Газета Спорт-Экспресс № 203 (4182) от 5 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

6 сентября 2006

6 сентября 2006 | Теннис

ТЕННИС

US OPEN

ВЗГЛЯД ИЗ ГЕРМАНИИ

ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ Штеффи ГРАФ

Ефим ШАИНСКИЙ

"Лучшее, что произошло в нашей семье, это появление в ней Штеффи", - с удовольствием повторяют в Германии фразу, однажды брошенную Майком Агасси, отцом Андре. Агасси-старший знал жизнь. Сын армянского торговца коврами в Тегеране прошел длинный путь: уличный драчун, боксер, выступавший в составе сборной Ирана на Олимпиадах в Лондоне и Хельсинки, эмигрант в США, человек со связями в гангстерском мире... Но при этом всю жизнь он был "повернут" на теннисе и отнюдь не случайно однажды сменил высокооплачиваемую должность помощника генерального менеджера отеля "Дворец Цезаря" в Лас-Вегасе на скромную работу директора теннисного клуба того же заведения.

Маленького Андре он начал дрессировать с пеленок, обвешав комнату, где стояла кроватка сынишки, ракетками и плакатами с изображением звезд корта. Позже, когда тот подрос и начал проявлять интерес не только к теннису, на стенах появились уже другие фотографии: Габриэлы Сабатины (соратницы по теннисному ремеслу), Эмми Мосс (таксистки при казино, совмещавшей работу за баранкой с самой древней профессией), Венди Стюарт (школьной подруги). А дальше прорыв в артистический мир - к великой Барбаре Стрейзанд. После "смешной девчонки", которая была старше Андре на 28 лет, - бурный роман с одной из первых голливудских красавиц, но далеко не первой по таланту актрисой Брук Шилдс, вылившийся в двухлетний брак. Именно с ним связывают то обстоятельство, что Андре, уже побывавший к тому времени на самом верху мирового теннисного рейтинга, скатился в нем на 141-ю позицию. В общем, отец был прав: появление в жизни сына непревзойденной немецкой теннисистки Штеффи Граф было более чем кстати.

Больших антиподов, чем Андре и Штеффи, вроде бы трудно было себе представить. Вспомним! Он выходит на корт в вызывающе пестрых нарядах, с копной длинных волос, в пиратском платке и с серьгой в ухе. Она же - сама скромность, элегантность. Андре на пресс-конференциях обожает философствовать. Штеффи - всегда в бегах от журналистов, предпочитает останавливаться в отелях с потайными выходами. Помню, однажды попытался подойти к Граф, когда та неожиданно появилась в Хоккенхайме на гонках "Формулы-1". Завидев меня с фотоаппаратом на шее, она тут же дала такого стрекача, что уже через секунду скрылась из виду.

Но противоположные заряды притягиваются. Например, немецкие астрологи полагают, что Граф и Агасси очень подходят друг другу: звезды, мол, всегда говорили, что Штеффи нужен щедрый иностранец. Кроме того, она вроде бы особенно нуждается в свободе и удовольствии во всем - в игре, любви, поведении. Те же звезды свидетельствуют, что Андре - человек влюбчивый и для него очень важна известность, желательно мировая, его подруги.

Недавно в одном из многочисленных опросов, которые так любят проводить в Германии, 37 процентов немцев заявили: из всех женщин они больше всего восхищаются Штеффи Граф. И не столько из-за ее великих побед на корте, сколько из-за выдающихся достижений в семейной жизни. Скромная, настойчивая, умная Штеффи не только вдохнула второе дыхание в Агасси-теннисиста (при ней он снова вернулся на первую ступень мирового рейтинга), не только изменила имидж мужа, который из экстравагантного, не очень хорошо воспитанного ковбоя превратился в солидного, с безупречной манерой поведения джентльмена. Граф привнесла в душу Андре, ставшего отцом их двоих детей, столь долгожданную гармонию, а в его дом - необходимые тепло и уют. При этом, что особенно восхищает бюргеров, жизненный уклад в роскошном особняке теннисных миллионеров в Лас-Вегасе порой очень напоминает домострой семейств Шульцов или Шмидтов, проживающих где-нибудь под Штутгартом. Штеффи разговаривает с детьми по-немецки и обучает родному языку мужа, который, по ее словам, делает успехи. На обед в доме чаще всего подаются далеко не американский шницель с мучными клецками. А в предновогодние дни на стены вешаются рождественские немецкие картинки и календари.

И все это Андре очень нравится. Вот некоторые его высказывания: "Со Штеффи я безумно счастлив. Без нее уже давно перестал бы играть... С появлением детей она стала еще более целеустремленной, настойчивой, если хотите, ясной и светлой - в общем, еще больше стала сама собой. Как мать Штеффи проявляет ту же страсть, что и некогда на теннисных турнирах... Когда играю, присутствие детей на трибуне для меня не так важно, но Штефания должна быть! Это для меня роскошь, в этом мое преимущество перед соперниками. Она прекрасно понимает все, что я делаю на корте. И, главное, после матча знает, почему у меня что-то получилось, а что-то нет, почему я разочарован или воодушевлен".

Впрочем, даже в самом счастливом браке не обходится без разногласий. Без них было бы даже скучно. Штефания терпеть не может, когда дети кладут ноги на стол. Андре признается: "Я плохой пример. Сидя на диване, тоже люблю водрузить ноги на стол". Или расхождения по климатическим вопросам. Когда в прошлом году семейство прибыло на турнир в Гамбург, где Штеффи, разумеется, все нравится, Андре заявил: "Тут чертовски холодно. Чем становлюсь старше, тем больше тянет в тепло. Не случайно же во Флориде так много пенсионеров". Но подобные разногласия вовсе не мешают Агасси заявлять: "Штефания - женщина моей жизни, так будет и через пятьдесят лет".

Впрочем, те же астрологи не советуют Граф расслабляться - Агасси может преподнести много неожиданностей. Да, он влюбчив. Но быстро охлаждается и непредсказуем в любовных отношениях. Хотя и клянется, что со Штефанией никогда не расстанется...

Вы видели, как он не хотел прощаться с теннисом?! Как в пятом сете своего последнего выигранного матча, почти четырехчасового поединка с игравшим мускулами Маркосом Багдатисом, стрелой бежал после пауз при смене сторон к линии подачи?! Разве так ведут себя пресыщенные жизнью пожилые мужчины? После каждого удачного розыгрыша Андре молодел на 20 лет! И все время искал глазами Штеффи...

В конце концов, что это для мужика за возраст - 36 лет. Джимми Коннорс в 1991-м добрался до полуфинала US Open в 39!

В общем, сил у Агасси еще вагон. И они ему наверняка понадобятся. "Бог запретил мне бездельничать", - улыбается Андре. Планов у них с женой - громадье: строительные проекты, благотворительность, мебельный бизнес, рекламная деятельность, расширение собственной сети отелей и ресторанов. А наиболее горячие поклонники Агасси призывают его баллотироваться в конгресс США!

Франкфурт