Газета Спорт-Экспресс № 119 (4098) от 30 мая 2006 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

30 мая 2006

30 мая 2006 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Татьяна ТАРАСОВА: "МОСКВИНА ПОПРОСИЛА ПОМОЧЬ"

Вот уже который раз, когда у фигуристов заканчивается олимпийский сезон, возникает вопрос: "Что дальше?" Что будет через четыре года, на следующих Играх в Ванкувере? Особенно сильно беспокойство сейчас, после чемпионата мира в Калгари, где единственной наградой российских спортсменов стала бронза Марии Петровой и Алексея Тихонова, а сразу все чемпионы Турина изъявили желание оставить любительский спорт.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, корреспондент "СЭ" Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ в компании с тренером-консультантом российской сборной Татьяной Тарасовой отправилась на подмосковную тренировочную базу в Новогорск, где полным ходом идет постановочная работа к новому сезону. А сама Тарасова по просьбе своей коллеги - выдающегося тренера Тамары Москвиной - занимается с питерскими фигуристами Марией Мухортовой и Максимом Траньковым.

-Татьяна Анатольевна, как родилась идея подобного сотрудничества?

- Мне позвонила Москвина и попросила помочь ребятам с программами. Мы вдвоем обсудили, как построить работу, чтобы и с ее, и с моей стороны поставленные задачи были решены в кратчайшие сроки. Моя работа как консультанта очень похожа на тренерскую. Главная задача - способствовать тому, чтобы в России как можно быстрее выросли новые фигуристы.

-Нет ощущения, что выращивать предстоит на пустом месте?

- Напротив. После чемпионата мира я успела посмотреть многое. Например, в ЦСКА прекрасно работают с парами Нина Мозер и хореограф Елена Масленникова. Там сейчас прекрасная база - построили новый каток. Там же занимается со своими спортсменами Елена Водорезова. Не так давно, кстати, в Новогорске был организован десятидневный сбор, на который со всей страны пригласили тренеров со своими учениками. Это была очень интересная работа, которая настолько меня увлекла, что на шестой день все запросили пощады и пришлось дать дополнительные полдня выходных.

Две тренировки на этом сборе с одиночниками провела Водорезова, одну - с танцорами - Саша Свинин и Ира Жук. Постоянно приезжали из Москвы Александр Лакерник и Марина Саная - разъясняли тренерам тонкости судейской системы, просматривали каждый элемент, каждую постановку. Получился весьма насыщенный график. Сейчас ведь очень важно максимально использовать и наш опыт, и судейский. Не ошибиться ни в чем.

-Чем занимались на этом сборе вы?

- В основном базовой работой. Помогала супругам Тюковым из Перми - там сейчас нет льда, поэтому они и привезли свои пары в Новогорск. Ставила программу Артему Бородулину, который тоже вырос в Перми, а сейчас катается в ЦСКА.

-Сколько всего поставили программ, не считали?

- Я привыкла слушать много музыки, когда работала со своими спортсменами, и делаю это и сейчас. Понятно, что прежде всего искала музыку для "своих" - для Андрея Грязева, для тех, кто катается у Лены (Водорезовой. - Е.В.) в ЦСКА. С Грязевым, правда, мы пока не начинали ставить программы - он до июня отдыхает после операции на колене. Андрей выступал в Сибири в шоу Авербуха, причем выступал здорово: раскрепостился, поднимал залы - мне рассказывали люди, которые это видели своими глазами. Но качество льда не везде было хорошим, во время одного из выступлений конек Андрея попал в трещину - вот и случилась травма.

Поставила две программы Арине Мартыновой - девочке, которая в этом году дебютировала на чемпионате мира. Потом мне попалась музыка для одного из спортсменов Жанны Громовой. Передать еще не успела - болела воспалением легких, но программу, как обещала, сделаю обязательно. На чемпионате мира в Калгари у меня возникли кое-какие идеи для Яны Хохловой и Сергея Новицкого, которые катаются у Свинина, и под эти идеи тоже нашлась музыка. А что такое удачная музыка в танцах, объяснять, думаю, не нужно. Сделала две программы Яне с Сергеем и еще две второму дуэту Свинина - Кате Рублевой и Ивану Шеферу. Мне кажется, то, что мы задумали, может стать новым направлением в танцах. С просьбой помочь в постановке программ ко мне обращалась Люда Великова, работу которой я вообще очень уважаю. Чтобы мы могли поработать вместе, она сейчас приехала в Новогорск. На днях туда же приедут Петрова с Тихоновым, для которых у меня тоже есть музыка. Еще делаю программу Вике Волчковой - об этом тоже попросила ее тренер Марина Кудрявцева.

-Вы сейчас столько времени проводите за рулем, а проигрывателя для дисков у вас в машине я не вижу.

