Газета Спорт-Экспресс № 44 (4023) от 27 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

27 февраля 2006

27 февраля 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

БОБСЛЕЙ

Российский экипаж в составе пилота Александра Зубкова и разгоняющих Алексея Селиверстова, Филиппа Егорова и Алексея Воеводы завоевал серебряную медаль олимпийского турнира четверок, опередив швейцарский экипаж Мартина Аннена. Золото досталось немцу Андре Ланге, который, таким образом, стал уже трехкратным олимпийским чемпионом.

ЗОЛОТОЕ СЕРЕБРО

Сергей БУТОВ

из Чезаны

ГДЕ ВОДКА?

"Где водка? А ну подать ее сюда!" - восклицал президент нашей федерации Валерий Лейченко. Сделав прямо из горлышка несколько глубоких глотков, он передал бутылку по кругу. Субботним вечером национальный русский напиток по собственной (а иногда и нет) воле отведал каждый, кто пришел поздравить российских бобслеистов с завоеванием серебряной медали Игр.

Едва только бутылка дошла до главных виновников торжества - пилота Зубкова и разгоняющих Воеводы, Егорова и Селиверстова, - те незамедлительно нарушили режим. Естественно, тренеры даже и не думали препятствовать этому, скорее наоборот. Повод наконец расслабиться после изнуряющего сезона, согласитесь, был - и какой повод!

Последний раз отечественные бобслеисты, если кто запамятовал, завоевывали медали Игр в Калгари-1988. Тогда Янис Кипурс и Владимир Козлов сначала в блестящем стиле выиграли турнир двоек, а затем в компании с Гунтисом Оттисом и Юрисом Тоне еще и бронзу. С тех пор 18 лет нас даже близко не подпускали к пьедесталу почета. И вот в минувшую субботу экипаж Александра Зубкова впервые в новейшей российской истории завоевал серебряные медали олимпийского турнира четверок.

Ирония судьбы: тот самый Кипурс пришел в смешанную зону поздравить россиян в форме наших "заклятых друзей" - швейцарцев, в стане которых он считается одним из лучших тренеров. Профессионал до мозга костей, Кипурс наверняка обязан был желать победы своему нынешнему подопечному Мартину Аннену и осуждать его за это - последнее дело. Однако сияющее лицо нашего единственного олимпийского чемпиона говорило об одном: это поражение Кипурс пережил куда как проще, чем все остальные.

- Искренне поздравляю вас, - сиял Янис. - Это отнюдь не случайная медаль. Я еще несколько лет назад говорил, что Зубков обязательно станет пилотом экстра-класса. И по-настоящему рад, что это наконец случилось.

Второе место российского экипажа на Олимпиаде для мирового бобслея - событие, не побоюсь этого слова, знаковое. Это косвенно подтвердил и президент международной федерации Боб Стори, который специально приехал к месту празднования, чтобы лично поприветствовать того, кто бросил перчатку Андре Ланге.

- Вашим парням не в чем себя упрекнуть, они сделали все, что было в их силах. На сегодняшний день Ланге почти непобедим. Но, к счастью, бобслей - такой вид спорта, в котором расстановка сил может меняться с калейдоскопической быстротой. И я не сомневаюсь в том, что в Ванкувере-2010 Зубков даст Ланге самый серьезный бой.

Не успел Стори произнести эти слова, как бутылка водки, описав круг по воздуху, неожиданно приземлилась в его руке, а вокруг раздались призывные аплодисменты. Стори, надо отдать ему должное, мгновенно приложился к бутылке, после чего закусил принесенным Лейченко снежком.

Но самым неожиданным посетителем оказался все же не Стори, а Доминик Шеррер - главный тренер поверженных нами швейцарцев. Амбициозного, ненавидящего проигрывать Шеррера на "вечеринку" не звали - он пришел сам. И заявил: "С вами было очень приятно соперничать. Нам было незазорно проиграть великому экипажу". "Это самые важные для меня слова, сказанные в этот вечер", - чуть позже признался мне Лейченко.

ЭКИПАЖ ВСЕ ЖЕ ПОСТРАДАЛ ПРИ ПАДЕНИИ

Не секрет, что к победам россиян в бобслейном мире относятся неоднозначно, настороженно, а кое-кто откровенно принимает их в штыки. Выскочек не любят нигде, тем более в спорте. А российская сборная, не имеющая своей трассы и вот уже который год ходящая в "бесприданницах", и есть та самая выскочка - потому что обошла на повороте тех, кто давным-давно стоит в очереди за олимпийскими медалями.

