Газета Спорт-Экспресс № 36 (4015) от 17 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

17 февраля 2006

17 февраля 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

КОНЬКИ

Вчера на льду туринского катка Oval Lingotto россиянки Екатерина Абрамова, Варвара Барышева, Светлана Высокова, Галина Лихачева и Екатерина Лобышева завоевали бронзу в командной гонке. А победила сборная Германии, опередившая вфинале Канаду.

БРОНЗА НА ПЯТЕРЫХ!

Лев РОССОШИК

из Турина

НОВИНКА В ПРОГРАММЕ

Когда в угоду телевидению в конькобежной программе Олимпийских игр появилась командная гонка, никто долго не мог понять, что это такое и с чем ее едят. В общем-то, не знали этого и мы, направляясь в Турин. Ведь толком познакомиться с новинкой было негде: в России серьезных официальных соревнований в этом виде не проводилось, да и в мире их можно было пересчитать на пальцах одной руки.

Между тем наши тренеры, и прежде всего Вадим Саютин, которому незадолго до Олимпиады поручили руководить женской командой, упорно готовили своих подопечных именно к этой гонке. Было ясно, что в индивидуальных дисциплинах, за исключением спринта, нам в Турине ничего не светит, так, может, в единственной командной попробовать зацепиться за пьедестал?

СРОДНИ ВЕЛОСИПЕДУ

Оказалось, что конькобежная командная гонка очень похожа на велотрековую командную гонку преследования. И правила во многом схожи: стартуют соперники по противоположным дорожкам, если одной команде удается настичь другую, гонка прекращается (кстати, такой случай в Турине уже произошел: в четвертьфинале незадолго до финиша упала Аннетте Бьелкевик, одна из уверенно лидировавших в забеге с японками норвежек, и судьба скандинавок была решена).

Вообще, у велосипеда и коньков много общего. Не случайно же долгое время велоспорт входил в систему подготовки скороходов, которые на летних тренировочных сборах накручивали сотни километров на двух колесах. Кстати, известные мастера бега на коньках неплохо выступали и в велогонках. Достаточно вспомнить великого Евгения Гришина, выдающихся спортсменов довоенных и первых послевоенных лет, фамилии которых мелькали в первых строчках протоколов и конькобежных, и велосипедных соревнований.

Как-то поинтересовался у одного нашего тренера скороходов, есть ли, на его взгляд, предел скорости у тех же спринтеров. Ведь всего за три десятилетия, прошедших с тех пор, как на родном для нас в то время Медео был преодолен казавшийся фантастическим рубеж 38 секунд на мужской 500-метровке (до сих пор горжусь, что стал свидетелем этого уникального события), мировой рекорд достиг опять-таки выглядящих невероятными 34,30. Так вот, мой собеседник уверен, что и этот результат наверняка будет улучшен. Причем если вдруг перестанут помогать новые технологии усовершенствованные коньки, сверхскоростные комбинезоны, сверхбыстрый лед, - то наверняка что-то передерут из велосипеда, например, приподнятые под небольшим углом виражи, что выведет коньки на новый скоростной уровень.

ОЛИМПИЙСКИЙ РЕКОРД

Но вернемся на Oval Lingotto. Система проведения соревнований проста: восемь лучших команд по рейтингу Международного союза конькобежцев (в зачет шли очки, набранные на этапах Кубка мира-2005/06 в Калгари, Херенвене и Турине) сначала провели квалификационный раунд, чтобы определить турнирную сетку и соперников в борьбе по системе с выбыванием. У женщин в рейтинговой восьмерке лидировали немки - 232 очка, по 200 было у команд Канады и России (наши девушки дважды становились третьими и один раз четвертыми), далее шли Китай, Голландия, Япония, США и Норвегия. Приблизительно таков и был расклад сил. Правда, если судить по лучшим результатам, то преимущество сборной Германии было просто подавляющим: ей принадлежит мировой рекорд, установленный на этапе в Калгари, - 6 кругов за 2.56,04. Далее следовали занявшие там же второе место китаянки - 3.00,24 и наши две Екатерины - Лобышева с Абрамовой и Галина Лихачева - 3.00,67. Канадок не было и близко - с 3.03,11, они оказались лишь седьмыми. Правда, время это было показано вторым составом без Синди Классен и Кристины Гроувз.