- У меня все есть. Просто почувствовала, что немного "переела" музыки - хочется новости послушать. Но то, чем я занимаюсь сейчас, мне безумно интересно. Думаю, Писеев (Валентин Писеев - президент Российской федерации фигурного катания. - Е.В.) предполагал с моей стороны именно такую помощь, когда приглашал меня на должность тренера-консультанта.

А насчет того, что громких имен почти не осталось... Несколько лет назад, если вспомнить, их тоже не было. Собственно, мы и уехали в Америку - я, Тамара Москвина, чтобы сохранить таланты, которые на тот момент только там и можно было выпестовать. Это был большой патриотизм - жить там, а работать на Россию. Оторваться от собственной семьи, снимать жилье, зарабатывать на него, платить за страховку.. Это была цена медалей, которые мы завоевывали и в Нагано, и в Турине, и в Солт-Лейк-Сити. Ведь в России лишь недавно начали строить катки. Хотя, как показал пример ЦСКА, построить каток можно за восемь месяцев. И совершенно по нормальной цене. Причем не просто коробку, а целый комплекс, куда входят и хореографический зал, и тренажерный, и баня, и даже буфет.

-Открывается наконец и Академия фигурного катания в Санкт-Петербурге.

- Академия - это не здание и не вывеска. Она в Питере была всегда. Просто сейчас появится новый каток. Но и старый не надо закрывать. По-хорошему у каждого большого тренера должен быть свой каток и сколько угодно льда. Есть же он у хоккеистов, которые позорятся, как могут, и продолжают это делать. И мы, несмотря на это, все-таки в них верим. А в фигурном катании у нас получается так: совсем детские тренеры сейчас в лучших условиях, чем те, кто готовит мастеров. Работа проще, денег больше, ответственности меньше...

-Я слышала, что Петрова и Тихонов собираются остаться в любительском спорте, но, честно говоря, не думала, что это сказано всерьез.

- А я как раз считаю их решение очень правильным. В команде должен быть лидер, на которого могут равняться остальные. Маша и Леша - настоящие мастера. Мы виноваты перед ними - не боролись за них на чемпионате мира... Да и никогда не боролись. Я бы ни за что не стала выводить их в Калгари на пьедестал. Хотя бы для того, чтобы таким образом публично уличить арбитров в сговоре. Подобный шаг, думаю, мог бы очень серьезно повлиять на изменения в системе судейства. Тем более что мы ничем не рисковали.

-Насколько, с вашей точки зрения, вероятно, что в команду вернутся те, кто победил в Турине?

- Все зависит от желания самих спортсменов. Вернуться непросто: шоу - это совсем другая жизнь. Я не настолько хорошо знаю, например, Плющенко, чтобы предполагать, захочет ли он сам продолжать выступления. Но если захочет, то наверняка сумеет. Ягудин обязательно вернулся бы, если б не травма. Он любил соревнования и до сих пор любит - хотя и прыгает на одной ноге.

-Не жалеете, что отказались от постоянной практической работы с собственными учениками?

- Тренерское дело - дело молодое. Оно требует огромной энергии. Ведь не просто так у нас в стране в 55 лет дают право на пенсию. Да, можно продолжать консультировать, но это совсем не то, что стоять у борта по 12 часов в день, как много лет я стояла.

За последний год я много думала на эту тему. И пришла к выводу, что главное сейчас - может быть, самое главное - дать уверенность более молодым тренерам, таким как Мозер, Водорезова, Свинин, Жук, Оксана Казакова с Артуром Дмитриевым, Наташа Дубинская, в том, что у них никто не будет отбирать спортсменов. Предоставить им возможность самостоятельно вести учеников до конца. Чтобы они знали, что результат будет зависеть только от них. Возможно, тогда в нашем тренерском коллективе появятся такие люди, как тот же Олег Васильев, который не только сам стал олимпийским чемпионом, но и сумел подготовить олимпийских чемпионов. Очень важно, когда в команде есть тренеры, которые могут это делать.

Легко не будет. Спад в результатах, безусловно, наметился. Просто в фигурном катании это произошло позже, чем в других видах спорта. Так что мы свое дело еще не проиграли. И будем стараться не проиграть.

-Так, может, логичнее не отходить в сторону?

- Если мы будем нужны, нас позовут. Мы работали с выдающимися спортсменами. Делали их выдающимися. Возможно, лучше знаем, как скорее вывести их наверх, хотя каждый раз это бывает по-разному. Но сейчас, как это ни печально, нужно думать прежде всего о том, чтобы дать возможность молодым тренерам встать на ноги. Допускаю, кто-то с моим мнением не согласится, но я считаю именно так.

-Почему же тогда вы говорите об этом с такой грустью?

- Потому что всегда печально отказываться от работы, которую хочется сделать самому. Ведь ко мне просятся многие... До сих пор просятся. Но - нельзя. Если думать не о себе, а о фигурном катании. Мы все должны это понять.