Газета Спорт-Экспресс № 239 (3916) от 18 октября 2005 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

18 октября 2005

18 октября 2005 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

56-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Девятнадцатый этап. ГРАН-ПРИ КИТАЯ

Михаэль ШУМАХЕР: "НЕ МОГУ ОБЕЩАТЬ,
ЧТО В СЛЕДУЮЩЕМ СЕЗОНЕ НАШ БОЛИД БУДЕТ ЛУЧШЕ"

Для семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера сезон-2005 никак нельзя назвать удачным. После пяти лет уверенного доминирования в "Больших призах" все, чего смог добиться 36-летний немец на сей раз, - это один поул (в Венгрии) и одна сомнительная победа в Индианаполисе. Финал же 56-го чемпионата, который прошел в минувшее воскресенье в Китае, получился и вовсе трагикомическим: столкновения с Кристианом Альберсом во время формирования стартового поля, нелепейший вылет на 23-м круге под пейс-каром!..

Что произошло с Шумахером-старшим? Может, ему уже пора уступать дорогу молодым? Сам Михаэль так не считает. В интервью для "СЭ", которое было взято при содействии известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера, знаменитый пилот уверяет, что теперь у него появилась особая мотивация продолжить свою карьеру.

Борис ТОСУНЯН

из Вены

- Михаэль, почему-то с "Гран-при Китая" у вас сложились весьма натянутые отношения. Помните, в прошлом году у вас была там целая череда неудач: вылет на квалификации, столкновение с Кристианом Клином, 12-е место в гонке с круговым отставанием от победителя Рубенса Баррикелло... Тогда эксперты в один голос твердили: столь кошмарного уик-энда у Шумахера еще никогда не было! Но нынешний-то, пожалуй, похуже будет.

- Да, вы правы, это был ужасный конец недели, который стал логическим завершением, увы, проваленного нами сезона. Неприятности начались уже во время разогревочного круга. Я приводил в боевую готовность свои покрышки, когда ощутил сильный удар с задней левой стороны.

-Голландец Кристиан Альберс, главный участник этого инцидента, сразу же обвинил в случившемся вас. В принципе было видно, что вы ехали довольно медленно, но вдруг почему-то совершили маневр влево, видимо, не посмотрев в зеркало заднего вида. Так кто же все-таки прав, а кто виноват?

- Я еще не изучил внимательно этот момент на видеозаписи, не разобрался в том, что, собственно, произошло, поэтому мне сейчас не хочется комментировать случившееся.

-А чем объяснить ваш вылет на 23-м круге гонки, когда на трассе был пейс-кар?

- Бедой с покрышками. Помимо всего прочего, они были слишком холодными, и стоило кому-то впереди меня притормозить, как мне приходилось делать то же самое. В результате меня развернуло, после чего гонка для меня, по сути, закончилась.

-Разве у вас не было возможности бороться до конца?

- Я абсолютно не был уверен в том, что смогу добраться до финиша. Состояние резины, повторяю, было удручающим.

-Когда из борьбы выбыл Хуан Пабло Монтойя, имевший реальный шанс потеснить вас с итогового 3-го места в чемпионате пилотов, спортивный директор "Феррари" Жан Тодт был приятно удивлен. По его словам, то, что в конце столь неудачного сезона вы лично и команда в целом смогли удержаться на третьих местах, является настоящим чудом.

- К сожалению, это единственное, чем мы можем похвастаться в нынешнем году. Причем этот результат, учитывая мои регулярные фиаско, выглядит несколько курьезным. Впрочем, начиная с сегодняшнего дня я попытаюсь забыть все то плохое, что со мной произошло, и целиком сконцентрироваться на предстоящем сезоне, чтобы избежать в нем подобных осечек.

-Подведите, пожалуйста, итоги завершившегося сезона, который был самым длинным в истории "Формулы-1".

- Наиболее печальным для меня оказался "Гран-при Турции". Именно тогда я осознал, что титул чемпиона мира для меня окончательно потерян.

Говорят, что надежда умирает последней. Однако в Стамбуле пришлось признать, что мне уже ничего не может помочь. В то же время были "Большие призы", которые доставили мне и удовольствие. Как бы плохо ни складывался для нас сезон, порой мне удавалось быть на должном уровне. Я всегда говорил, что буду выступать до тех пор, пока мне это будет нравиться. Но я никогда не говорил, что обязательно должен при этом побеждать. Главное, что я по-прежнему ощущаю себя способным составить конкуренцию любому.

-То есть вы по-прежнему настроены решительно?

- Казалось бы, после такого провального сезона мой пыл должен поубавиться, но этого нет и в помине. Неудачи еще больше раззадорили меня. Никогда еще я с таким нетерпением не ждал марта следующего года, как сейчас.

-Значит ли это, что в 2006-м вы намерены взять реванш?

- Я не хочу спешить с обещаниями. В этом сезоне я уже обещал преодолеть кризис, но этого, увы, не случилось.

-Какие у вас планы на зимний период? Не намерены ли что-то поменять в нем по сравнению с прошлыми годами?