В предварительном забеге нам выпало помериться силами с китаянками. Тренеры выставили не основную тройку: с Абрамовой бежали Варвара Барышева и Светлана Высокова. До них в первом забеге отличились норвежки, опередившие команду США, - 3.06,34. Это время автоматически стало олимпийским рекордом и ориентиром для стартовавших позднее.

Улучшить его смогли только россиянки, выступавшие в третьем забеге. На старте споткнулась и упала одна из китаянок, остальные притормозили, дожидаясь подругу, и стало ясно, что они нам сегодня не соперницы. Тем не менее в тот вечер нам пришлось еще раз встретиться с китаянками на дорожке.

А пока наша тройка катила так ровно, так безупречно проходила виражи, четко сменяя друг друга, что на финише результат получился отменным - 3.03,19. Новый олимпийский рекорд. Немки, выступавшие не сильнейшим составом - без Анни Фризингер и Клаудии Пехштайн, показали только 5-е время. В итоге наши стали лучшими, и им предстояло вновь посоперничать с занявшей последнее место командой Китая. Остальные четвертьфинальные пары выглядели так: Норвегия - Япония, Канада - США, Голландия - Германия. И стартовать нашим предстояло последними.

НЕМКИ ХИТРЯТ

Время уже больше не играло никакой роли - важно было просто обыграть конкурента, чтобы выйти в полуфинал. Однако канадки, на сей раз стартовавшие сильнейшим трио, сразу начали крушить график россиянок в квалификации и финишировали через 3.01,24. Таким образом, олимпийский рекорд нашей команды продержался чуть больше часа. Время команды Канады могли побить всего через несколько минут немки, тоже бросившие в бой свои лучшие силы. После четырех с половиной кругов Фризингер и К° были впереди, их соперницы по забегу голландки безнадежно отставали, и тогда германские тренеры дали своим подопечным команду не выкладываться. Но все равно результат получился отменным - 3.01,52.

А перед ними случился казус с норвежками, о котором я рассказал выше, и в полуфинал неожиданно попала команда Японии, чего никто и предположить не мог.

В последнем забеге Саютин отправил на лед тот самый состав, который показал в ноябре в Калгари наш лучший результат: с Абрамовой, вышедшей на старт во второй раз в этот день, бежали Лобышева и Лихачева.

- Я не требовал от девушек показать все, на что они способны, - рассказывал потом Саютин. - Было очевидно, что китаянок мы и малой кровью обыграем. И когда разрыв вырос настолько, что можно было не беспокоиться, я скомандовал притормозить. Тем не менее не очень доволен Лобышевой и Лихачевой, а вот Абрамова молодец, очень сильно провела обе гонки.

По большому счету можно было заранее назвать будущих финалистов: мало кто сомневался в том, что в полуфинале канадки обыграют японок, а команда - Германии наших девушек, если...

- Если немки выставят сильнейший состав, то одолеть их нам действительно нереально, а вот с запасными еще можем побороться, потому что у нас обе тройки очень ровные, - подвел итог первому дню Саютин.

ДИЛЕММА ДЛЯ ТРЕНЕРОВ

Вчера утром неожиданно столкнулся на улице с Владимиром Филипповым, тренером Светланы Журовой, который направлялся на тренировку. Поразмышляли над ситуацией с командной гонкой.

- Я бы не стал ловить журавля, предпочел бы синицу в руках, - сказал Филиппов. - С немками нам все равно не справиться, а японок мы сильнее. Они тоже наверняка не будут лезть из кожи вон в дуэли с канадками, дабы силы сохранить для бронзового заезда.

