Газета Спорт-Экспресс № 92 (3770) от 26 апреля 2005 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

26 апреля 2005

26 апреля 2005 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

56-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Четвертый этап. "ГРАН-ПРИ САН-МАРИНО"

Ральф ШУМАХЕР: "БРАТ ВЫХОДИТ ИЗ КРИЗИСА"

Борис ТОСУНЯН

из Вены

Начало сезона-2005 складывается нетривиально: вместо привычного доминирования Скудерии "Феррари" мы наблюдаем решительный прорыв в лидеры команды "Рено", а также довольно уверенные и стабильные выступления "Тойоты", занимающей сейчас второе место в Кубке конструкторов.

Вклад в него двух призовых пилотов японской конюшни - итальянца Ярно Трулли и немца Ральфа Шумахера - неравноценный: первый набрал очков ровно вдвое больше второго, хотя оба, по сути, новички команды. И от Шумахера-младшего в "Тойоте" ждали большего.

В чем причина скромных результатов брата семикратного чемпиона мира? Этот и многие другие вопросы, интересовавшие "СЭ", известнейший австрийский журналист Хайнц Прюллер по нашей просьбе задал самому Ральфу - до и после воскресной гонки в Имоле.

ДО ГОНКИ

-В 2001 году вы одержали в Имоле свою первую победу в "Гран-при". Это как-то сказалось на вашем отношении к итальянской трассе?

- Конечно. Я каждый раз приезжаю сюда с огромным удовольствием. Скажу больше: автодром имени Энцо и Дино Феррари близок мне по духу. Ну не люблю я ездить на ровных, как стол, трассах, а вот подъемы и спуски обожаю!

-Как вы относитесь к стартовым неудачам своего брата Михаэля?

- Конечно, он попал в начале сезона в трудную ситуацию. Но брат из тех людей, которые не нуждаются в утешении. К тому же еще в Бахрейне я понял, что Михаэль выходит из кризиса.

-Помнится, объявляя о своем контракте с "Тойотой", вы были преисполнены энтузиазма и даже вдохновения. Чувствовалось, что вы ожидаете найти в этой команде что-то такое, чего у вас не было в "Уильямсе" Ну и как, ожидания оправдались?

- (Улыбается.) Намекаете на то, что у меня пока с очками небогато? Да, у меня сейчас непростая ситуация, но тем не менее разочаровываться я не спешу. Это ведь не шутка - перейти из команды в команду, ты как бы меняешь одну жизнь на другую. У моей новой машины абсолютно другие характеристики, поэтому мне пришлось серьезно перестроиться, даже несколько изменить свой стиль езды. Но постепенно я все больше и больше привыкаю к этому болиду.

-Что вы имели в виду, когда сказали о смене стиля езды?

- Всех секретов открывать не стану, отмечу лишь, что теперь я использую другую технику прохождения виражей, торможу в них не так, как раньше. Впрочем, это вы могли и сами заметить.

-Приходилось слышать, что болиды "Тойоты" при полном баке не слишком устойчивы...

- В начале сезона, когда мы ездили на тестах с большим весом, действительно, ходили слухи, что "Тойота" пожирает покрышки. Но это не соответствует действительности. Машина отлично сбалансирована, идет, как по маслу, с любым количеством топлива на борту.

-Тепло вас приняли в новой команде?

- Я шел туда не за теплотой, но многое мне в "Тойоте" очень по душе: люди здесь работают не только с полной отдачей, но и с большим удовольствием.

-Как складываются ваши взаимоотношения с Ярно Трулли? Вы по-прежнему считаете его отличным напарником?

- У нас с ним не возникает никаких проблем. Ярно очень приятный человек и прекрасный гонщик, которому уже многого удалось добиться. Впрочем, у меня никогда не было трудностей с партнерами, даже, пожалуй, с Монтойей. Вопреки всяческим разговорам мы с ним вполне ладили в "Уильямсе", а ведь хорошо известно, какой у этого парня сложный характер.

-Создается впечатление, что, переходя из "Уильямса" в "Тойоту", вы стремились кардинально изменить себя и свою жизнь. Например, у вас сейчас совершенно другое окружение...

- Честное слово, не стоит делать из этого каких-то далеко идущих выводов! Просто так сложились обстоятельства. Мой пресс-атташе Томас Хоффманн решил попробовать себя в другой профессии. Мой советник Даниэль Дорбринген женился, ему хочется больше бывать дома, а "Формула-1" вряд ли бы ему это позволила.

