Газета Спорт-Экспресс № 190 (3868) от 22 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 7

22 августа 2005

22 августа 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Сегодня арбитражный комитет ФХР/ПХЛ соберется по "делу Грабовского" в четвертый раз и должен вынести окончательный вердикт.

В преддверии этого события свое мнение высказывает глава профсоюза российских хоккеистов.

Анатолий БАРДИН: "ЕСЛИ ВСКРОЕТСЯ ПОДЛОГ КОНТРАКТА,
ЭТИМ ДЕЛОМ ЗАЙМУТСЯ СОВСЕМ ДРУГИЕ ОРГАНЫ"

-Ваш профсоюз существует уже не первый день, и многие ждали, что вы сыграете в "деле Грабовского" определенную роль. Почему решили вступиться за хоккеиста только сейчас? - вопрос Анатолию Бардину.

- Мы долго и тщательно изучали это дело: оно оказалось очень интересным. Вроде бы наличие двух контрактов по регламенту автоматически предполагает дисквалификацию. Но сейчас к нам обратился за помощью сам Грабовский, и в понедельник, надеюсь, мы сможем присутствовать на заседании арбитражного комитета с юристом профсоюза, разобраться в деталях случившегося и по возможности вмешаться.

Хочу подчеркнуть, что мы не будем представлять ни интересы "Динамо", ни интересы "Ак Барса". В наши задачи входит лишь защитить интересы самого игрока. В последние дни я много общался с ведущими членами профсоюза - лучшими хоккеистами нашей страны, - и все они в таком же недоумении: почему молодого талантливого парня собираются лишить работы на два года и тем самым потерять его для российского хоккея?

Да, человек должен отвечать за свои действия. Но когда молодого парня очевидным образом вводят в заблуждение - это уже совсем иная ситуация. Похоже, мы имеем дело даже с подлогом. И если то, что рассказал нам Грабовский, соответствует действительности, в обиду мы его не дадим.

-Если бы сам Грабовский не обратился к вам за помощью, последовали бы какие-нибудь действия со стороны профсоюза?

- Здесь ситуация двоякая. Если игрок к нам не обращается, то самим встревать в его дело, согласитесь, несерьезно. С другой стороны, если хоккеист - член профсоюза, то вступиться за него мы обязаны. В случае с Михаилом все совпало: он и член профсоюза, и обратился к нам сам.

-Не сталкиваетесь с тем, что игроки психологически еще не привыкли к тому, что в России есть профсоюз и обратиться к вам за помощью многим попросту не приходит в голову?

- С этим, не буду скрывать, мы сталкиваемся. При создании профсоюза проблем не возникало: в тот момент у нас играли десятки энхаэловцев, которые прекрасно знакомы с деятельностью профсоюза и сами написали заявления о желании в него вступить. С нашими же, естественно, приходится вести разъяснительную работу. Увы, в сознании нашего человека слишком давно укоренилась подозрительность, что его на каждом шагу могут обмануть.

Но сейчас мы провели необходимую подготовительную работу: разослали ребятам наш устав и прочие документы - в ознакомительных целях. Не сомневаюсь, что в ближайшее время основная масса игроков станут членами профсоюза. Да, почти у всех есть агенты, но мы готовы сотрудничать и с ними.

-Каким образом вы намерены встать на защиту хоккеиста? Не боитесь, что вмешательство после того, как были заслушаны все заинтересованные стороны, может оказаться запоздалым?

- Хочу заметить, что очень рад тому, насколько досконально это дело изучалось в арбитражном комитете: каждое новое заседание вскрывало новые обстоятельства. Доволен и тем, что лига отказалась рассматривать "дело Грабовского" и вернула его в арбитраж. Во-первых, на коллегии суперлиги у каждого президента свой интерес, и там могла бы случиться никому не нужная конфронтация. Во-вторых, арбитражный комитет для того и создан, чтобы решать подобные вопросы. В-третьих, если обнаружится, что с одной из сторон действительно имел место подлог документов, - возникнет серьезнейший прецедент, который не только может, но и должен повлиять не на самого Грабовского, а на ту организацию, со стороны которой подлог имел место.

На месте этих людей я бы сейчас всерьез задумался над тем, какими последствиями для них все может обернуться. Профсоюз выступает с позиций государственных законов, прав и устоев, а противоправные действия государством всегда караются.

-"Динамо" устами своего главного тренера Владимира Крикунова утверждает, что на Грабовского, равно как и на его агента Михаила Лукина, было оказано недопустимое давление со стороны вице-президента "Ак Барса" Равиля Шавалеева и что контракт игрока с казанским клубом является фальшивкой. Если данные утверждения соответствуют действительности, чем это чревато для казанского клуба?

- В таком случае всеми вопросами будет заниматься уже не арбитражный комитет, а совсем другие государственные органы. Тогда "дело Грабовского" сразу превратится в "дело о подлоге". Но профсоюз - не законодательный и не карающий орган. Мы лишь констатируем факты и помогаем хоккеистам отстоять свои права.

-Согласны ли с тем, что по большому счету в тупиковую ситуацию хоккеист загнал себя сам?