Так что недоброжелателей у сборной России, уж поверьте на слово, хватает с лихвой. Что наглядно подтвердила работа технической комиссии сразу после финиша гонки. Машины первых трех призеров должны по регламенту пройти осмотр на наличие в них запрещенных элементов и деталей. С бобами Ланге и Аннена "техкомовцы" разобрались за считаные минуты, зато в четверке Зубкова ковырялись битый час, разобрав ее до винтика и все пытаясь обнаружить несуществующие доказательства нечестной игры русских.

Сколько было шуму, когда во время подобной процедуры после этапа Кубка мира в Иглсе обнаружилось, что россияне использовали в качестве материала для прокладок не железо, как положено, а алюминий! С тех пор машины Зубкова автоматически попадают в разряд "подозрительных".

Если после турнира четверок кто-то с уверенностью станет утверждать, что даже не допускал возможности проигрыша россиян, этого человека можно смело назвать лжецом. Какой ценой далось нам это серебро, знают только члены экипажа и тренеры. И сколько же им пришлось пережить на пути к успеху!

Никакой стопроцентной гарантии попадания в медали не было и в помине. Да и откуда ей взяться? Ведь на места на пьедестале самой престижной бобслейной дисциплины всерьез претендовали сразу пять первоклассных экипажей.

- Если в турнире двоек я был абсолютно уверен в победе Ланге, то сейчас, перед стартом четверок, ситуация диаметрально противоположная, - признался мне Лейченко в минувший четверг. - Выиграть может любой из пяти сильнейших экипажей. Повторю: любой.

Уверенности зубковскому экипажу не добавляло и досадное падение во время одного из последних тренировочных заездов. На самом деле его последствия оказались более серьезными, чем показалось на первый взгляд. Во-первых, пострадал экипаж. Егоров заработал легкое сотрясение мозга, после чего оставшиеся до гонки дни, по его собственному признанию, провел словно в тумане. Довольно-таки болезненную травму плеча вкупе с ледяными ожогами получил Селиверстов. Досталось и Зубкову, и Воеводе. Во-вторых, в результате падения был нанесен немалый ущерб технике.

Поврежденную машину удалось достаточно быстро привести в боевое состояние. Но кто вернет былую уверенность пилоту?

Неоднозначно сложился для россиян и первый день. В стартовом заезде у наших все прошло гладко. Рекорд трассы Зубкова стартовавший следом Ланге сумел превзойти всего на две сотых секунды. А вот во второй попытке случилось то, что мы уже видели в соревнованиях двоек: не лучшим образом проведенный заезд отбросил российский экипаж на третье место, да еще в опасную близость от шедшего четвертым канадца Пьера Людерса. И если отставание Зубкова от Аннена составляло каких-то 0,04, то от Ланге - аж 0,17. Отрыв, по меркам бобслея, весьма внушительный.

Реально ли было отыграть это отставание? Если честно - едва ли. Ланге, честь ему и хвала, вновь проявил себя во всей красе. В подобной ситуации он больше всего напоминает питбуля, который если вцепился зубами, то свою добычу уже не отпустит.

ВОТ И НЕ ВЕРЬ В ЧИСЛО 13

Старт - основа основ бобслея. Россияне в обоих заездах проиграли Ланге и Аннену разгон, но, как ни странно, это всерьез не беспокоило. На чезанской трассе важно было не столько время, показанное на разгоне, сколько выходная скорость экипажа. На здешней эстакаде вовсе не требовалось бежать далеко, в этом случае время, затраченное на далекую посадку и "выруливание" на первых двух-трех виражах, обязательно "съедало" всю скорость, набрать которую снова было ох как нелегко. Наоборот, на старте следовало мощно срывать боб с колеи и моментально в него запрыгивать, давая возможность как следует раскатиться на верхнем участке.

Состав ведущей российской четверки изначально формировался с прицелом именно на это. В частности, замена Сергея Голубева на Егорова была вызвана тем, что в составе россиян уже был один тяжелый "тягач" - Алексей Воевода, и, как пояснили тренеры, будь в составе еще и Голубев - выходная скорость немедленно снизилась бы. За счет куда более легкого Егорова был найден необходимый баланс - Воевода плюс два шустрых "боковика" в придачу: Егоров и Селиверстов. Как показал ход гонки во второй день, расчет оказался правильным.

