Газета Спорт-Экспресс № 197 (4176) от 29 августа 2006 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

29 августа 2006

29 августа 2006 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Петр МАКАРЕНКО, Антон ЛЕОНТЬЕВ:
"ЗА ДВА ГОДА КЛУБЫ ПОТЕРЯЮТ СВЫШЕ $ 25 000 000"

Вчера интервью "СЭ" дали генеральный директор компании "Телеспортмаркетинг" Антон Леонтьев и организатор Кубка европейских чемпионов в Санкт-Петербурге Петр Макаренко. Они предоставили "СЭ" цифры финансовых потерь, которые понесут клубы суперлиги в свете последних изменений.

$ 10 МИЛЛИОНОВ - НА ДВА ГОДА

-В прошлом сезоне ваша компания довольно успешно сотрудничала с ПХЛ. Во всяком случае, по отзывам руководителей клубов, они остались довольны партнерскими отношениями. Что это был за договор?

Леонтьев: - Наше сотрудничество с ПХЛ началось не очень давно. Хотя до этого мы уже работали с различными спортивными организациями, например, с футбольной премьер-лигой и другими. Года два мы пытались наладить отношения с хоккейными структурами, в результате вышли на ПХЛ. Подписали с лигой контракт на реализацию их рекламных возможностей. Это был трехлетний договор на сумму свыше 10 миллионов долларов. Рассчитан он был на прошлый сезон, этот и следующий - причем цифры шли по нарастающей. Мы образовали рекламный пул, у клубов появились общие спонсоры. Прошлый год мы отработали с ПХЛ в общем-то нормально. Конечно, были небольшие шероховатости, но клубы, знаю, были довольны. Они могли рассчитывать на определенные деньги благодаря этому сотрудничеству.

-Сколько получал каждый клуб?

- Мы не вникали в то, каким образом лига делит эту сумму между клубами. Я могу говорить только об общих цифрах, так суммарно клубы получили за прошлый сезон свыше 3 миллионов долларов. И заработали бы еще более 10 миллионов за два следующих года. Однако новые руководители ФХР, которые забрали права проведения чемпионата страны у лиги, отказались от этого договора. Видимо, за ненадобностью. И теперь уже сами клубы платят вступительный взнос в размере 5 миллионов рублей. Умножьте эту сумму на число участников суперлиги - а это 19 команд - и получите более 90 миллионов рублей, то есть примерно 3,5 миллиона долларов. Получается, что за два сезона клубы потеряют около 15 миллионов долларов.

КОМПРОМИСС С МАЛКИНЫМ

-Для нашего хоккея это не самые маленькие деньги. Побег Малкина в Северную Америку наделал столько шуму, а там цена вопроса - это компенсация в два миллиона, которую требует "Магнитка"...

- Вот-вот. А реально отказались от очень существенных денег, и создается впечатление, что это мало кого волнует. Я не в курсе всех подробностей в "деле Малкина", но знаю цифры, которые фигурировали в прошлом договоре России с НХЛ. Не берусь обсуждать, насколько хорош был этот контракт, но наши клубы могли получать в качестве компенсаций до 4 - 5 миллионов долларов в год. Можно, конечно, считать, что это унизительная сумма. Но если сложить все потери, то для клубов это уже совсем немаленькие деньги. И когда мы говорим, что надо растить молодых игроков, вкладывать средства в детские школы, то ведь на эти средства можно вырастить не одного Малкина, разве не так?

-Тем более что бюджет детской хоккейной школы в разы меньше, чем компенсация за игрока уровня все того же Малкина.

- Да на эти деньги можно содержать все школы! И их наши клубы не получат. Кстати, мы еще забыли учесть, что с нового сезона введен налог на легионеров. А это еще где-то два миллиона затрат. Так что суммарные потери превысят 25 миллионов.

Если все клубы заинтересованы в развитии хоккея и являются неким сообществом, то можно было бы, к примеру, сесть за стол переговоров, составить список игроков, за которых должны дать компенсацию. И сказать: вот Малкин - звезда, давайте отдадим "Магнитке" полтора - два миллиона долларов. А остальную сумму поделим, так как все игроки средненькие. Хотя я не понимаю, когда говорят, что в какого-то игрока, дескать, столько много вложено. Он что, другими клюшками играет или на другом льду? Нет - так же, как и все. В общем, было бы что делить... А отказаться от денег, это как купить билет - и не пойти в кино.

ИЗ ФУТБОЛА ДЕЛАЮТ КОММЕРЧЕСКИЙ ПРОДУКТ

-С ФХР у вашей компании сегодня контактов нет?

- Мы - организация коммерческая и сотрудничать готовы со всеми. Но федерация хоккея работать с нами не хочет.

-Почему?

- Мне непонятна логика этого решения. Мы встречались с Третьяком и Арутюняном (гендиректор ФХР. - Прим. Д.К.), но найти взаимопонимания нам не удалось.

