Газета Спорт-Экспресс № 292 (3970) от 20 декабря 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

20 декабря 2005

20 декабря 2005 | Горные лыжи

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ

TORINO-2006

Аннемари МОЗЕР-ПРЕЛЬ: "У МЕНЯ НА НОГАХ НЕТ ЖИВОГО МЕСТА"

Корреспондент "СЭ" побывал в гостях у знаменитой австрийской горнолыжницы.

Борис ТОСУНЯН

из Вены

ТОРТ "ЗАХЕР" СОБСТВЕННОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ

В Австрии, если хотят сделать кому-то комплимент, говорят: "Сегодня ты столь же великолепен, как Аннемари Мозер-Прель". А название родной деревни этой женщины, в которой всего около 500 жителей, пожалуй, больше на слуху чем иные австрийские города. Если будете, уважаемый читатель, в Кляйнарле, что в 80 км от Зальцбурга, то советую заглянуть в кафе "Аннемари", принадлежащее этой великой горнолыжнице. В зале для посетителей выставлены ее бесчисленные трофеи, в том числе самый главный приз, торжественно врученный Аннемари в Венской опере 19 ноября 1999 года: тогда решением представительного жюри во главе с президентом МОК Хуаном Антонио Самаранчем она была признана лучшей представительницей зимних видов спорта XX века.

- Когда я вспоминаю тот день, - говорит хозяйка заведения, - то не верю, что все это было со мной. Услышав свое имя, я просто опешила. Ведь, на мой взгляд, другие претенденты были куда более достойны всех тех почестей, которые нежданно обрушились на меня.

Мы сидим с ней в нетопленом зале и, чтобы согреться, пьем собственноручно сваренный бывшей горнолыжной королевой кофе.

- Извините, что принимаю вас в такой обстановке, - немного смущенно улыбается моя собеседница. - Зимний сезон у нас открывается только под Рождество, вот тогда сюда толпами повалят отдыхающие, а сейчас нет смысла из-за одного-двух посетителей включать отопление. Да и кухня у нас не работает, а то бы я вас угостила своим фирменным тортом "Захер".

-Не беда. Я вам в качестве сувенира привез торт российского производства. Можете, если понравится, включить его в меню своего кафе. Кстати, расскажите, как это горнолыжная звезда решила вдруг стать кондитером?

- Я открыла свое кафе еще в 1975 году. По тем временам оно было просто роскошным, но потом, когда (во многом, кстати, благо даря успехам австрийской сборной) начался горнолыжный бум и туристы наводнили наши места, здесь развернулось большое строительство, и Кляйнарль превратился в современный горный курорт. Так что теперь мое заведение, в которое я вложила все свое состояние, выглядит на общем фоне вполне рядовым.

БЫЛА СОРВИГОЛОВОЙ, СТАЛА ОБРАЗЦОВОЙ БАБУШКОЙ

-Наверное, жалеете, что не родились чуть позже? Ведь тогда с вашими спортивными достижениями вы заработали бы раз в десять больше...

- Что вы! - рассмеялась Мозер-Прель. - Мои гонорары, даже умноженные на десять, смешные деньги для нынешних профи. Мы были любителями. Иногда, чтобы подзаработать, нацепляли на свои комбинезоны рекламу, за что нас беспощадно штрафовали.

-Вас лично тоже?

- Меня нет, но жертвой этих санкций я все-таки стала, в какой-то степени из-за них лишившись олимпийского золота. В 1972 году моего коллегу Карла Шранца за то, что он рекламировал кофе, отстранили от участия в Белой Олимпиаде в Саппоро. Вся наша сборная была страшно возмущена этим, дело, по сути, дошло до забастовки. Прекратила тренировки и я, хотя, если честно, мне этого очень не хотелось. И в итоге не смогла одолеть на Играх швейцарку Мари-Терез Надиг, хотя до этого разбиралась с ней без проблем. В общей же сложности из-за того, что тогда было запрещено, а сейчас разрешено, мы потеряли как минимум четыре высшие награды. Это стало трагедией для австрийцев, приученных к тому, что высшая ступень пьедестала почета традиционно наша.

-С Надиг после этого общались?

- До сих пор регулярно перезваниваемся, а при встречах, которые тоже бывают довольно часто, вспоминаем старые времена...

-И что именно?

- Да это я так, к слову сказала. Ностальгия нас совершенно не мучает. Мы ведь с Надиг уже бабушки, так что в основном речь у нас идет о внуках.

-В нашей стране горнолыжный спорт пока не так развит и популярен, как в Австрии. Не могли бы вы выступить на страницах "СЭ" в роли пропагандиста горных лыж?