В субботу наконец-то перестал сыпать мокрый снег, который сопровождал все пятничные заезды. Несмотря на разговоры о том, что для зубковской четверки снег не играет такой большой роли, как для двойки, любые осадки, уже по традиции, россиянам были "противопоказаны".

Зрителей на трибунах и вдоль трассы собралось очень прилично, что, признаться, слегка удивило. По правде говоря, бобслей - вид спорта, который вживую отважатся смотреть не многие. Если телевизионная картинка позволяет болельщику следить за перипетиями борьбы пилотов, то для боления за своих любимцев на трибуне нужна совсем иная степень самопожертвования. Бобслей здорово напоминает... "Тур де Франс". Ежегодно миллионы людей выходят к дорогам, по которым проложен маршрут, часами ждут пелотона, а он мелькнул - и унесся вдаль. Так что перед людьми, из года в год колесящими за своими любимцами по миру, остается только снять шляпу.

Аннену и Ланге выпало стартовать первыми по самому быстрому льду, а значит, и представился шанс оторваться от Зубкова с Людерсом, которые дышали им в затылок. Несмотря на мощный разгон - 4,69, верхний участок трассы швейцарец прошел весьма коряво. Казалось, Аннен едет чисто, однако скорость боба была весьма невысокой. Это означало лишь одно: где-то наверху он неудачно вошел в один из виражей, а чрезвычайно техничная трасса ему этого не простила - 55,00. Тем лучше для Зубкова.

Ланге - другое дело. Немец промчался по желобу лихим кавалеристом и "привез" швейцарцу сразу две десятых секунды. С этого момента Аннен перестал представлять для немца какую-либо угрозу.

Зубков вышел на лед сразу после Евгения Попова, который, увы, безуспешно пытался продвинуться повыше в первой десятке. На старте тренеры хорошо завели нашу сильнейшую четверку: похоже, что разозлился даже пилот (обычно - само спокойствие), не говоря уже о Воеводе, который, судя по выражению лица, был готов вырвать боб зубами в прямом смысле этого слова.

Старт оказался весьма средним - 4,75, и довольные швейцарцы за моей спиной издали радостные вопли. Но четко сработал план короткого разгона уже на третьей отсечке Зубков "вез" Аннену три сотых и только начинал раскочегариваться. Финишировал россиянин через 54,87 и вышел на второе место, опережая Аннена по сумме трех заездов на 0,09.

Для полного прояснения ситуации оставалось дождаться Людерса. У того не заладилось еще до старта - канадец с какой-то стати неласково настучал по шлему Кену Котику, а затем не побоялся высказать претензии самому Брауну. У выходца с солнечной Ямайки в этот момент, как у быка, из шлема пошел пар (для вящего сходства с этим благородным животным Брауну оставалось только воткнуть кольцо в нос).

В результате всех этих перепалок канадцы разогнали машину весьма посредственно 4,77, да и в дальнейшем Людерс явно чудес пилотирования творить не собирался. В итоге канадцы проиграли Зубкову еще 0,12, и разрыв между ними можно вполне было назвать комфортным.

После третьего заезда сформировалась наконец четкая граница медальных притязаний каждого из экипажей. Скажем, у Зубкова она хоть и с большой натяжкой, но все же простиралась вплоть до золотой медали. Впрочем, у Ланге было иное мнение.

Людерс и Аннен в этот день словно задавались вопросом, как бы помочь Зубкову - и тот, и другой в своем последнем заезде, мягко говоря, не блеснули - по 55,20. Но если для швейцарца это автоматически означало бронзовую медаль, то канадец на этот раз остался с носом.

Зато кто не имел права оставаться с носом, так это Зубков. Разгон - 4,75, четкая посадка, хорошая выходная скорость - вот компоненты, позволившие Зубкову и экипажу хотя бы на минутку вообразить себя олимпийскими чемпионами. А затем пришел черед Ланге: пусть даже на нижнем участке он начал стремительно разбазаривать преимущество над россиянином и на последних виражах чуть не улетел под козырек, немец все же предсказуемо выиграл гонку - 55,10 и 0,13 сотых преимущества над Зубковым. Вот и не верь после этого в несчастливые номера.

ЗУБКОВ ЧОКАЛСЯ С ХОППЕ

На пресс-конференции россияне, радовавшиеся серебру как дети, откровенно дурачились. Егоров под вспышками фотокамер поправлял прическу и спрашивал у всех подряд: "Как я выгляжу?" Первым не выдержал Зубков: "Ты очень хорошо выглядишь, успокойся только". При этом сам Зубков едва отвлекся от непринужденной дискуссии, которую он вел с сидевшим рядом немецким экипажем. По всей видимости, стороны пришли к консенсусу: разгоняющий Рене Хоппе в конце концов звучно чокнулся с российским пилотом бутылками. Отметим, что в руках у немца была газировка, а у Зубкова - минеральная вода.