-Возможно, федерация хоккея ищет новых партнеров. Недавно, например, был заключен спонсорский контракт с "Рособоронэкспортом"...

- Да, но этот контракт рассматривает только сотрудничество со сборной. Клубы это соглашение никак не затрагивает.

-Все последние годы говорилось о том, что хоккей должен становиться бизнес-проектом. Российские клубы должны зарабатывать, иначе им не выжить. И вот такой откат назад.

Макаренко: - Мне трудно комментировать такие решения. Даже если сравнить эту ситуацию с той, что есть сейчас в российском футболе, то там бизнес-составляющая с каждым годом становится все весомее. Если в 2001 году премьер-лига получала один миллион долларов в год, то сегодня эта сумма доходит до 17 миллионов. И дальше эти цифры будут расти, потому что футбольные руководители развивают свой вид спорта в правильном направлении. Из футбола делается коммерческий продукт, для этого привлекается национальное телевидение. И поэтому спонсоры приходят соответствующие: не магазин ковров на Щелковской, а структуры национального масштаба. Понятно, что футбольные клубы этими деньгами не могут закрывать свои бюджеты, но эти средства являются для них уже существенными.

-И динамика привлечения спонсорских денег там была поступательной?

- Да, сначала был один миллион, затем три, пять, семь и так далее. И вот сегодня уже 17 миллионов. А на следующий год и эти цифры, уверен, вырастут.

- А что в хоккее?

Леонтьев: - Несколько лет назад, в первые три года после создания, лига вообще ничего не получала. У ПХЛ были лишь небольшие разовые контракты. Первый же год нашего сотрудничества был для лиги очень хорошим. Мы же были в минусе, но это было запланировано. Мы закладывали в проект, что в первый сезон будут плановые убытки.

КЛУБЫ БУДУТ ВЫЖИВАТЬ В ОДИНОЧКУ

-Интерес со стороны спонсоров к хоккею есть?

- Чтобы интерес возникал сам по себе, хоккейный чемпионат должен быть зрелищем сумасшедшего уровня, чтобы им прониклось все общество. И тогда спонсор приходит. Но в хоккее другая ситуация. Тут еще работать и работать. Хоккея сегодня нет на национальном телевидении. Это существенный фактор для рекламодателей. К сожалению, игроки высочайшего класса в России не играют. Поэтому продукт "российская лига" надо создавать, заворачивать его в красочную обертку. Привлекать туда спонсоров, используя целевую аудиторию. Большой удар по этому, кстати, нанесла новая редакция закона о рекламе, которая запрещает рекламировать пивные компании.

-То есть, будь сейчас на бортах пивные бренды, суммы спонсорских контрактов были бы еще выше?

- Наверное, они были бы больше. Но, главное, значительно легче было бы работать со спонсорами. Ведь спортивные болельщики - это, как правило, аудитория, которая потребляет большое количество пива. Не только у нас, а во всех странах. Поэтому абсолютно понятен интерес пивных компаний к этой аудитории. И с нашим хоккеем надо работать, чтобы привлечь тех партнеров, которым интересно продвигать свой товар. Нынешние же руководители ФХР, как мне кажется, пошли другим путем. Ставка сделана на административное привлечение спонсоров. С одной стороны, это хорошо, что "Рособоронэкспорт" помогает хоккею. Но потребительская реклама такой компании в принципе не нужна.

-Что же сейчас осталось клубам?

- Им придется искать рекламных партнеров самим, что очень непросто, либо просто существовать исключительно на те деньги, которые выделяют владельцы. Но, насколько я понимаю, хозяева клубов как раз были заинтересованы в том, чтобы отстраивать бизнес-структуру клубов. Чтоб хоть какая-то часть затраченных средств возвращалась. Сначала пусть 5 процентов, затем 12, 17 и т.д. В конце концов, люди могут перестать испытывать интерес к хоккею. Положение и так довольно шаткое. Сегодня, к примеру, губернатор любит хоккей, а завтра придет новый и начнет развивать женское дзюдо. И что будет с хоккеем в этом регионе? Я тут читал интервью с Мордашовым (глава ОАО "Северсталь". - Прим. Д.К.), так он уже задумывается, надо ли вкладывать такие средства. Посмотрите, какие проблемы с финансированием возникли у "Динамо", "Лады". А это, между прочим, финалисты позапрошлого сезона.

-Понятно, что другого пути у хоккея, как создавать из лиги коммерческий проект, просто нет. К чему тогда может привести сегодняшняя ситуация: разразится бунт клубных руководителей или же мы молча будем терять команды, как потеряли на этот сезон "Спартак"?

Макаренко: - Не берусь судить по поводу возможного бунта. Но фактический отказ от коммерческой деятельности, что произошло сейчас, это путь в тупик.