-И все равно мне кажется, что в последнее время вы здорово изменились. Стали более дружелюбным, чем прежде, раскованным. Или я ошибаюсь?

- Нет, не ошибаетесь. А произошло это потому, что работа снова доставляет мне удовольствие.

ПОСЛЕ ГОНКИ

-Ральф, вы с такими надеждами ехали в Имолу - и такое разочарование: десятое место в квалификации, восьмое в гонке, да еще и это очко у вас отобрали...

- Вы правы, я очень надеялся на Имолу, где у меня постоянно были хорошие результаты, причем и в гонках, и в квалификациях. В то же время я отдавал себе отчет в том, что "Тойота" здесь в последние годы не блистала. Правда, радует то, что команда и ее технический директор Майк Гаскойн точно знают, в чем заключаются проблемы, и усиленно работают над их устранением. Однако пока они не решены, и поэтому в пятницу у нас был тяжелый день. Нет, технических трудностей нам удалось избежать, однако было непросто определиться с настройками. В субботу к 8 утра мы нашли, как я считаю, правильное решение, и машина вела себя вполне приемлемо, причем даже на тех участках трассы, которые вызывали у нас большие опасения.

-В воскресенье вы с Трулли развернули на трассе бурную деятельность. Было видно, что вам обоим хочется во что бы то ни стало сохранить свое второе место в Кубке конструкторов. Трулли финишировал седьмым, вы - восьмым, но потом вас оштрафовали на 25 секунд штрафа за опасную езду на пит-лайн. Не чувствуете себя жертвой несправедливости?

- Шеф нашей команды Цутому Томита воспринял случившееся так же, как и я. Мы оба считаем, что в регламенте есть весьма расплывчатые формулировки, из-за чего многие другие аналогичные случаи остались безнаказанными. "Тойота" намерена опротестовать решение стюардов и тем самым заострить внимание на данной проблеме. Необходимо внести полную ясность, чтобы все гонщики четко знали, за что их могут оштрафовать, а за что - нет.

- А что, собственно, произошло?

- Я заехал на пит-лайн почти одновременно с Ником Хайдфельдом из "Уильямса", но мои механики сработали настолько блестяще, что мне удалось покинуть боксы раньше него. Когда Ник выезжал из своего бокса, мы оказались слишком близко друг к другу, и я вынудил его уступить, иначе последовало бы столкновение, которое не было нужно ни ему, ни мне. Но я не единственный, кто совершает такие маневры! Подобные ситуации были и будут возникать в боксах. Могу только еще раз подчеркнуть: команда обслуживала меня выше всяких похвал, за что я кланяюсь ей в ноги. То очко, которое у нас отняли, мы честно заслужили.

-Ваш шеф часто повторял в беседах с журналистами, что Имола для "Тойоты" - гиблое место. И хотя вы храбро сражались, счастье вновь обошло тут вашу команду стороной. А как вы сами оцениваете свое выступление?

- Старт у меня явно не получился: я сразу попал в плотную группу машин, застрял в ней и не смог сделать то, что собирался. Хорошо еще, что удалось закончить гонку впереди "Уильямсов". Отмечу также и то, что наши моторы достойно выдержали и это испытание, хотя нагрузки у них в предыдущей гонке в Бахрейне были исключительно большие. Теперь я с нетерпением жду Барселону.

-Как вы думаете, есть ли закономерность в том, что в последние пять лет в "Формуле-1" доминировала "Феррари", а теперь впереди "Рено" и "Тойота", которые сами производят и моторы, и шасси?

- Это отнюдь не случайно. Я твердо убежден, что это именно тот путь, по которому и надо идти. Собственно, поэтому я и перешел я в "Тойоту".

-Откуда такая уверенность в своей правоте?

- Не забывайте, что я шесть лет пытался добиться успеха в других местах.

-Напоследок прокомментируйте результат старшего брата. В Имоле Михаэль был неудержим...

- Он, и правда, выглядел отлично, с чем я его от души поздравляю. Но в то же время не могу не покритиковать "Феррари". На мой взгляд, эта команда поступает не слишком благородно. В то время, когда в "Больших призах" взят всеобщий курс на сокращение затрат, Скудерия ежедневно демонстративно проводит тесты с большим количеством машин на нескольких автодромах одновременно. По-моему, это некрасиво. Но к брату это не имеет никакого отношения.