Газета Спорт-Экспресс № 86 (4065) от 18 апреля 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

18 апреля 2006

18 апреля 2006 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Владимир КРАМНИК

ЦЕЛЬ - ТИТУЛ АБСОЛЮТНОГО ЧЕМПИОНА!

Чемпион мира по классическим шахматам россиянин Владимир Крамник сейчас восстанавливается в одном из санаториев Франции после интенсивного лечения заболевания, которое не давало ему покоя последние три года.

Честно говоря, я и не надеялся на то, что Крамник мне позвонит, как об этом я попросил его через друзей. Тем не менее Владимир позвонил - сразу после подписания контракта на матч с чемпионом мира болгарином Веселином Топаловым.

Я не сразу узнал его голос. Подумал даже: розыгрыш, наверное. Непривычный басок у Крамника прорезался. О чем я ему сразу и сказал. "Мне многие об этом говорят", - пробасил Крамник. И в голосе я уловил знакомую улыбку.

Давно не общались с Владимиром! Повода все не было.

А тут - такой повод!

Однако первый вопрос о наболевшем - в прямом и переносном смысле. О здоровье...

РАЗОГРЕВ ИЛИ ПРОВЕРКА БОЕМ?

-Владимир, как вы себя чувствуете, скоро ли мы вас увидим в игре?

- Лечение прошло успешно, динамика восстановления хорошая, так что, надеюсь, скоро увидите.

-Ваш менеджер Карстен Хензель говорил мне в Линаресе, что вы собираетесь сыграть за сборную России на Всемирной шахматной олимпиаде. Вы дали согласие на свое участие в составе нашей команды?

- Если не произойдет какого-то резкого обострения - чего никак не должно быть по всем параметрам, - то на 99 процентов играть буду. Согласие я дал.

-На какой доске собираетесь играть?

- Не знаю, это должен решать тренер...

-Но все же видеть вас не на первой доске было бы странно...

- Вообще-то, как я понял из разговоров, меня планируют ставить именно на первую доску, но специально я этот вопрос не уточнял. Думаю, принесу больше пользы команде, играя на первой доске. Но все же решать не мне, а тренеру.

-Вас не смущает то, что вы сейчас в рейтинге уступаете Петру Свидлеру и Александру Морозевичу?

- Ну, во-первых, мое отставание от Свидлера и Морозевича незначительное. А, во-вторых, для меня совершенно очевидно, что как только я наберу нормальную физическую форму, мой рейтинг повысится. Нынешнее мое место в рейтинг-листе не отражает моей истинной силы.

-Как рассчитываете сыграть на Всемирной шахматной олимпиаде?

- Есть такое ощущение, что сыграть должен хорошо.

-Не пугает большая физическая нагрузка, которая обычна на таком напряженном турнире?

- По прикидкам врачей и по моим ощущениям, я должен восстановиться к Олимпиаде почти полностью.

-Олимпиада будет первой серьезной проверкой сил перед матчем с Топаловым?

- Хоть и надеюсь сыграть успешно, но все же это будет в большой степени разогрев. Главная цель сейчас, конечно, - матч за титул абсолютного чемпиона мира, и подойти к нему надо будет в оптимальной форме именно к 23 сентября, когда состоится первая партия матча с Топаловым.

ДЕНЬГИ И МЕСТО ВСТРЕЧИ НЕ ТАК ВАЖНЫ

-Как проходили переговоры о матче? Легко ли были преодолены спорные вопросы?

- Как известно, сначала Топалову было направлено предложение о матче со стороны немецкого инвестора. Условия были хорошие, место отличное. А потому для меня так и осталось тайной, в связи с чем тогда последовал отказ со стороны Топалова...

-Топалов, как я понял, по контракту с Международной шахматной федерацией не мог играть матч не под эгидой ФИДЕ...