- О, боюсь, тут я буду вам плохой помощницей. Посмотрите на мои ноги - на них живого места нет! Уже давно не могу даже просто надеть горнолыжные ботинки, так мне больно. Если хотите знать, я была по-настоящему счастлива, когда смогла их наконец-то снять и убрать подальше. Когда меня приглашают на так называемые турниры легенд, которых у нас в Австрии проводится множество, неизменно отвечаю отказом: увольте, свое я уже откатала. Впрочем, иногда езжу на эти тусовки бывших звезд, но только для того, чтобы встретиться со старыми знакомыми и похвастать перед ними своим новым увлечением. Представляете, вдруг выяснилось, что я очень метко стреляю! Видимо, это наследственное. У меня все предки были егерями, от них мне и передалось пристрастие к охоте. У меня и собаки есть, которые добычу приносят.

-Недавно мне попалась на глаза очень грустная статистика. Согласно ей многие известные австрийские и швейцарские горнолыжники после завершения карьеры становятся жертвами несчастных случаев на трассе, порой даже с летальным исходом...

-Да, я в курсе. На мой взгляд, бывшие горнолыжники гибнут потому, что забывают: их тело уже не так натренировано, как раньше. Они продолжают рисковать, хотя пора остепениться. В общем, если уж решил завершить карьеру, то лучше проводи время с семьей, а к старому возвращаться не стоит. Но с охотниками пока ничего такого не случалось (смеется). Было, кстати, у меня и другое увлечение. В свое время мне очень нравился наш гонщик "Формулы-1" Йохен Риндт, я во всем старалась ему подражать. Даже на курсы, где готовят пилотов, пошла. Как раз в то время я решила немного отдохнуть от горных лыж, и ходили упорные слухи о том, что Мозер-Прель собирается дебютировать в "Больших призах". Я их опровергала, но на машине все равно носилась как сумасшедшая. Когда сейчас вспоминаю об этом, волосы от ужаса шевелятся. Теперь-то я, усаживаясь за руль, езжу со скоростью черепахи. Может, потому, что в машине, как правило, сидят внуки. К счастью, с возрастом мы становимся более благоразумными и осторожными. А в молодости мне море было по колено, обожала риск, постоянно стремилась пройти по самой грани. Чем сложнее были трассы, тем больше они меня привлекали.

СПАСИБО "АТОМИК" ЗА ЛЫЖИ И МУЖА

-Поэтому, наверное, и стали горнолыжницей?

- В нашей семье я одна такой уродилась. Семь моих сестер ничего общего с горными лыжами не имеют. А началось все с того, что в школу лень было ходить пешком, и я стала спускаться с горы на каком-то ящике. Когда подросла, ящик заменили допотопные дедовские деревянные лыжи. Так наловчилась, что местные соревнования стала на них выигрывать.

-Так что, вы самоучка?

- Нет, родители, когда увидели, что я вытворяю на склоне, отдали меня в спортивный интернат. Они тогда только входили в моду так что те, кто в них занимался, были чем-то вроде подопытных кроликов. Я оказалась способной ученицей, но из-за нашей проклятой бедности никак не могла обзавестись хорошими лыжами.

-Как же решили эту проблему?

- Родители отправили слезное письмо с просьбой о помощи в фирму "Фишер". Почему именно туда? Так эта я их уговорила, потому что на лыжах "Фишер" катался один человек, который мне очень нравился. Одну пару мне прислали, но предупредили, что не собираются разоряться, постоянно бесплатно предоставляя лыжи всем звездам местного значения. К счастью, свет не без добрых людей. Тогдашний шеф другой знаменитой фирмы, "Атомик", Рормозер много лет щедро снабжал меня своей продукцией, за что я ему очень благодарна. Но, думаю, и он остался не в накладе, так как мои успехи принесли этой компании большую прибыль. Помню, в 1968 году на Олимпийских играх в Гренобле Рормозер, представляя меня журналистам, сказал: "Я сегодня самый счастливый человек. У нашей фирмы есть не только первое место, но и последнее". Я выхватила у него микрофон и сказала: "Вы вот смеетесь, а я обязательно скоро стану победительницей Кубка мира". И через три года, когда мне было всего 17 лет, сдержала слово. А еще спасибо "Атомик" за то, что благодаря ей я нашла себе мужа, который в то время был сотрудником пригревшей меня фирмы.

-Доводилось слышать о чудесах, которые вы творили на трассе. В некоторые с трудом верится. Скажем, в то, что на каком-то этапе Кубка мира вы трижды падали, однако каждый раз поднимались и продолжали борьбу...