Ситуация еще более прояснилась, когда стали известны заявки команд-полуфиналистов. По правилам, они должны быть поданы не позднее чем за 20 минут до старта. Саютин собирался назвать нашу тройку после того, как узнает немецкий состав. Похоже, надеялся на "разведчика" в лице Германа Панова, технического делегата ISU на туринских Играх.

ШАГ НА ПЬЕДЕСТАЛ?

Перед полуфиналом часть наших тренеров собралась на своеобразную планерку прямо в центре ледового овала: Николай Гуляев, Валерий Муратов и Вадим Саютин что-то бурно обсуждали, а Гуляев еще при этом и активно жестикулировал. За 21 минуту до первого старта Гуляев подошел к судейскому столу и передал Панову наш состав. Я уж собрался было набрать номер мобильника вице-президента Союза конькобежцев России, но тут на стадионе появилась Барышева, следом за ней Высокова и чуть позже Лихачева.

Наши с немками выходили на лед во втором забеге, а в первом сошлись Канада и Япония. По уже сложившейся традиции японки начали очень резво, и до седьмого полукругового отрезка канадки, представленные в своем сильнейшем составе, уступали им. Но потом они прибавили и сначала достали противниц, а вскоре и обошли их, постепенно наращивая свое преимущество. Достигнув солидного перевеса, команда Канады чуть сбавила скорость.

По похожему сценарию проходил и второй полуфинал. С той лишь разницей, что наши с первых же метров безоговорочно отдали первенство германскому трио. Да и какой был бы смысл в заведомо обреченной на неудачу попытке конкурировать с Фризингер, Пехштайн и Аншютц, которым единственным в мире удалось преодолеть 6 кругов быстрее чем за 3 минуты. Было видно, что россиянки не просто решили особо не сопротивляться, но и возложили основную нагрузку на Барышеву с Высоковой, предоставив Лихачевой "режим наибольшего благоприятствования": ей предстояло примерно через полчаса побороться с японками за бронзу вместе с Абрамовой и Лобышевой. Кстати, в случае успеха медали получили бы все пять участниц нашей сборной, потому что каждая из них в эти два дня выходила на лед и внесла свою лепту в общее дело.

Но сначала нужно было победить команду Японии и заодно благополучно добраться до финиша. А то тут всякое бывает. Достаточно вспомнить кошмар, произошедший в первом мужском полуфинале с одними из главных претендентов на награду - голландцами...

Накануне обратил внимание на одну любопытную деталь. Обычно смена лидера происходит опять же по-велосипедному - на вираже: идущий первым спортсмен уходит чуть вправо, а потом пристраивается в хвост своим партнерам. Так поступали все команды, кроме голландцев. Те изобрели новый вариант смены позиций - в обратном порядке: при входе в поворот два первых конькобежца уходят чуть вправо от бровки, третий же ускоряется и занимает позицию лидера, а двое других пристраиваются ему в кильватер. Видимо, таким образом можно выиграть какие-то доли секунды, потому что перемещающийся на первую линию участник какое-то время идет быстрее, чем при традиционном прохождении поворота. Но во вчерашнем полуфинале с итальянцами голландцы почему-то вернулись к обычному варианту. И вот когда до финиша оставалось меньше двух кругов, в момент смены лидера носок конька занявшего первую позицию Свена Крамера на выходе из виража зацепился за брусок-маркер, он упал, и в него тут же воткнулся еще не успевший занять место за спиной Эрбена Веннемарса Карл Ферхейен! Так Голландии пришлось распрощаться со столь желанными и не менее реальными золотыми медалями.

Пока мы ждали так называемого финала В с участием наших женщин, прошел финал С у мужчин, в котором, как и накануне, наши встречались с американцами. На кону стояло 5-е место. Александр Кибалко, Дмитрий Шепель и Иван Скобрев приехали на финиш на 2,82 секунды раньше соперников.