- Так в том-то и дело, что никто не собирался играть вне ФИДЕ. Инвестор поставил условия, чтобы сначала договорились игроки и менеджеры, а потом он собирался идти к руководству ФИДЕ, чтобы играть матч под эгидой федерации. Но все так странно закрутилось, и в итоге последовал отказ, логического объяснения которому я так и не нашел. Но что было, то было. В итоге матч состоится не в Бонне, а в Элисте. Но деньги и место проведения для меня имеют второстепенное значение.

-Однако какие-то минимальные материальные условия должны же соблюдаться...

- Разумеется, к этому обязывает статус соревнования: после длительного периода "двоевластия" это будет матч за титул абсолютного чемпиона мира по шахматам. И мы бы нанесли вред шахматам, если бы согласились играть за копейки. Но по большому счету, какая именно сумма будет разыграна, меня не слишком занимало. И не занимает сейчас.

-Кто выдвинул идею делить приз пополам? Ведь с точки зрения традиций спорта это немного странно выглядит...

- Честно говоря, не знаю, от кого это пошло. Я лично был готов к тому, что призовые будут поделены в любой пропорции. Но почему-то было принято именно такое решение. Ну, ладно, пополам, так пополам. Мне совершенно безразлично...

ТОЛЬКО НЕ "ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ"!

-А к формату соревнований вопросы были? Двенадцать партий - не маловато ли для матча на первенство мира?

- Двенадцать партий - это нижняя граница, при которой матч можно считать серьезным. Скажем, восемь партий это было бы уже нечто суррогатное...

-У вас в Лондоне к 12-й партии с Каспаровым какой счет был?

- Такой же, как и окончательный, - 2:0.

-То есть 12 партий может хватить на то, чтобы все стало ясно?

- В Бриссаго мне удалось лишь в 14-й партии переломить ход матча с Леко... В принципе я готов был играть матч и из 14 партий, и из 16, но как-то сразу пошел разговор о 12... Ну, что ж, 12, так 12.

-В случае ничьей вам придется играть четыре быстрые партии, если и в них будет ничья, сыграете две блицпартии, ну а если и они не выявят победителя, то настанет черед блица, где ничьей быть не может. В этом случае так называемая "внезапная смерть" одного из участников неизбежна... То есть в вашем матче присутствуют и элементы "классики" и элементы "нокаута"... Вы, как классический чемпион, пошли на это с легкой душой?

- Надеюсь, до этой самой "внезапной" дело все же не дойдет. Мы обдумывали эту ситуацию, но ни к какому другому разумному выводу прийти не удалось, кроме как играть тай-брейк с быстрыми партиями. Если бы это был обычный матч на первенство мира, то претендент обязан был бы выиграть матч, а чемпиона мира устраивала бы ничья. А в нашем случае, когда играют два чемпиона мира, это невозможно.

-Но ранее, как я знаю, менеджер Топалова Сильвио Данаилов настаивал на том, что Веселин - чемпион мира, а вы - "претендент".

- Нет, я не "претендент", я - чемпион мира по классическим шахматам. И мы играем объединительный матч. Или, если угодно, матч за титул абсолютного чемпиона мира.

-Болгарская сторона с этим согласилась?

- Да.

-А предложение Данаилова в случае ничьей играть до первой победы - было отвергнуто?

- Но в таком случае матч неизвестно, когда закончится! Никакой организатор на это не пойдет. Я уж не говорю о том, что игрок, получающий белые фигуры в первой партии, в этом случае будет иметь преимущество.

ВАРИАНТ ПРОИГРЫША НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ

-Веселин Топалов еще в Сан-Луисе дал согласие принять участие в следующем чемпионате мира под эгидой ФИДЕ, который пройдет в Мехико по той же формуле: восемь человек в два круга. Вы, подписав контракт на матч с Топаловым, в случае победы будете обязаны занять его место в этом чемпионате. Вы согласились с этим?

- Я лично считаю, что необходимо в любом случае сохранить формат классического матча на первенство мира. На мой взгляд, весомость титула, завоеванного в матче на первенство мира между двумя сильнейшими игроками, перевешивает весомость титула, завоеванного в турнире. В этом вопросе я консерватор. И если бы это зависело от меня, обязательно сохранил бы матчи на первенство мира. Но у ФИДЕ другие взгляды, другие планы. Что ж, я могу сыграть и в турнире...

