5 июля 2005

5 июля 2005 | Хроника

ХРОНИКА

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" и INTERSPORT ПРЕДСТАВЛЯЮТ

ЛУЧШИЙ СПОРТСМЕН РОССИИ

Ирина ЧАЩИНА - №1 В ИЮНЕ

"ХОДИТЬ НА КАБЛУКАХ МНЕ ЗАПРЕЩЕНО"

В Хорватию на тренировочный сбор российских гимнасток-"художниц" Ирина Чащина не поехала. По телефону объяснила коротко: "Залечиваю травму ноги. Интервью? Давайте встретимся в воскресенье - у меня будет выходной день".

- Ирина, вы так часто в последнее время говорите, что этот сезон станет для вас последним, что кажется, сами себя в этом убеждаете. Зачем?

- На самом деле решение еще не принято. Просто я стараюсь жить сегодняшним днем. Ставлю себе задачу на день, на неделю, но не пытаюсь заглядывать слишком далеко вперед.

-Это связано с травмой?

- Ни с чем не связано. Просто много раз видела, как другие спортсмены расписывают свою карьеру на годы вперед, а на деле все получается совсем иначе. Поэтому и не хочу ничего планировать.

-Чем объяснить, что в ходе недавнего чемпионата Европы вы допускали непривычно много ошибок?

- Это был первый старт после Олимпийских игр, поменялись все программы, стало сложнее, появилось больше риска. Плюс ответственность. Выступали ведь не только за себя, но и за команду. Принято считать, что Россия в любом составе сильнее всех, но соперницы-то были более чем серьезные.

-А вас не удручает, что новые требования к правилам сделали художественную гимнастику в некотором роде стандартной? Все повторяют одни и те же связки, элементы. Идея программы, выбор музыки уходят на второй план. Признаться, когда на чемпионате Европы вам в упражнении с мячом включили другое сопровождение, я даже подумала, что в свете новых правил в этом нет ничего страшного.

- Такие вещи все равно сбивают. На программу настраиваешься заранее. Знаешь, где какие акценты расставить. К тому же музыка, которую мне включили, оказалась заметно медленнее той, с которой я должна была выступать. Пришлось на ходу импровизировать, добавлять какие-то танцевальные движения - как мы говорим, "водичку". Хотя многие так и не поняли, что произошло.

-А что чувствовали вы?

- Подумала: "Господи, за что мне снова эти испытания?" Как будто кто-то сверху постоянно проверяет, на что я вообще гожусь.

-Подобные сбои с музыкой в художественной гимнастике - редкость?

- Разное бывает. Помните, как на Играх в Афинах остановилась музыка у российских синхронниц? Я смотрела тот финал, и мне показалось, что девочки подсознательно были готовы к такому повороту событий - не растерялись. В нашем виде спорта похожее тоже случается. В таких случаях сразу, как правило, реагируют зрители - начинают хлопать, поддерживать. Иногда музыку путают - как это произошло во время моего выступления. Есть правило: пока гимнастка не начала двигаться, музыку можно поменять. В этом случае судьи дают возможность спортсмену передохнуть, прийти в себя и выйти на ковер еще раз. Но если сделано первое движение, то вариантов два: либо довести комбинацию до конца, либо получить нулевую оценку.

-Ваши комбинации всегда выглядели иначе, чем у большинства соперниц. Вы намеренно пытаетесь уйти от общепринятых стандартов?

- Пожалуй, нет. От природы у меня нет каких-то выдающихся данных - только прыжок. Историю, как дедушка привязывал мне к ногам мешочки с дробью и заставлял прыгать, знают уже, наверное, все. А над растяжкой приходилось работать много. Даже комплексовала, что не такая гибкая, как другие. Тренер постоянно меня гнула, растягивала, да и сама я часами сидела на "шпагатах" - очень хотелось добиться результата. Одновременно с этим мы с тренером старались включать в программы как можно больше оригинальных находок.

Раньше таким элементам присваивали имена гимнасток. "Свои" изюминки были у Алины Кабаевой, Ляйсан Утяшевой, да и у меня тоже - поднять ногу в шпагате в сторону и опуститься на колено. Но потом я разбила колено и пришлось от этого элемента отказаться.

