Газета Спорт-Экспресс № 293 (3971) от 21 декабря 2005 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

21 декабря 2005

21 декабря 2005 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

Уже на этой неделе должно быть официально объявлено, что один из самых популярных клубов России - "Зенит" - меняет хозяев.

БЕСКРОВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПЯТОГО ГОДА

Владимир ЮРИНОВ

Собственно, тот факт, что "Зенит" в нынешнее межсезонье сменит владельца, давно стал в Санкт-Петербурге своего рода "секретом Полишинеля". В любой столь масштабной сделке есть два главных с точки зрения бизнеса вопроса: какие соображения и интересы движут продавцом и какие - покупателем? Но поскольку речь в данном случае идет не о пресловутом "вагоне повидла", а о любимом пятимиллионным городом футбольном клубе, то на первый план выходит другой вопрос: чем все это обернется для "товара", то бишь команды? Попробуем разобраться по порядку.

Нынешний (правда, теперь его де-факто можно называть бывшим) владелец "Зенита" - "Банкирский дом Санкт-Петербург" - стал обладателем контрольного пакета акций клуба около трех лет назад. И, наверное, первым публичным проявлением власти новыми руководителями стала позиция, занятая летом 2003-го в скрытом конфликте главного тренера Властимила Петржелы и тогдашнего президента "Зенита" Виталия Мутко. Хозяева поддержали чешского специалиста.

Итоги сезона-2003, принесшего Северной столице долгожданные медали чемпионата России, в какой-то степени определили вектор дальнейшего развития клуба. Тем более что зимой власть в "Зените" сменилась не только юридически, но и формально - должность президента была упразднена, а фактическим руководителем стал председатель Совета директоров. Пост этот занял вице-президент "Банкирского дома" Давид Трактовенко.

Итоги завершающегося сейчас периода в жизни клуба можно оценить скорее со знаком "плюс". Несмотря на трагические концовки сезонов-2004 и 2005, когда команда оставалась без медалей, прогресс чувствовался. "Зенит" продолжал развиваться, его место в ряду ведущих клубов страны перестало подвергаться сомнению, "знаковые" для болельщиков фигуры игроков были сохранены. Закончилась и реконструкция клубной базы, что позволило говорить о создании вполне современной инфраструктуры.

Принципиальные вопросы, возникавшие в эти годы у болельщиков к руководству клуба, можно было считать скорее риторическими. Не слишком ли велик кредит доверия Петржеле - в том числе в кадровых вопросах? Почему так и не найден человек на ключевую позицию спортивного директора (если не считать не слишком продолжительного пребывания на ней Александра Бокия - человека, вернувшегося в Россию из Чехии, что говорит о многом), в полном масштабе отвечавший бы за селекцию? Зачем приобретаются не слишком дешевые футболисты уровня Дарко Малетича или Драгана Чадиковски? Ну а оживленнее всего, пожалуй, обсуждался вопрос такого характера: не относятся ли руководители "Зенита" к команде в большей степени как болельщики, ждущие сиюминутных побед, а не как спортивные бизнесмены, имеющие стратегию развития клуба?

Наверное, именно в ответе на него и кроется суть происходящего на исходе 2005 года. По сведениям из источников, близких к уходящим из "Зенита" хозяевам, именно стремление избежать постоянных стрессов, связанных с поиском баланса между сиюминутными результатами и ответственностью за более далекое будущее, послужило причиной расставания с собственностью. В конце концов болеть за любимую команду можно и в менее обязывающем статусе. Тем более получив хорошие деньги.

17 апреля перед матчем "Зенит" - ЦСКА председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко официально объявили о начале строительства в городе футбольного стадиона для "Зенита". По сути дела, именно тогда стала вырисовываться перспектива прочного альянса с одной из крупнейших компании мира. Ведь стоит напомнить, что первоначально футбольный стадион в Петербурге намеревались строить структуры, близкие к московскому холдингу "Интеррос", для которых это было бы исключительно экономическим проектом - вложив несколько десятков миллионов долларов в возведение арены, они намеревались получить как минимум вдвое больше в виде прав на строительство в городе элитного жилого микрорайона. Газпромовский же проект никаких подобных механизмов не предусматривает. А раз так, вопрос, зачем серьезная компания будет вкладывать средства в строительство стадиона для частного клуба, подразумевал единственный ответ. Клуб должен стать для нее не чужим.

Так что нынешние перемены в "Зените" были запрограммированы уже довольно давно. "Газпром" и ранее демонстрировал, что имиджевые проекты в Северной столице ему небезразличны: компания уже три года спонсирует теннисный турнир St. Petersburg Open, приобрела с нынешнего сезона статус генерального партнера хоккейного СКА, выступала в качестве главного российского спонсора только что закончившегося чемпионата мира по гандболу. Да и недавний отказ от сотрудничества приобретенной "Газпромом" "Сибнефти" с ФК ЦСКА свидетельствует, что ставка сделана именно на поддержку "Зенита". Впрочем, это вряд ли может удивлять: давняя симпатия Миллера к петербургскому клубу - ни для кого не секрет.

В общем, приобретение "Газпромом" контрольного пакета акций одного из главных достояний Петербурга стало закономерным развитием ситуации. Но вопрос, что теперь ждет клуб, остается открытым. Официальные лица - как из прежнего, так и из будущего руководства "Зенита", - пока воздерживаются от комментариев. Предпочитают подождать момента официального изменения статуса, что может произойти в любой из ближайших дней.

При этом опасения - не будет ли в нынешней ситуации "полувластия" упущено время для решения трансферных вопросов - генеральный директор клуба Илья Черкасов в беседе с корреспондентом "СЭ" отверг, отметив: по каждому игроку входящему в сферу интересов "Зенита", ведется вполне конкретная работа, никоим образом не зависящая от нынешнего положения дел. Можно без риска ошибиться предположить, что финансовых проблем у "Зенита" в ближайшем будущем не предвидится. То, что в межсезонье сохранится костяк команды, тоже уже ясно. Остается подождать, когда нам обозначат зенитовский "вектор развития" в новую эпоху.