- Было такое, но только на тренировке.

-Представим, что Мозер-Прель образца 70-х годов прошлого века сразится сейчас с кем-то из нынешних мастеров. Чем завершится этот поединок?

- Хорошо, представим, но только с одной оговоркой: соревноваться будем не в современных условиях, а в тех, которые были в мои времена. Уверена, что с той экипировкой сегодняшние звезды имели бы жалкий вид. Да и трассы сейчас готовят так, что они напоминают мне ковры. На тех, на которых гонялись мы, нынешней молодежи не сносить головы.

-Благодаря чему, на ваш взгляд, австрийцам уже так долго нет равных в горных лыжах?

- У нас очень много талантов, которые ведут жесточайшую борьбу за место в национальной сборной. Эта конкуренция и приносит успехи. Посмотрите в окно: вон за этой горой живет один олимпийский чемпион, за той - еще один. Впрочем, лучше остановиться, а то у вас голова закружится, если я начну представлять вам всех своих знаменитых соседей.

-А были ли вы знакомы с советскими горнолыжниками?

- Да, с Владимиром Макеевым и с некоторыми другими.

КУРИЛА ВСЕГДА

-Как вы считаете, Херманн Майер сможет завоевать еще одну золотую олимпийскую медаль?

- Конечно, и не только он один в нашей сборной, которая, вот увидите, из Турина вернется с богатой добычей.

-А почему вам довольно долго не удавалось победить на Играх, хотя вы постоянно были в числе фаворитов?

- В самом начале карьеры я так увлеклась победами на Кубках мира, что мне и этого вполне было достаточно. Потом была история со Шранцем, о которой я вам уже рассказывала. Приближалась Олимпиада в Инсбруке, казалось, что у себя на родине мне уже ничто не должно помешать стать первой, но тут я всех так огорошила! Помню, приехал ко мне один репортер, чтобы узнать, сколько медалей я планирую завоевать, а я ему заявляю: мол, стартовать в Инсбруке не собираюсь, да и вообще из спорта ухожу. Об истинных причинах такого решения я ему не стала говорить, а они заключались в том, что мое тело мне не подчинялось, я была выжата, как лимон, требовалась передышка. Да и морально я была подавлена: узнала, что отец, которого я горячо любила, болен раком. Репортер, естественно, удивился, побежал передавать сенсационную новость в редакцию, но ему там не поверили. А напрасно. Я свое слово сдержала. Когда спустя какое-то время решила вернуться, меня уже давно все со счетов сбросили. Но так как в моей коллекции наград не было олимпийского золота, я твердо решила восполнить этот пробел. И опять-таки своего добилась.

-Говорят, вы не очень-то соблюдали спортивный режим?

- Тут больше слухов, но, как говорится, нет дыма без огня. Однажды, когда в очередной раз победила, выпила на радостях три бокала шампанского. Дело в том, что на этот старт я вышла, будучи больной гриппом, с высокой температурой, вот и позволила себе шампанского. Пришло время идти на награждение, а у меня голова безумно кружится. Я попросила Надиг, которая стояла на ступеньку ниже: держи меня, а то упаду, вот будет конфуз, про меня тогда такое напишут. Как в воду глядела: на следующий день открываю швейцарскую газету Blick, а там заголовок на первой странице огромными буквами: "Она курит, она пьет, она побеждает". В общем, мое пошатывание незамеченным не осталось. Что же касается курения, врать не стану: дымила как паровоз, одну сигарету от бычка предыдущей прикуривала. До сих пор не смогла избавиться от этой вредной привычки. Однако алкоголем никогда не злоупотребляла.

ДОСЬЕ "СЭ"

Аннемари МОЗЕР-ПРЕЛЬ

Родилась 27 марта 1953 года в Кляйнарле (Австрия).

Олимпийские игры-1980 в Лейк-Плэсиде - золото (скоростной спуск).

Олимпийские игры-1972 в Саппоро - серебро (скоростной спуск), серебро (гигантский слалом).

Чемпионат мира-1974 в Санкт-Морице - золото (скоростной спуск).

Чемпионат мира-1978 в Гармиш-Партенкирхене - золото (скоростной спуск), золото (комбинация), бронза (гигантский слалом).

6-кратная обладательница Кубка мира в общем зачете (1971 - 1975, 1979).

Одержала 62 победы на этапах Кубка мира (36 в скоростном спуске, 16 - в гигантском слаломе, 3 - в слаломе, 7 - в комбинации).