Вообще же, заметила такую закономерность: те, у кого хорошая природная растяжка, как правило, не могут похвастать высокими скоростными качествами. А по сегодняшним требованиям, лучше иметь скорость. Нет времени красиво ходить, красиво поднимать ноги, принимать какие-то позы. Надо сделать 25 - 30 элементов за полторы минуты. Поэтому даже тренеры говорят: "Вдохнула, сделала комбинацию и только потом - выдохнула".

-Мне приходилось в спортивные времена бороться с недостатком гибкости, поэтому хорошо представляю, насколько мучительным может быть этот процесс. Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: "Ради чего?"

- Задавала часто. А вот ответа не нашла до сих пор. Сначала была мечта стать мастером спорта. Потом стала ездить на соревнования, появились первые медали. А в 1999-м меня пригласила в сборную Ирина Александровна Винер, и я начала понимать, что могу стать чемпионкой мира. И что хочу этого.

Был момент, когда мне казалось, что я готова уйти из гимнастики. Во время дисквалификации. Этот период морально было настолько тяжело пережить, что меня постоянно разрывали внутренние терзания. С одной стороны казалось, что продолжать уже не имеет смысла, а с другой - я понимала, что просто не могу все бросить, раз уж шла к результату всю жизнь. Сейчас порой думаю: если бы действительно тогда бросила гимнастику, никогда себе этого не простила бы.

-Что было более унизительным - дисквалификация или необходимость вернуть медали, завоеванные на чемпионате мира?

- А вы знаете, что Симона Пейчева, которая автоматически стала чемпионкой после того, как нас с Алиной дисквалифицировали, привезла эти медали на следующий чемпионат и сказала, что не считает возможным оставить их у себя, потому что они достались ей таким вот образом. Мне кажется, Симона поступила правильно. Я бы тоже не смогла взять чужую медаль. А вот сама дисквалификация... Первые две недели - мы тогда находились на сборе в Испании - были просто страшными. Спасибо родителям, тренеру, Ляйсан Утяшевой, с которой мы всегда были близкими подругами, - они невероятно помогли мне выбраться из этого состояния.

Ляйсан не оставляла меня ни на минуту. Поднимала ночью, когда видела, что я не сплю, и тащила на улицу, чтобы я смотрела на звезды. Уверяла, что жизнь на этом не заканчивается.

Понемногу я успокоилась. Труднее всего было заставлять себя тренироваться, зная, что не имеешь права нигде выступать. Ирина Александровна (Винер. - Прим. Е.В.) сумела организовать для нас с Алиной три старта с показательными выступлениями. И сама возможность появиться на публике очень нас поддержала.

Собственно, тогда я пересмотрела всю свою жизнь. Поняла, что спорт - это далеко не все. Сейчас могу сказать, что выступаю прежде всего для себя, для тех зрителей, которые хотят видеть меня на ковре. Когда люди после соревнований подходят и благодарят за выступление, это дает такой заряд энергии...

-А после Олимпийских игр, где вы проиграли Алине Кабаевой, у вас не было похожего состояния депрессии?

- Было. На самом деле я довольна тем, что сумела не растеряться после того, как у меня в Афинах из-за кондиционера завязалась лента. Заставила себя собраться и продолжить выступление.

Знаете, когда я была на Играх в Сиднее и сидела на трибуне в качестве запасной, мне, с одной стороны, страшно хотелось выступать. Но с другой - прекрасно понимала, что не дай бог действительно придется кого-то заменить - настолько сильным был стресс. Тогда я отчетливо поняла, что мое время просто не пришло. В Афинах же я сделала все - вопреки неожиданным проблемам. Опустошение, которое я затем испытала, возможно, шло от понимания того, что цель, к которой шла много лет - попасть на Олимпиаду и завоевать медаль, - достигнута.

-Во многих видах спорта тренеры стараются "развести" прямых конкурентов, не позволяют им без крайней необходимости находиться в одном пространстве, чтобы попусту не тратить нервную энергию. Вы же не только постоянно тренируетесь вместе с Алиной Кабаевой, но в Афинах даже жили в одном номере. Это не мешает?

