Газета Спорт-Экспресс № 239 (3916) от 18 октября 2005 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

18 октября 2005

18 октября 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

БОРЩЕВСКИЙ НАЧИНАЕТ РАБОТУ В РОССИИ МАТЧЕМ СО "СПАРТАКОМ"

Вчера после своего первого матча в роли главного тренера "Локомотива-2" в родном для него дворце спорта "Сокольники" Николай Борщевский дал интервью корреспонденту "СЭ".

НЕУДАЧНЫЙ ДЕБЮТ НЕ СМУТИЛ

- Что и говорить, непривычно находиться здесь в качестве гостя, - признался Борщевский. - Не думал, не гадал, что именно тут пройдет мой тренерский дебют. Но так сложилось. Что поделаешь, в жизни всякие сюрпризы случаются...

-В том числе и неприятные. А поражение в первом же матче, скорее всего, относится именно к таким. Можно ли говорить о разочаровании?

- Радости уж точно не испытываю. Проигрывать не любил никогда, к этому и ребят приучить хочу. Пока серьезных выводов из поражения не делаю и никого персонально ругать не стану. Скажу только, что "Спартак" мне понравился. Дебют не удался, но ничего страшного в этом не вижу.

-В суперлиге сейчас только два главных тренера не старше 45 лет. Какую-то тенденцию в этом видите?

- Мне трудно судить, ведь я слишком много времени не был в России. Надо присмотреться, и тогда, думаю, смогу ответить на ваш вопрос.

-А в Канаде как в этом плане?

- На возраст тренеров внимания не обращал. К тому же я варился больше в юниорском хоккее, а не в НХЛ и не вникал во многие детали. Мне ближе других клубов был "Торонто", а там Куинн тренирует, которого молодым никто ведь не назовет. И Робинсона, возглавляющего "Нью-Джерси", тоже.

Я - МАКСИМАЛИСТ, НО ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

-Приняв предложение работать в первой лиге, вы наверняка собираетесь не ограничиваться этим, а со временем возглавить клуб суперлиги?

- Считаю себя по натуре максималистом и, конечно же, хочу расти. Но никогда далеко не загадываю. Сегодня думаю только о "Локомотиве-2".

-Игровая карьера у вас получилась завидная. Но все же не столь впечатляющая, как ожидалось...

- Действительно, в юношеском, молодежном возрасте я забивал довольно много, всегда был на виду, и мне прочили место в первой сборной в ближайшее время. Однако путь в главную команду страны оказался длинным. Естественно, я все время задавался вопросом: почему? И пришел к выводу, что "Динамо" со своим силовым стилем - не моя команда, в ней я не могу полностью раскрыться. Тогда и решил перейти в "Спартак", где упор всегда делался на хитрость, комбинационность. Уверен, что поступил правильно. Ведь только после этого я заиграл по-настоящему, поверил, что ничему не разучился, а такие мысли нет-нет да приходили в голову. И все свои лучшие сезоны я провел именно после перехода в "Спартак".

-"Динамо" вы отдали 6 лет. Выходит, эти годы прошли зря?

- Ни в коем случае. Играть, тренироваться рядом с такими звездами, как Александр Мальцев, Валерий Васильев, - уже счастье. А первыми моими партнерами по тройке были Володя Голиков и Володя Семенов, у которых я многому научился. В "Динамо" набрался опыта, и без того багажа, что там получил, не было бы прогресса потом.

-А не обидно, что ушли из "Динамо" как раз перед тем сезоном, в котором бело-голубые после 36-летнего перерыва стали чемпионами страны и еще три года удерживали этот титул, тем более что завоевать золотую медаль вместе со "Спартаком" вам так и не удалось?

- Отсутствие в своей коллекции такой медали считаю, конечно же, минусом. Но досады, что разминулся с ней, нет. Вместе со "Спартаком" я завоевал две награды - серебряную и бронзовую и знаю, что они мои по праву, а это очень важно. Лучше серебро, но то, в которое ты внес немалый вклад, чем золото, завоеванное в основном усилиями других людей.

ВЕРИЛ, ЧТО В НХЛ НЕ ЗАТЕРЯЮСЬ

-Когда вы отправлялись за океан, многие не верили, что со своими небольшими габаритами вам удастся себя проявить.

- Мне об этом часто говорили, и я благодарен тем, кто искренне хотел дать добрый совет. Но в своих силах был уверен - 27 уже к тому времени исполнилось. Сложившийся человек, ситуацию оценивал трезво. Действительно, тенденция была такова, что предпочтение отдавалось крупным игрокам, их в основном и выбирали на драфте под первыми номерами. Хоккеистам с моими габаритами нелегко в жесткой игре, но ведь не только в НХЛ - во всем мире так. И что тогда делать - бросать любимое занятие? Зачем, если можно брать верх за счет других качеств - маневренности, хорошего катания, голевого чутья? Считаю, мне удалось это доказать.

Первый же мой сезон в "Торонто" сложился успешно - я забросил 36 шайб, сделал 47 результативных передач, а команда после долгого перерыва добралась до полуфинала Кубка Стэнли. Все шло как нельзя лучше, и, может быть, я еще долго там играл бы. Но, начиная со второго сезона, меня стали преследовать серьезные травмы, и все в карьере как бы повернулось в обратную сторону.

-После одной из травм - разрыва селезенки - стоял даже вопрос о досрочном уходе из хоккея?

- Было такое. Много я за то время передумал и решил, что в принципе могу еще поиграть, а желание-то было огромным.

-Но ведь и риск немалый?

- В общем-то да. Но я считал, что самое страшное позади. Ведь правильный диагноз мне не сразу поставили, и я успел много крови потерять. Хорошо, что вовремя рядом оказался врач, которого просто пригласили на хоккей. Он и определил разрыв селезенки, а потом делал мне операцию. После такого ничего уже бояться не будешь.

Вот только в клубе на меня после травмы с опаской смотрели. И особенно, как я понял, не хотели видеть у себя - мало ли, мол, что случится. Но я все же поиграл еще - и в НХЛ, и в России. А теперь вот снова свою страну как бы заново познаю...

Сергей ЧУЕВ