- Нет. К моей подготовительной программе никогда и ни у кого не было никаких претензий. Каникулы, как и обычно, обязательно проведу с семьей. Ведь общение с женой и детьми придает мне необходимые для борьбы на трассе душевные силы. Но если я досрочно потребуюсь "Феррари", то без лишних слов прерву отдых и начну подготовку к грядущему чемпионату мира.

-К каждому сезону "Феррари" всегда готовит что-то новенькое. Будут ли сюрпризы и в 2006 году?

- Естественно. Все знают, что я люблю новинки и легко переключаюсь со старых технологий на новые. С нетерпением жду январь, когда будет представлен новый болид. Наши проблемы нам известны, и мы постараемся их решить. Но обещать, что в следующем сезоне наша машина будет лучше, чем сейчас, я не могу.

-Насколько важно для вас было завершить гонку в Шанхае с хорошими показателями?

- Очень важно. Но из-за того что к последнему этапу мы подошли в крайне неудовлетворительном состоянии, у нас в общем-то не было шансов на положительный исход. Хотя, судя по тренировкам, мы были чуть лучше, чем в Японии. Мне даже показалась, что нам удалось приблизиться к уровню, который "Феррари" продемонстрировала на "Гран-при Бразилии", на котором выступила вполне достойно.

-Во время свободной тренировки вы были то на 5-м месте, то на 14-м. В чем причина такого разброса результатов?

- Названные вами места я занимал в зависимости от того, на каких покрышках ехал - старых или новых.

-А потом была квалификация, по итогам которой вы обосновались на не таком уж и плохом для себя 6-м месте.

- Честно говоря, я не верил, что удастся добиться и этой малости. Проходя круг, я на втором вираже допустил ошибку, но она, к счастью, не слишком сильно отразилась на конечном результате. А если бы не это, то, не исключаю, мог бы обогнать и Монтойю.

-Кстати, колумбиец выступал в Китае с новым мотором, тогда как на болиде Райкконена стоял двигатель, на котором он победил недавно в Японии.

- Я рассуждал следующим образом. Обойди я в квалификации Монтойю, пользы от этого все равно было бы мало, потому что в скорости я ему явно уступаю. С другой стороны, могло быть и хуже, поэтому я был рад и тому, что имел. Будучи реалистом, я понимал, что быстрее тех, кто стоял на старте впереди меня, мне ни за что не проехать, если только, конечно, с ними что-нибудь не случится в ходе гонки. Только тогда можно было бы помечтать и о 4-м месте.

-"Рено" к финалу чемпионата мира добился увеличения мощности своих двигателей, "Макларен" вообще весь сезон был в этом плане вне конкуренции, и только "Феррари" никак не могла прибавить в скорости...

- Я еще в Японии сказал, что нам страшно повезло с 3-м местом в Кубке конструкторов.

-Что для вашей команды, которая с 1999 года регулярно выигрывала этот трофей, означает это 3-е место?

- Если исходить из наших реальных возможностей, то это не такой уж и плохой результат. На мой взгляд, "Феррари" даже может гордиться тем, что достойно вышла из сложнейшей ситуации.

-На многих производит огромное впечатление то, как яростно вы боретесь со своими конкурентами...

- А я, наоборот, был страшно разочарован тем, что в Шанхае, в отличие от Бразилии, не смог противопоставить им что-либо серьезное. Досадно и то, что в Японии у меня были шансы выступить еще лучше, однако их перечеркнул один из пит-стопов, который слишком затянулся. Это стоило мне одного места.

-Поговорим о резине. Пять лет подряд вы становились чемпионом мира на покрышках фирмы Bridgestone, на которых продолжаете ездить и сейчас...

- Раньше в "Формуле-1" существовала монополия на резину, поэтому было не важно, хороши ваши покрышки или нет, так как они у всех были одинаковы. Но с появлением конкуренции в этой области ситуация изменилась. Думаю, во многом благодаря сотрудничеству "Феррари" с японцами мы смогли столько раз выиграть чемпионат.

-Это сотрудничество охватывает уже более сотни "Гран-при". Какой из них произвел на вас самое больше впечатление?

- Затрудняюсь выделить какую-то одну или даже несколько гонок. Но гораздо важнее, на мой взгляд, то, что после каждого этапа партнеры из Bridgestone внимательно выслушивали все наши замечания, касающиеся резины, и быстро реагировали на них. Так что успехи приходили к нам отнюдь не по счастливой случайности, а в результате кропотливого исследовательского труда обеих сторон. Я не хочу сказать, что теперь, когда успехов нет, мы не работаем. Все идет своим чередом, и, уверен, наступит день, когда мы снова сможем быть счастливы тем, что связали свою судьбу с японцами.

-Может это произойти уже в будущем году?

- Без сомнения, мы снова хотим побеждать. В 2006-м вступят в силу новые правила, касающиеся моторов, которые, думаю, не совсем нам на руку. Но в конце концов все будет зависеть от нас самих, от партнеров из Bridgestone, от нашего сотрудничества. Если мы сможем решить стоящие перед нами проблемы, то снова превратимся в реальную угрозу для конкурентов. Верю, что так и будет.