-Владимир, речь не идет о ваших принципах и симпатиях, речь - о юридической стороне дела: подписав этот контракт, вы будете обязаны играть в "Турнире восьми". Если выиграете матч у Топалова.

- На данный момент важнее закончить все эти "раздвоения титулов", начавшиеся в 1993-м и продолженные в 2002-м. Это настолько важно, что я пошел ради этого на уступки. О'кей! Вы хотите, чтобы я сыграл в турнире? Я это сделаю для того, чтобы мир имел одного чемпиона мира!

-Но в случае проигрыша (надо ведь и такой поворот событий не исключать) вы должны будете играть в Кубке мира, так сказать, с "нуля"...

- Что будет, если я проиграю, меня не интересовало и не интересует, так как настроя проигрывать этот матч у меня нет. Я намерен выиграть этот матч!

СОБИРАЮСЬ НЕ ДАТЬ ТОПАЛОВУ ИГРАТЬ "НА КОСМИЧЕСКОМ УРОВНЕ"

-Что думаете о вашем сопернике по элистинскому матчу - Веселине Топалове? Многие - и он сам - склонны считать его продолжателем направления, которое исповедовал Каспаров. Вы с этим согласны?

- Не сказал бы, что Топалов и Каспаров похожи "один в один", но, безусловно, какое-то сходство есть: оба хороши в острой напряженной борьбе, в осложнениях. Мне еще предстоит внимательно изучить партии Топалова, я пока еще этого не делал, потому что контракт только что подписан. Веселин резко усилился за последние полтора - два года, находится сейчас на пике формы, играет очень сильно. Но ведь так же сильно играли и Каспаров, и Леко, но в итоге матчи сложились для меня удачно...

-Каков ваш личный счет с Топаловым?

- Обычно я играл с ним успешно. У меня "плюс четыре" в классических партиях и "плюс четыре" в быстрых. В сумме, выходит, "плюс восемь". То есть я для него довольно неудобный соперник. Конечно, в настоящий момент Топалов самый сильный соперник из всех возможных, и матч будет очень тяжелым. Но я настроен, повторяю, выиграть этот матч.

-Последний раз вы играли с Веселином в Софии в прошлом году, потом в Дортмунде. В Софии у вас, помнится, был головоломный поединок, в котором вы зевнули сопернику фигуру... А в Дортмунде вам удалось победить. Правильно?

- Правильно, но с одним уточнением. В Софии в том головоломном поединке, который вы упомянули, я мог сначала одним ходом выиграть партию, забрав фигуру, а потом действительно зевнул фигуру сам и проиграл.

-Согласитесь, несмотря на то что в Софии Топалов выиграл турнир, он играл не так сильно, как в Сан-Луисе. В Аргентине он вышел на какой-то космический уровень!

- Ну, знаете... "Космический уровень" - это журналистский образ, не более того. Хотя, не отрицаю, в Сан-Луисе Топалов играл очень сильно. Но давно известно, каждый шахматист играет настолько сильно, насколько ему позволяет соперник. В матче я постараюсь не позволить Топалову играть на "космическом уровне"...

-Вас не удивляет, что имея "минус восемь" с вами, Веселин согласился на этот матч?

- Это как раз меня не удивляет. Что бы ни говорил Топалов обо мне в своих интервью, в глубине души, уверен, он понимает, что стать настоящим, абсолютным чемпионом мира он может, только выиграв матч у меня. Все-таки выигрыш турнира в Сан-Луисе, хоть и был убедительным, но это всего лишь выигрыш турнира. Наверняка Топалов хочет доказать самому себе, что он настоящий чемпион мира. А если так, то выиграть матч у меня, думаю, поважнее, чем выиграть турнир в Сан-Луисе. Конечно, Топалов рискует. Он понимает, что может проиграть. Зато при выигрыше получает статус абсолютного чемпиона мира.

