Газета Спорт-Экспресс № 44 (3722) от 28 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

28 февраля 2005

28 февраля 2005 | Прыжки с трамплина

ЛЫЖИ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Вольфганг ШТАЙЕРТ: "КОЛЛЕГИ В ГЕРМАНИИ МНЕ ЗАВИДУЮТ"

Как известно, в декабре прошлого года главным тренером сборной России по прыжкам с трамплина был назначен знаменитый немецкий специалист Вольфганг Штайерт. Чемпионат мира в Оберстдорфе стал для него первым серьезным испытанием в новой роли. После завершения прыжкового турнира со Штайертом побеседовал корреспондент "СЭ".

Ровшан АСКЕРОВ

из Оберстдорфа

-В личных соревнованиях на 90-метровом трамплине Дмитрий Васильев перед вторым прыжком имел реальные шансы войти в тройку призеров, а в командных турнирах россияне стали пятыми (90-метровый трамплин) и шестыми (120-метровый), обойдя несколько сильных сборных. Рассчитывали ли вы добиться таких результатов после всего-то двух месяцев работы с нашей командой или это стало для вас неожиданностью?

- Мне, признаюсь, абсолютно не важно, какие сборные мы обошли в итоговом протоколе. Главное - как ребята выполняли прыжки и какие места заняли. Так вот результаты командных турниров порадовали. Тем более что перед началом чемпионата я сказал своим парням: займете 8-е место - уже будет здорово.

-А что помешало Васильеву пробиться в тройку лучших в личных соревнованиях?

- С техникой у Дмитрия все более или менее в порядке, что и доказала первая попытка. А вот с психологией... Получив реальный шанс выиграть медаль, Васильев засуетился, занервничал - и сделал при исполнении второго прыжка ошибки, которые лишили его места на пьедестале. Впрочем, я сильно удивился бы, если бы он уже сейчас "выстрелил". Дмитрий пропустил два года из-за дисквалификации, а в это время наш вид спорта не стоял на месте.

-Есть ли у вас способы воздействия на подопечных в таких вот стрессовых ситуациях?

- Конечно. Во-первых, в свое время я прослушал двухлетний курс педагогики и психологии в Кельнском университете. Во-вторых, у меня есть опыт практической работы с такими выдающимися немецкими прыгунами, как Ханневальд и Шмидт. Так что тонкости психологического состояния спортсменов, смею надеяться, мне известны достаточно хорошо. В то же время существует еще одна причина неудовлетворительного выступления ваших ребят в первые дни чемпионата. Дело в том, что с трамплина К-90 прыгают лишь на мировых первенствах, а на этапах Кубка мира - сплошь с К-120. Это не оправдание, а объяснение.

-Медалей от нашей команды никто в Оберстдорфе не ждал, поэтому было особенно обидно упустить бронзу, которая, казалось, была так близка...

- Безусловно. И чтобы такого впредь не случалось, нам предстоит очень серьезно работать над психологической устойчивостью всех членов команды.

-Вы еще не пожалели о том, что согласились взять сборную России?

- Ни в коем случае! Тем более что с президентом вашей национальной федерации Владимиром Славским у нас сложились доверительные и даже теплые отношения. Г-н Славский не торопит нас и готов терпеливо ждать результатов. К примеру, он поставил перед нашей командой задачу на Олимпиаде-2006 войти в шестерку.

В личном зачете по итогам будущего года я вижу Васильева в десятке лучших, а остальных - не ниже 30-го места. Это вполне реально. Вот если бы еще удалось решить одну проблему, которая очень тормозит прогресс ребят, - полное отсутствие в России современных трамплинов...

-Да, подготовить классную команду, не имея собственной базы, крайне трудно. Хотя и можно. Вот у российских бобслеистов тоже пока нет своей трассы, однако они сумели выиграть в этом году Кубок мира.

- Я ждал, что вы это скажете. И отвечу так: давайте не будем сравнивать два этих вида спорта. Судите сами: если в бобслее спортсмены бывшего СССР добивались успехов еще сравнительно недавно - в 1988 году, то в прыжках с трамплина ваш представитель завоевал олимпийскую медаль в 1968-м. А на чемпионатах мира, когда появились трамплины современной конструкции, вы вообще не выиграли ни одной награды.

Поскольку прыжки в вашей стране долгие годы были в загоне, оказались утраченными традиции, нет школы, а без этого прогресс весьма проблематичен. Да что там трамплины - у российской сборной нет даже достаточного количества квалифицированных массажистов. У одного только поляка Адама Малыша врачей и массажистов больше, чем у всей вашей команды!

Уверен, что со временем все эти вопросы будут решены. Но даже сейчас, когда ваши прыгуны только-только осваиваются в компании сильнейших, на них уже начинают посматривать как на потенциальных конкурентов. И это вселяет оптимизм.

-Как долго вы планируете сотрудничать с российской командой?

- Контракт подписан до конца 2006 года, а там будет видно. Главное, чтобы в стране все-таки построили современный трамплин.

-Что оказалось для вас самым сложным за эти два месяца работы на новом месте?

- Языковой барьер. Поэтому планирую организовать курсы немецкого языка для всех членов сборной.

-А не проще и быстрее вам самому выучить русский?