- Мы шли к этому успеху очень долго, - сказал Зубков. - Равнялись на Андре Ланге, ибо именно он, вне всяких сомнений, на сегодняшний день - сильнейший. Работали в тесном контакте с тренерами, механиками - и вот добились-таки своей цели. Нас, конечно, подкосило падение во время тренировочного заезда. Сейчас уже можно признаться: в тот момент мы были здорово испуганы. Выходя на старт, думали побороться за призовую тройку А оно вон как вышло. Чуть до золота не дотянули.

Ланге также находился в прекрасном настроении и не стал уходить от ответов даже на самые острые вопросы.

-Вас не выводили из себя разговоры о том, что при изготовлении коньков вы якобы использовали запрещенные материалы?

- Наши коньки проверяли, наверное, сотни раз, и никаких отклонений выявлено не было. Я, признаться, устал отвечать на этот вопрос. Не вижу причин для того, чтобы оправдываться или чувствовать себя перед кем-то виноватым.

-А за то, что немцы забрали в бобслее все три золотые медали, виноватым себя не ощущаете?

- Ничуть. Если кто-то считает, что наше доминирование "убивает" этот спорт, пусть себе считает и дальше. На самом деле на этих Играх конкуренция была просто сумасшедшей. Чтобы сразу пять первоклассных экипажей претендовало на медали - да такого еще никогда не было!

50 ВМЕСТО 250

После окончания пресс-конференции мне удалось подробно пообщаться с Зубковым Для россиянина его серебряная медаль стала таким потрясением, что с его лица еще долго не сходила мечтательная улыбка.

- Даже не знаю, как вам объяснить, что я в данный момент ощущаю. Скорее всего, подойдет формулировка - нахожусь на седьмом небе от счастья.

-Вы довольны серебром?

- Очень. Это тот результат, на который мы реально были готовы и при этом доказали, что можем бороться на равных и даже побеждать ведущие мировые экипажи.

-Так реально ли было бороться за первое место?

- Возможно, если бы не снег в первый день, нам удалось бы не отпустить немца так далеко. В итоге - серебро. Гpex жаловаться - это великолепный результат.

-Что нужно сделать, чтобы бороться с Ланге на равных?

- Как что? Работать и еще раз работать. Вложить еще немного денег. Сделать отличную технику, коньки. Последние, как показала Олимпиада, очень важны.

-А разве вы недовольны своей нынешней машиной?

- Вполне доволен. Но небольшие доработки сделать необходимо. А братьям Зингер хочется сказать спасибо за то, что сделали нам такой боб. И не только им, а еще всем тренерам и механикам.

-Когда поняли, что серебряная медаль у вас в кармане?

- Когда выходили на старт, ровным счетом ничего не было ясно. Только за пару виражей до финиша я понял, что все будет нормально.

-Обидно, что не смогли завоевать бронзовую медаль в двойках?

- Очень. Но что поделаешь? Мы сами в этом виноваты. Не стали готовить коньки ко второму заезду - и как раз в ходе него проиграли очень много.

-Замена сразу двух разгоняющих в вашем экипаже не могла сказаться негативно?

- Нет. Обидно, что мой давний партнер Дмитрий Степушкин не сумел пробиться в четверку сильнейших. Алексей Воевода доказал, что может мощно разгонять экипаж.

Решение же об их рокировке принималось тренерским составом, и членам экипажа пришлось с ним только смириться.

-И вашему экипажу, и саночнику Альберту Демченко удалось завоевать серебряные медали Олимпиады без домашней трассы. А вдруг начальство подумает, что она вам вовсе не нужна, коль вы и так хороших результатов добиваетесь?

- Это дилетантский подход к проблеме. Чем дольше мы будем жить без своей трассы, тем будет сложнее. Надеюсь, что она все-таки будет построена. Для бобслея ведь крайне важно "вкатывание" в сезон. На трассе в латвийской Сигулде мы нормально это сделать не можем. Там все же не бобслейная, а санная трасса. Приходится уезжать за тридевять земель - в норвежский Лиллехаммер, где количество заездов крайне ограниченно. Вот и получается, что к стартовому этапу Кубка мира у нас набирается максимум 50 спусков. У соперников же их в пять раз больше.