-Я понимаю, Владимир, что вы именно Веселину готовите перспективу начать с нуля в Кубке мира, но...

- (Смеется.) Для меня сейчас существует только этот матч. Что будет через год, два, меня сейчас совершенно не волнует. Поэтому я сказал своему менеджеру Карстену Хензелю: "Не веди никаких переговоров, кто с чего начинает после проигрыша. Соглашайся на все. Потому что я намерен выиграть матч!" Я вообще считаю, что если начать думать, что будет в случае проигрыша, то шансы на негативный исход увеличиваются.

НАСТОЯЩЕГО КРАМНИКА УВИДИМ В ЭЛИСТЕ

-Последний раз любители шахмат видели вас в странной, не свойственной вам прежде роли... Вы набрали лишь 50 процентов очков в турнире 18-й категории - имею в виду Суперфинал чемпионата России в декабре прошлого года. Все ждут, когда появится Крамник образца 2000 года...

- Посмотрим, каким я вернусь. "Старым добрым Крамником" образца 2000-го или новым, "обновленным Крамником" (смеется). Моя цель - выиграть матч за титул абсолютного чемпиона мира, и сейчас все будет посвящено этой цели.

-Опубликован состав дортмундского супертурнира, который пройдет в конце июля - начале августа, то есть примерно за полтора месяца до вашей первой партии с Топаловым. Есть надежда увидеть "доброго старого Крамника" уже в Дортмунде? Раньше вы выигрывали эти турниры подряд, "пачками"...

- Надеюсь, конечно, и на Всемирной шахматной олимпиаде в Турине, и на супертурнире в Дортмунде играть хорошо. Но, как у любого спортсмена, который стремится подойти к самому ответственному старту на пике формы, у меня все будет подчинено главной цели. Шанс стать абсолютным чемпионом мира меня подстегнет, заставит ощутить тот самый забытый уже "драйв", который был во время подготовки к матчу с Каспаровым в Лондоне. Я уверен, что усилю свою игру. Насколько? Я пока сам этого не знаю. А если бы и знал, то не стал бы этого говорить.

-В Дортмунде будет играть и победитель Кубка мира в Ханты-Мансийске и триумфатор Линареса последнего созыва Левон Аронян. Приходилось с ним играть?

- Играл только одну партию на командном чемпионате Европы, сыграли вничью. Очень талантливый шахматист, безусловно. Вообще, должен сказать, что молодое поколение стремительно прогрессирует. Юный норвежец Магнус Карлсен растет не по дням, а по часам! Резко прибавили Теймур Раджабов и Сергей Карякин. Наверное, уже скоро наступит такой день, когда бороться с ними будет трудно. Но, думаю, несколько лет у меня еще есть, чтобы им противостоять.

ПРОГУЛКИ В МУЖСКОМ ОБЩЕСТВЕ

-Помню, перед решающей партией в Бриссаго видел вас прогуливающимся с симпатичной дамой... Если не секрет, с кем вы нынче прогуливаетесь?

- Ближайшие полгода, подозреваю, мне придется прогуливаться в основном с моими тренерами, обсуждая шахматные варианты... Ничего не поделаешь, есть периоды, когда надо много работать.

-Пока не собирали команду, с которой предполагаете прогуливаться в ближайшие полгода?

- Только-только контракт подписали... Предстоит прикинуть какую-то стратегию на матч, и лишь потом придет черед собирать команду.

-В декабре на суперфинале чемпионата России в Москве вас обыграли ваши секунданты по матчу в Бриссаго - Евгений Бареев и Петр Свидлер. Вы на них не затаили обиды? Есть у них шанс попасть в вашу компанию для творческих прогулок?

- (Со смешком.) Меня частенько обыгрывают мои секунданты. Видимо, потому, что не могу как следует настроиться на борьбу с коллегами, с которыми много работал и с кем у меня хорошие отношения... Мой друг Женя Бареев меня и после матча с Каспаровым обыграл, но я, как видите, взял его на матч с Леко... Так что обиды я не затаиваю.