- В этом и есть суть разбирательства: понять, есть ли в случившемся вина хоккеиста. По сегодняшнему российскому законодательству сам по себе контракт является формой трудового договора. И, как любой договор, имеет определенную юридическую силу, а также порядок вступления в силу. Во-первых, его должны признать обе стороны: и клуб, и сам хоккеист. Во-вторых, он получает юридическую силу только тогда, когда приходит в соответствие с российским трудовым законодательством (замечу, другого на данный момент у нас нет). Любой договор помимо обязательств предоставляет сторонам еще и права. В частности, право на труд российской конституцией за человеком закреплено.

В-третьих, сама теория соглашения, закрепленная в гражданском кодексе, говорит, что в любом договоре должна присутствовать воля обеих сторон. Сам Грабовский говорит, что никакой воли или инициативы при заключении контракта с "Ак Барсом" он не проявлял. Его агент вел переговоры с рядом клубов, и это нормально: как правило, подобные переговоры ведутся с пятью-шестью клубами. Не удивлюсь, если завтра объявится еще и третий клуб, а послезавтра - четвертый, и все они будут утверждать, что у них есть контракты с Грабовским.

Поэтому нам бы в первую очередь хотелось понять: если "Ак Барс" подписал договор с этим хоккеистом, то каким образом клуб планировал этот договор реализовать. Почему в настоящее время игрок тренируется не у них, а в "Динамо"? Если "Ак Барс" настаивает на том, что договор Грабовский заключил именно с ними, выполняются ли условия соглашения? Выплачивают ли они зарплату хоккеисту с момента заключения контракта? Удерживают ли при этом единый социальный налог, подоходный налог? Если же этого не происходит, то на каком основании руководство "Ак Барса" претендует на хоккеиста? Те же самые вопросы у нас и к "Динамо": соблюдаются ли условия контракта, если таковой подписан?

Допускаю, что, поскольку кредит доверия Грабовский выдал нам не так давно, на заседание арбитражного комитета нас могут не допустить. Мы к подобному готовы. Нам в любом случае обязаны будут предоставить все документы, с которыми мы при необходимости сможем обратиться в другие инстанции для защиты прав хоккеиста.

-Какими будут ваши дальнейшие действия, если арбитражный комитет примет решение дисквалифицировать Грабовского на два года?

- Мы примем любое решение комитета, поскольку это решение ПХЛ. И в то же время готовы идти в суды Российской Федерации, добиваться проведения экспертиз и при необходимости применить все меры нашего законодательства, в том числе и уголовно-правового характера, если поймем, что имел место факт подлога.

-Грабовский - игрок сборной Белоруссии. Профсоюз готов защищать интересы легионеров?

- Членом профсоюза может быть игрок любой страны, выступающий в суперлиге. Например, Ягр недавно написал заявление на вступление. Конечно, сейчас он игрок НХЛ, но тем не менее остается членом нашего профсоюза, для вступления в который гражданство хоккеиста значения не имеет.

-Считаете ли вы необходимым присутствие на арбитражных заседаниях членов профсоюза?

- Важно не только присутствие. Мы хотим добиться того, чтобы представитель юридической службы профсоюза стал членом арбитражного комитета.

-Кого, помимо игроков, вы пригласили бы в профсоюз?

- С удовольствием хотели бы видеть действующих руководителей федераций, лиги, авторитетных специалистов, тренеров, агентов.

-Как отреагировали президенты клубов на создание профсоюза?

- Если говорить в общем, то пока никто всерьез его создание не принял. По простой причине - профсоюз пытались организовывать уже не раз.

-Были ли высказаны опасения в связи с его созданием?

- Да. Но мне эти опасения, мягко говоря, непонятны. Создавая профсоюз, мы в первую очередь помогаем самим президентам клубов. Может, кого-то наша деятельность и страшит, но это, полагаю, только от недостатка информации.

-В НХЛ все игроки, порядка 750 человек, являются членами профсоюза. Как полагаете, когда все игроки суперлиги вступят в вашу организацию?

- Не забывайте, что в НХЛ профсоюз существует много лет, а мы находимся на раннем этапе становления. Тем не менее рассчитываю, что большая часть игроков суперлиги подаст заявления уже к концу предстоящего сезона.

-Каков ваш прогноз на итог завтрашнего заседания по "делу Грабовского"?

- (Смеется.) Не факт, что нас туда пустят. В любом случае возникает интересная ситуация: лига собирается отменить свое собственное решение, ведь контракт с "Динамо" у Грабовского зарегистрирован. У "Ак Барса" нет зарегистрированного контракта. Выходит, правая рука не знает, что делает левая.

Контрактов можно заключить бесчисленное множество даже с одним игроком. Взять, к примеру, биржу: кто первым зарегистрировал сделку, тот и получает дивиденды, потому что нефть - одна, та, что в трубе. Точно такая же ситуация с хоккеистом. Есть определенная гонка среди хозяев команд, агентов, но контракт, зарегистрированный первым, является незыблемым. Вот только, по всей видимости, определенных господ это не касается. Если действительно вскроется факт подлога, вопрос следует ставить иначе: наказывать нужно не Грабовского, а Шавалеева - за грубое нарушение как регламента лиги, так и законов Российской Федерации вообще.

Марат САФИН, Павел СТРИЖЕВСКИЙ