ХОЧУ БОРЩА И ГОЛУБЦОВ

-Чего вам сейчас больше всего хочется?

- Повидать семью - жену, дочек. Хорошо, что они меня встретят в Москве и не придется ждать, пока я приеду в Братск. Еще безумно хочется наконец нормально поесть. То, чем нас кормили на протяжении всей Олимпиады, едой можно назвать с большой натяжкой.

-А что хотели бы увидеть на столе во время праздничного ужина?

- Борщ. Может, еще голубцы. Жена их делает так, что пальчики оближешь.

-У бобслеистов существует специальная диета?

- У нас в почете калорийная пища. Не как у борцов сумо, конечно, но вес для экипажа необходим. Перед этим сезоном поставили задачу обязательно каждому набрать несколько килограммов. И с задачей успешно справились.

-Каков ваш боевой вес?

- 103 - 104 кг. Самый тяжелый из нас - Алексей Воевода - весит 109 кг.

-Не боитесь из-за набора массы потерять в скорости?

- Ну мы же не просто так килограммы набираем. Перед сезоном обязательно сбрасываем по 3 - 4 кг, чтобы не ухудшать спринт.

-Как потратите призовые?

- Пока не думал, не до этого было. Скорее всего, вложу в недвижимость. У меня же двое детей растут. Очень хочется получить квартиру в Москве, чтобы не приходилось столько времени терять в дороге. Семью и так месяцами не вижу. В этом смысле надеюсь на помощь ЦСКА, который я сейчас представляю.

-Где медали дома храните?

- Для этого есть гостиная. Жена за медалями следит, тряпочкой протирает, если запылились.

-Олимпийская медаль займет особое место?

- Наверное. Найдем куда ее пристроить.

-В Ванкувере будете бороться за золото?

- Будем целенаправленно готовить к этому и машину и самих себя. Главное - чтобы здоровье не подвело.

Чезана. 25 февраля. Четверки. 1. Германия-1 (Андре Ланге, Рене Хоппе, Кевин Куске, Мартин Путце) - 3.40.42. 2. РОССИЯ-1 (Александр Зубков, Филипп Егоров, Алексей Селиверстов, Алексей Воевода) - 3.40,55. 3. Швейцария-1 (Мартин Аннен, Томас Лампартер, Беат Хефти, Седрик Гранд) - 3.40,83. 4. Канада-1 (Пьер Людерс, Кен Котик, Морган Александер, Ласселес Браун) - 3.40,92. 5. Германия-2 (Рене Шпиз, Кристоф Хайдер, Энрико Кюэн, Александер Метцгер) - 3.41,04. 6. США-2 (Стивен Холкомб, Карт Томашевич, Билл Шуффенхауэр, Лоренцо Смит) - 3.41,36. 7. США-1 (Тодд Хэйс, Павле Йованович, Стив Меслер, Брок Крейтцбург) - 3.41,44. 8. Швейцария-2 (Иво Рюгг, Анди Геес, Роман Хандшин, Кристиан Аэбли) - 3.41,80. 9. РОССИЯ-2 (Евгений Попов, Сергей Голубев, Петр Макарчук, Дмитрий Степушкин) - 3.41,93. 10. Латвия-1 (Янис Мининс, Даумантс Дрейскенс, Марцис Руллис, Янис Озолс) -3.42,59.

ЧЕТВЕРКИ

Пилот

1-я попытка

2-я попытка

3-я попытка

4-я попытка

Итог

1. ЛАНГЕ

55,20 (1*)

55,30 (1)

54,80 (1)

55,12

3.40,42

2. ЗУБКОВ

55,22 (2)

55,45 (3)

54,87 (2)

55,01

3.40,55

3. АННЕН

55,26 (3)

55,37 (2)

55,00 (3)

55,20

3.40,83

4. ЛЮДЕРС

55,34 (4)

55,43 (4)

54,95 (4)

55,20

3.40,92

5. ШПИЗ

55,47 (7)

55,48 (5)

54,91 (5)

55,18

3.41,04

6. ХОЛКОМБ

55,46 (6)

55,50 (6)

55,14 (7)

55,26

3.41,36

7. ХЭЙС

55,43 (5)

55,56 (7)

55,04 (6)

55,41

3.41,44

8. РЮГГ

55,56 (9)

55,63 (8)

55,22 (8)

55,30

3.41,80

9. ПОПОВ

55,87 (13)

55,57 (9)

55,16 (9)

55,33

3.41,93

* Место после окончания попытки.