МУЖСКОЕ ФИАСКО

Что же касается мужского командного турнира, то здесь мы могли рассчитывать только на счастливый случай. Ведь, как известно, из ничего никогда не может возникнуть нечто.

В предварительном забеге россияне соперничали с американцами, для которых командная гонка - не соревнование. Они демонстрировали пренебрежение к ней даже на разминке, разогреваясь поодиночке, а не все вместе, как остальные участники. Во многом поэтому Артем Детышев, Александр Кибалко и Иван Скобрев смогли показать после 8 кругов время лучше, чем американское трио во главе с Дерреком Паррой, - 3.49,75 против 3.51,32. Но все равно наш результат оказался только 6-м, и в четвертьфинале россияне попали на голландцев, которые посильнее. На первых кругах наш "спринтерский" вариант состава - Скобрев с Евгением Лаленковым и Дмитрием Шепелем - еще пытался угнаться за действующими чемпионами мира в этом виде программы, но скоро понял бесполезность этого занятия и еще на дальних подступах к финишу прекратил сопротивление.

А победителями в итоге стали итальянцы.

ДА, ШАГ НА ПЬЕДЕСТАЛ!

Состав нашей команды несколько удивил: Лобышева, Высокова, Абрамова. Как позже рассказал Саютин, он решил, что Высокова повыносливее Лихачевой, и отдал ей место в медальном заезде. Японки выставили свое традиционное трио: Эрико Ишино, Хироми Отсу и Маки Табата. Так как они провели все четыре заезда, сил на борьбу за бронзу уже не хватило, и на одном из виражей в совершенно безобидной ситуации у Отсу вдруг подкосились ноги, и она долго не могла подняться со льда.

Но это было позже, на восьмом полукруге, когда наши уже должны были выйти вперед. Это было очевидно, потому что во всех своих забегах японки до седьмого отрезка (примерно 1,5 км) лидировали, а потом начинали отставать. На сей раз преимущество азиаток достигало почти 2 секунд, но затем стало быстро испаряться. А тут еще и Отсу упала.

Впрочем, сомнений в том, что мы и без этого выиграли бы, не было никаких и ни у кого. Ну а золото досталось немкам, в чем тоже никто не сомневался.

Турин. Oval Lingotto. 16 февраля

Женщины. Команданая гонка. 6 кругов

Финал. Германия - Канада - 3.01,25 против 3.02,91.

За3-е место. РОССИЯ - Япония - японки упали.

За 5 - 6-е места. США - Голландия - 3.04,22 против 3.05,62.

Итоговое положение. 1 . Германия (Даниэла Аншютц, Сабине Фелькер, Люсиль Опитц, Анни Фризингер, Клаудиа Пехштайн). 2. Канада (Кристин Гроувз, Клэр Хьюгз, Кристин Несбитт, Синди Классен, Шэнон Ремпель). 3. РОССИЯ (Екатерина Абрамова, Екатерина Лобышева, Галина Лихачева, Светлана Высокова, Варвара Барышева). 4. Япония. 5. США. 6. Голландия.

Мужчины. Командная гонка на 8 кругов

Финал. Италия - Канада - 3.44,46 против 3.47,28.

За 3-е место. Голландия - Норвегия - 3.44,53 против 3.45,96.

За 5 - 6-е места. РОССИЯ - США - 3.46,91 против 3.49,73.

Итоговое положение. 1. Италия (Стефано Донагранди, Энрико Фабрис, Ипполито Санфрателло, Маттео Анези). 2. Канада (Арне Данкерс, Стивен Эльм, Денни Моррисон, Джэйсон Паркер, Джастин Варзилевич). 3. Голландия (Ринтье Рийтсма, Марк Тюйтерт, Карл Ферхейен, Свен Крамер, Эрбен Веннемарс). 4. Норвегия. 5. РОССИЯ (Артем Детышев, Александр Кибалко, Иван Скобрев, Евгений Лаленков, Дмитрий Шепель). 6. США.