5 июля 2005

5 июля 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 14-й тур

"МОСКВА" И МОСКВИЧИ

Павел НОВИКОВ

Затертый штамп о "пятом колесе в московской футбольной телеге" уже давно потерял свою актуальность. Во-первых, заклейменный некогда этим эпитетом "Локомотив" постепенно превратился в одно из ведущих "колес". А во-вторых, этих самых "колес" в столице уже давно шесть.

Шестым, превратившим "телегу" в своеобразный "вездеход", стал образованный в 1997 году "Торпедо-ЗИЛ". На то, чтобы выйти в высший дивизион, новорожденному хватило четырех сезонов. Впрочем, таковым дебютант высшего футбольного света считать себя категорически отказывался, намекая, что именно он является законным наследником того самого, автозаводского "Торпедо". За которое играла легенда советского футбола Эдуард Стрельцов и которое в далеком 65-м выиграло единственный в своей истории титул чемпионов СССР.

И началось... За спорами, какой из двух клубов "торпедистее", был сломан частокол копий, пролиты литры чернил, начислены гонорары за тысячи газетных и журнальных строк. Одни ссылались на сугубо юридический аспект: мол, извольте заглянуть в документы о приобретении клуба АО "Лужники". А что написано пером, да еще и печатью скреплено... Другие козыряли местом прописки и тем, что должность почетного президента в их клубе занимает Валентин Иванов - торпедовец до мозга костей. Не забыли оба клуба и памятники Стрельцову установить. Каждый на своем стадионе. Вот только на каком-то этапе все эти споры и взаимные выпады - как на уровне болельщиков, так и руководителей клубов, - стали больше напоминать паниковско-балагановское: "А ты кто такой?.."

Именно поэтому главной заслугой руководства клуба с Восточной улицы последних лет лично я склонен считать отказ от торпедовского брэнда и смену "вывески". Впрочем, вполне допускаю, что с моей точкой зрения (а именно со словом "отказ") не согласится ни клубная администрация, ни многие болельщики "горожан". Аргументы будут просты и логичны: "торпедовская" тренировочная база в Мячкове и стадион "Торпедо" имени Эдуарда Стрельцова по-прежнему являются для "Москвы" родными, а 9-й "стрельцовский" номер традиционно отсутствует в заявке клуба. Да и в речевках болельщиков на трибуне (на которой, кстати, красуется слово "Торпедо") имена собственные "Москва" и "Торпедо-ЗИЛ" встречаются с приблизительно равной частотой. Хотя последнее, на мой взгляд, является в большей степени данью ностальгии. По тем временам, когда на футбол нынешних фанатов приводили за руку отцы, а деревья на Восточной улице были гораздо выше, чем сейчас.

Кстати, и сегодня многие болельщики "Москвы" приходят на "Торпедо" с родителями. Есть у клуба такая акция: приди на стадион с мамой, получишь бесплатный билет. И это далеко не единственный шаг, предпринятый руководством черно-гранатовых (вместе с названием команда поменяла и цвета) для привлечения на трибуны народных масс. Ведь для клуба с амбициями "Москвы" 4-5 тысяч зрителей - удручающе мало. "Москвичи" это понимают, а потому стараются вовсю. В Юго-Восточном административном округе столицы не осталось, наверное, ни одной общеобразовательной школы, которую не посетили бы игроки команды Валерия Петракова, чтобы провести мастер-класс и раздать приглашения на матчи. При каждой из этих школ организованы филиалы Клуба болельщиков ФК "Москва". Некоторые даже имеют свои сайты в интернете!

Словом, работа с болельщиками, о необходимости которой в один голос твердят президенты всех клубов, поставлена на широкую ногу. Хотя понятно, что у искушенных поклонников "Спартака" или ЦСКА все это вызывает в лучшем случае снисходительную улыбку. Но ведь и Москва (без всяких кавычек) не сразу строилась. Сменив название, руководство ФК "Москва" взяло на себя ответственную и чрезвычайно сложную миссию: вырастить новое поколение болельщиков. Практически с нуля. А для этого потребуются поистине колоссальный запас терпения, а также весомые достижения на футбольном поле. Справятся ли "москвичи" - покажет время. Пока, во всяком случае, они идут в правильном направлении.

Прямой эфир
Прямой эфир