Газета Спорт-Экспресс № 167 (3845) от 26 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

26 июля 2005

26 июля 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 17-й тур

"ТОРПЕДО" - "ДИНАМО" - 2:1

ОРАНЖЕРЕЙНЫЙ ФУТБОЛ ПЛОДОВ НЕ ПРИНОСИТ

Юрий ИВАНОВ

Лавры отчаянного экспериментатора Ивана Мичурина, не желавшего ждать "милостей от природы", что подкреплялось намерением культивировать арбуз в вечной мерзлоте, долго не давали покоя руководству "Динамо". И стремление побаловать россиян экзотическими "фруктами да овощами" в конце концов взяло свое. Элитные представители теплолюбивых стран были в массовом порядке высажены на отечественные поля. Однако выглядят пока хиловатыми. Да и ведут себя так, словно наливались соками не на пораженных игровым сорняком европейских газонах, а в комфортных оранжереях.

Буквально каждая попытка ограничить свободу их творчества вызывает у португалоязычных легионеров яростный протест. Каждый жесткий, но чистый подкат расценивается как террористический акт. Каждый свисток приравнивается к посягательству на права человека. Не на подобное, видимо, отношение к себе рассчитывали гости. Ждали, что встретят их на российских просторах с немым восторгом. Что болельщики с раскрытыми ртами будут следить за тем, как они представительствуют и фонтанируют на фоне безликих соперников. А здесь, как выяснилось, тоже играть умеют. Причем отнюдь не в свойственный им оранжерейный футбол.

Не принес он желаемого результата и в матче 17-го тура с "Торпедо". Хотя внешне выглядел привлекательно. Филигранная работа с мячом, размашистые переводы с фланга на фланг, выполнявшиеся, как правило, внешней стороной стопы, обилие финтов, "забеганий", "стенок" - все это смотрелось. Однако должного эффекта не приносило, поскольку имело место лишь в середине поля, где хозяева лужниковского стадиона позволяли играть в подобном ключе. На подступах же к собственной штрафной черно-белые работали с оппонентами плотно, и последние не находили ничего лучше, как примитивно навешивать или отправлять мяч вдоль лицевой линии низом. Один из прострелов, правда, оказался результативным. Но заслуга в этом отнюдь не динамовцев: Спахич продемонстрировал чудеса некоординированности, записав на свой счет красавец автогол.

До чего-либо острого у ворот Бородина дело в дальнейшем не доходило. Было создано несколько полумоментов, но защита торпедовцев сработала четко. Чего не скажешь об обороне "Динамо", выглядевшей непозволительно уязвимой. Панову она уже на первых минутах зажгла "зеленый" - выстроилась, как на параде, в шеренгу, что позволило оказавшемуся лицом к лицу с Березовским нападающему потрепать нервы болельщикам: мяч прошел рядом со стойкой.

Почетный эскорт тыловиков, не усвоивших показательного урока, сопровождал Панова и во время второго - как две капли воды похожего на первый - рейда к воротам гостей. Но на этот раз форвард не простил им откровенной расхлябанности. Подобным определением, кстати, можно охарактеризовать и действия обороны бело-голубых в эпизоде, когда гол забивал Семшов. Пятясь к собственным воротам, словно испуганный рак, она напрочь забыла, что игрокам с поставленным ударом категорически противопоказано давать вольницу.

Неважно, в общем, выглядела в лужниковском "парнике" португальская "рассада". Вполне вероятно, она еще приспособится к новым реалиям, окрепнет. Однако процесс этот займет немало времени. Да и не верится мне, признаюсь, что динамовским селекционерам удастся получить супервкусный плод в результате скрещивания заморского ананаса с российским огурцом. Рад буду ошибиться, но слишком уж велика в нем иноземная составляющая.

Правда, таковая ничуть не меньше и во многих других клубах. Однако собраны в них представители разных стран, школ, мотиваций. Говорить о сплоченной диаспоре, способной претендовать на автономию внутри коллектива, в подобных случаях не приходится. Отсюда и благоприятный моральный климат в целом ряде команд, их стилевое разнообразие. ЦСКА, например, являет собой образец в этом плане. Супертехничные бразильцы Карвалью и Вагнер Лав гармонично сочетаются в его составе с несколько прямолинейным хорватом Оличем и жестким боснийцем Рахимичем. Нигериец Одиа придает шарма действиям прагматичной обороны. А такие разносторонние исполнители, как, скажем, россияне Жирков и Игнашевич, связывают армейский интернационал воедино. Переломить его мало кому сейчас удается. И даже относительный спад в игре красно-синих не мешает им набирать очки. В минувшем туре поставщиком таковых стала прозябающая внизу таблицы "Томь". А впереди встреча с ушедшим в отрыв "Локомотивом", которая многое расставит по своим местам.

Железнодорожники, кстати, по степени сбалансированности недалеко ушли от главного конкурента. Легионеров из дальнего зарубежья в их рядах почти не осталось. Те же, которые имеют твердое место в составе, доверие тренеров оправдывают. Бразилец Лима, к примеру, отрабатывает авансы с лихвой. Да и малавиец Каньенда, похоже, обретает уверенность. В матче с "Москвой" по крайней мере новичок смотрелся гораздо лучше, нежели в дебютной встрече с "Томью". Что накануне лигочемпионских баталий внушает определенный оптимизм.

Чего не скажешь об игре "Спартака", демонстрирующего атакующий, но слишком уж примитивный футбол. В Казани, к примеру, тщетно пытавшиеся проникнуть в святая святых хозяев москвичи не нашли ничего лучше, как прибегнуть к неподготовленным ударам издалека и картинным падениям в штрафной, предполагавшим назначение пенальти. Ни о какой продуманности атак и речи не шло. Чему есть причина - на определяющую многое, если не все, роль плеймейкера в составе красно-белых никто в настоящее время не тянет. Титов качества ассистента основательно подрастерял. Аленичеву столь сложное амплуа тоже пока не под силу. Вот и летали мячи от защитников к нападающим, минуя среднюю линию. Быстрый переход из обороны в атаку вроде бы место имел, но осуществлялся без выдумки, что существенно облегчало жизнь игрокам "Рубина", строго действовавшим на последнем рубеже.

Клуб этот, в свою очередь, к зарубежной экзотике неравнодушен. Но в легионерах разборчив плюс в пристрастном отношении к представителям какой-либо одной страны замечен не был. Отсюда во многом и боевитый, далекий от "оранжерейного" футбол.