-По словам генерального директора ПХЛ Владимира Шалаева, на этот сезон у лиги в портфеле лежали контракты помимо того, что заключен с вашей компанией. То есть реальные суммы потерь клубов еще больше?

Леонтьев: - Не знаю, какие цифры действительно там были, но думаю, что можно было бы найти одну-две компании, которые внесли бы дополнительный вклад.

-Может ли, на ваш взгляд, измениться позиция руководителей ФХР?

- В их представлении, они управляют процессом так, как надо. Их задача - возродить престиж национальной сборной. Для этого решили отнять деньги у клубов. Только я не понимаю, для чего сборной деньги? Команде, которая играет 12 матчей в год и участвует в чемпионате мира. Никогда что-то не слышал, чтобы не было денег на поездку на мировое первенство. Да, конечно же, можно создать еще более комфортные условия для хоккеистов: сделать так, чтобы сборная летала чартерными рейсами, жила в пятизвездных отелях, увеличить суммы премиальных. Но, к примеру, на последнем турнире в Риге никто не жаловался на условия. И еще никто не доказал прямую связь между деньгами и результатом.

-Получилось, что мы сделали огромный шаг назад в отношении хоккейного бизнеса?

- Ситуация вернулась к той, что была два года назад, когда каждый клуб пытался зарабатывать в одиночку. По сути, всю работу надо будет начинать сначала.

-Это может как-то отразиться на интересе к хоккею со стороны телевидения?

- Не могу пока делать на этот счет прогнозы. Однако уровень привлекательности чемпионата страны в этом году по сравнению с прошлым сезоном (не говорю уже о позапрошлом, когда был локаут) ниже. Да и регламент, при котором почти все команды попадают в плей-офф, интриги, сами понимаете, не добавляет. Плюс все эти скандальные истории с отъездами хоккеистов, с разорением клубов - это тоже не добавляет престижности.

СУДЕЙ МОЖНО ПРИВЕЗТИ ИЗ ФИНЛЯНДИИ

-Таким образом, участие вашей компании в хоккее теперь сведено к проведению Кубка европейских чемпионов?

Макаренко: - У нас есть контракт с ИИХФ на проведение этого турнира. Что, кстати, насколько я знаю, также вызывает резко негативную реакцию у нового руководства ФХР. Федерация считает, что ей удалось бы провести это соревнование лучше.

-Не исключаете, что какие-то попытки выдавить вас из этого турнира последуют?

- Этого действительно нельзя исключать. Но это уже вопрос к представителям ФХР. Мы же считаем, что опыт проведения двух Кубков в Санкт-Петербурге успешный. Более того, мы помогли возродить этот турнир, ведь он не проводился несколько лет. И на данный момент отказываться от очередного Кубка европейских чемпионов не собираемся. А что касается федерации, то нам она все равно не оказывает в этом никакой помощи.

-С точки зрения бизнеса что дает вам этот турнир?

Леонтьев: - В первый год понесли убытки, что вполне естественно. В прошлом сезоне мы хоть прибыли и не получили, но уже и не потеряли практически ничего. Если не будет никаких эксцессов, то в будущем рассчитываем стать окупаемыми.

-В предыдущие годы ФХР вам помогала в организации этого Кубка?

- Эту помощь можно назвать консультативной. Плюс организация работы судей была возложена на федерацию...

-Получается, что сегодня ФХР самоустранилась от этого турнира? Но ведь проведение такого соревнования в России, во-первых, поднимает престиж нашего хоккея, а во-вторых, дает лишний козырь нашим командам...

Макаренко: - И не случайно же они два года Кубок выигрывали. Меня еще критиковали, когда мы это дело организовывали: в Питере говорили, мол, народ на матчи совсем ходить не будет. Один журналист даже обещал съесть свою газету, если болельщики заполнят стадион. Сейчас, после того как прошли два турнира, эта позиция изменилась. У обоих финалов была такая драматургия, что и не придумаешь лучше: "Авангард" победил в овертайме благодаря голу Ягра, а "Динамо" одержало верх вообще по буллитам.

Но позиция федерации такова: раз мы в этот турнир не вовлечены, не получаем от этого прибыли, то и участвовать в этом проекте не будем. Я пытался объяснить г-ну Арутюняну что турнир, по сути, развивается, поэтому сейчас он пока не приносит прибыли. Но в ответ услышал, раз дохода нет - нам это неинтересно.

-Но судей-то вам федерация даст?

- Их в конце концов можно привезти из Финляндии.

-Довольно грустную картину вы нарисовали.

- Ничего страшного в этом не вижу. Все развитие идет по спирали. Не надо изобретать велосипед. И клубы все равно обязательно поймут, что они теряют, когда сядут и просчитают всю экономику: потери от продажи рекламных прав, от вступительных взносов, от налога на легионеров - и получат в итоге те цифры, о которых мы с вами говорили в начале беседы.

ДмитрийКУЗНЕЦОВ