- В данном случае я руководствуюсь интересами ваших атлетов. Большинство соревнований проводится в Германии, Австрии и Швейцарии. Сильнейшие прыгуны общаются между собой на немецком. Чтобы уверенно чувствовать себя в этом мире, российские спортсмены должны как следует изучить этот язык.

-Не кажется ли вам, что приглашением одного, пусть и классного, тренера дело с места не сдвинуть? Может, имеет смысл поискать для сборной немецкого менеджера, немецкого врача, немецкого инвестора?

- Погодите-погодите! (Смеется.) Зачем же так кардинально? Ведь тогда это будет не российская команда, а вторая немецкая. Уверен, что менеджеров можно подобрать и в России. А пока мне помогает в работе лишь один врач из Германии.

-Не было ли у вас трудностей из-за различий немецкого и русского менталитетов?

- Абсолютно никаких. Мне очень нравится работать с россиянами, я чувствую себя вполне комфортно.

-Чемпионат мира проводится у вас на родине, а вы, немецкий тренер, привезли в Оберстдорф сборную России. Как к этому отнеслись ваши соотечественники?

- Когда стало известно, что я принял приглашение из России, многие мои коллеги удивились. А теперь, уверен, они мне завидуют. Потому что работать у вас - это очень большая удача. Каждый творческий человек мечтает реализовать себя в масштабном проекте. И вы предоставили мне такую возможность.

-Допустим, в борьбе за призовое место сойдутся ваш воспитанник Мартин Шмитт и Дмитрий Васильев. За кого вы будете переживать?

- Сегодня я тренер сборной России, поэтому мое сердце будет отдано Васильеву.

-На чемпионате мира наш двоеборец Сергей Масленников блестяще выступил на 90-метровом трамплине, а на К-120 улетел на 137 метров. В то же время он крайне неуверенно чувствует себя на лыжне. Может, есть смысл забрать парня из двоеборья в прыжки?

- Это очень тонкий вопрос. Масленников - лидер молодой российской сборной двоеборцев. Забрать его в прыжки - значит существенно ослабить еще несформировавшуюся команду, готовящуюся к Олимпиаде. А если Сергей не сможет прижиться среди прыгунов? Получится, что мы обескровим двоеборцев - и не обретем лидера прыжковой команды. Да и зачем вообще сеять раздор между двумя сборными одной федерации? Тем более что есть другой выход. Мы с г-ном Славским договорились о том, что, если Сергей захочет выступить в Турине и в двоеборье, и в прыжках с трамплина, ему будет предоставлена такая возможность.

-До Олимпиады в Турине - меньше года. Как будете к ней готовиться?

- По договоренности со Славским с мая этого года наша команда арендует жилье в Германии, если совсем точно - в Хинтерзальтене. Там мы и приступим к предолимпийской подготовке.

-То есть речь идет о зарубежной базе сборной России?

- Именно так. Уже выбрано жилье для прыгунов и персонала, есть договор об экипировке, выделены машины.

-Но спортсмены - живые люди. У них есть семьи. Не могут же они все время находиться за границей!

- Этот вопрос также решен. Энергии президента нашей федерации можно только позавидовать. Он договорился с авиакомпаниями о том, что ребята будут иметь возможность несколько раз в год слетать домой, в Россию, и обратно по крайне дешевым тарифам. Причем расходы на эти перелеты берет на себя федерация.

Чемпионат мира по лыжным видам спорта. Оберстдорф (Германия). Прыжки с трамплина. 25 февраля. Личное первенство. К-120. 1. Янне Ахонен (Финляндия) - 313,2 очков (141,5 м + 142,5 м). 2. Роар Льокельсой (Норвегия) - 307,2 (140,5+138,5). 3. Якуб Янда (Чехия) - 304,2 (138,0+141,0). 4. Ларс Бистоель (Норвегия) - 300,4 (137,5+143,0). 5. Рок Бенкович (Словения) - 300,0 (137,5+140,0). 6. Матти Хаутамяки (Финляндия) - 294.5 (136,5+136,0)... 22. Дмитрий ВАСИЛЬЕВ - 248,4 (128,5+124,5)... 26. Денис КОРНИЛОВ - 238,9 (125+120,5)... 32. Ильдар ФАТКУЛЛИН (все - Россия) - 116,6 (122).

26 февраля. Командное первенство. К-120. 1. Австрия (Вольфганг Лойтцль, Андреас Видхолыц, Томас Моргенштерн, Мартин Холлварт) - 1137,3 (562,4+574,9). 2. Финляндия (Ристо Юссилайнен, Тами Киуру, Матти Хаутамяки, Янне Ахонен) - 1122,9 (554,9+568,0). 3. Норвегия (Бьорн-Эйнар Роморен, Сигурд Петтерсен, Ларе Бистоель, Роар Льокельсой) - 1113,5 (551,5+562,0). 4. Словения - 1004,6 (493,8+510,8). 5. Германия - 985,6 (489,9+495,7). 6. РОССИЯ (Ильдар Фаткуллин, Дмитрий Ипатов, Денис Корнилов, Дмитрий Васильев) - 933.6 (467,2+466,4)... 11. Казахстан - 359,3... 15. Белоруссия - 186,8.