я получал огромное удовольствие.

Владимир МОЖАЙЦЕВ