-Значит, у Бареева есть шанс опять побывать в вашей творческой лаборатории и вновь вас обыграть - после Элисты?

- Насчет обыграть - не обещаю, а попасть в команду шанс есть и у Жени, конечно, и у других шахматистов. Только вот кого именно я попрошу мне помочь в подготовке к матчу с Топаловым, пока сказать не могу.

-Но это будет не вся сборная России в полном составе, включая запасных?

- Ну всю сборную я просто не сумею прокормить (смеется). А если серьезно, то есть какое-то оптимальное число помощников, которые нужны при подготовке и в ходе матча. Если взять слишком много, то лишние люди могут только помешать.

-Тем более, как сказал мне президент ФИДЕ и руководитель Калмыкии Кирсан Илюмжинов, в Элисту можно привезти бесплатно - за счет организаторов - только четырех помощников.

- Вот как? Я еще не вникал в такие тонкости. Я привезу, может, четырех, а может больше. Сколько потребуется, столько и привезу.

МАТЧ С DEEP FRITZ - НОВАЯ ВСТРЕЧА С НЕВЕДОМЫМ

-Владимир, вас этой осенью ждут экстремальные нагрузки. Через месяц после матча с Топаловым в Элисте вы должны будете сесть за доску, чтобы провести новый матч, на этот раз в Музее искусств Бонна против компьютерной программы Deep Fritz. Причем призовой фонд матча будет не меньше, чем в поединке с Топаловым. Нетрудно будет сразу переключиться с "человеческих шахмат" на "машинные"?

- Действительно, нагрузки предстоят нешуточные. Однако я рассчитываю, что второй матч я буду играть в ранге абсолютного чемпиона мира и новый статус мне поможет выглядеть достойно в матче с Машиной (говорится с явной улыбкой в голосе).

-Электронное чудовище, встреча с которым начнется 25 ноября в боннском Музее искусств, посильнее будет, чем его родственник, с которым вам пришлось сражаться в свое время в Бахрейне?

- Да, это более совершенная версия программы Deep Fritz. "Железо", на которое она будет установлена, тоже гораздо мощнее. Мой будущий соперник - искусственный разум, способный в своем "мозгу" перебирать порядка миллиона позиций в секунду. Одно это способно привести в трепет человека...

-Но не вас, Владимир? Я правильно вас понял?

- Некоторый холодок в душе появляется, когда я думаю об этом чудовищном быстродействии. .. Но страха нет. Опыт игры с машиной у меня существует, постараюсь его использовать.

-Вряд ли на этот раз вы будете жертвовать фигуру своему металлическому противнику, как сделали это в первом матче с Deep Fritz в Бахрейне?

- Хотя та партия, о которой вы вспомнили, и закончилась в пользу моего железного противника, мне за нее не стыдно. Я поддался чисто человеческому искушению. Но, пожалуй, вы правы, новой версии программы Deep Fritz что-либо жертвовать будет чистым безумием...

-Вопрос звучит, понимаю, несколько наивно, но всякий раз, когда такие матчи проводятся, возникает чувство, что не человек тестирует машину, а машина - человека... Нужно ли это человеку? Ведь на кону стоит престиж всего человечества! Было жутко неловко за уничтоженного морально электронной программой "Гидра" одного из сильнейших гроссмейстеров мира Майкла Адамса... Представьте на секундочку, что и вас ждет такая же экзекуция...

- Представлять подобное развитие сюжета у меня нет никакой охоты (смеется). Отвечая на ваш вопрос: "Нужно ли это человечеству?", скажу, что воображение человека всегда будоражили встречи с неизвестностью. Недаром в мире так популярны литературные и кинематографические произведения в жанре фантастики. Так как же я мог уклониться от новой встречи с Неведомым, которая мне предстоит здесь, на Земле?! Это настоящий вызов! И мне просто по-человечески страшно интересно, как же закончится наш матч с электронным монстром!

Юрий ВАСИЛЬЕВ