- Я не думаю об этом. То, что происходит в зале, совершенно не мешает нам с Алиной нормально общаться. Просто тема спорта в этом общении отсутствует. А что касается тренировок, так соседство даже подстегивает. Иногда ленишься, но достаточно увидеть, как работает соперница, и лень мгновенно уходит. Знаю, у Алины такое тоже бывает.

Хотя если бы у меня была возможность выбора, я бы предпочитала жить в одноместном номере. Иногда хочется побыть одной, подумать. Наверное, Алина сказала бы вам то же самое.

-Получается, год назад на чемпионате Европы в Киеве, где вам с Кабаевой выделили персональных телохранителей, вы должны были чувствовать себя и вовсе дискомфортно?

- Скорее было непривычно. Но тренеры убедили нас в том, что это необходимо, - боялись эксцессов со стороны болельщиков. В результате все пять дней соревнований нас с Алиной возил специальный автобус, а в гостинице не разрешалось даже спускаться в ресторан - всю еду приносили прямо в номер.

-Что за травма мучает вас сейчас?

- Обычное растяжение, ничего серьезного. Художественная гимнастика вообще-то не очень травматичный вид спорта. Если не считать растяжений и ушибов, которые бывают у всех без исключения. Ведь основная нагрузка приходится на ноги.

-Я удивилась, прочитав, что Кабаева не выступала в заключительном шоу чемпионата Европы из-за того, что подвернула ногу, когда ходила на каблуках. Вам разве это позволяется?

- Ограничения, конечно, есть. Не ходить на каблуках, не садиться за руль перед соревнованиями, не выскакивать на улицу с мокрой головой, не стоять возле кондиционера... Дело даже не в том, что это запрещено. Я и сама стараюсь избегать любого ненужного риска заболеть или получить травму. Когда столько лет работаешь на результат, невольно стараешься учесть все мелочи. Я, например, после того, как мой багаж однажды потерялся в аэропорту, всегда беру в салон самолета купальники, предметы и диски с музыкой.

-С купальниками и музыкой понятно. А предметы-то зачем? Они же все стандартные.

- Стандартные, но у каждого свои. Есть такая примета: никто другой не должен трогать перед стартом те предметы, с которыми тебе предстоит выступать. Они обладают энергетикой, словно одушевленные. И с ними нельзя плохо обращаться. Я в это верю. И никогда не брошу мяч со злостью.

-Это правда, что вы хотите стать спортивным психологом?

- Мне действительно интересна эта профессия. Люблю смотреть на людей в метро. У одних по лицу сразу видно, о чем человек думает, что его беспокоит. У других - непроницаемая маска. Мне кажется, я могла бы помогать тем, кто придет в гимнастику после меня. Чтобы они не повторяли моих ошибок. Хотя считаю, что, если человек сам себя внутренне не соберет, ему никакой психолог не поможет.

Например, сама я на соревнованиях концентрируюсь совершенно по-особому. Стараюсь в этот момент абстрагироваться от всех.

-А как относитесь к перспективе работать тренером?

- Вряд ли получится. Я же вижу, скольким жертвуют наши тренеры, изо дня в день сидя в зале. Очень уважаю их труд, но сама, наверное, так не смогла бы.

-А может, дело в другом? Чего стоит знаменитый девиз Винер "Не жрать!". Вам не приходит в голову, что тренерские методы, которые в ходу в российской художественной гимнастике, на самом деле не такие уж и правильные?

- Думаю, что иначе нельзя. В той же Америке спортсмены привыкли заниматься от и до - в рамках того времени, за которое они платят. Там действительно не крикнешь на ученика, если он недостаточно работает или набрал лишний вес. У нас же все направлено на достижение результата. В этом отношении Новогорск - идеальное место для работы.

Если бы наша жизнь не была подчинена столь жесткому режиму, таких результатов, которые есть у России в художественной гимнастике, мы не добились бы никогда.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Прямой эфир
Прямой эфир