Газета Спорт-Экспресс № 32 (3710) от 12 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

12 февраля 2005

12 февраля 2005 | Футбол

ФУТБОЛ

Идея "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" определять лучшего игрока постсоветского пространства очень понравилась знаменитому грузинскому бомбардиру Рамазу Шенгелия, который в свое время дважды (1978 и 1981 гг.) признавался лучшим игроком СССР.

Рамаз ШЕНГЕЛИЯ

ЖДИТЕ НА ПОЛЕ НОВОГО ШЕНГЕЛИЯ. И ТОЖЕ РАМАЗА

-Батоно Рамаз, как вы думаете, мог кто-нибудь составить конкуренцию Андрею Шевченко?

- В минувшем году вряд ли. Шевченко признала не только Европа, но и весь мир. Он завоевал "Золотой мяч", вошел в тройку лучших в опросе ФИФА. Это раз. Андрей играет в одной из сильнейших лиг мира и в одной из сильнейших команд мира и там является лидером. Это два. Таким количеством голов в итальянском чемпионате могут похвастать очень не многие. Это три.

-А кого бы лично вы включили в тройку лучших игроков вместе с Шевченко?

- По моему мнению, это Малхаз Асатиани, который, кстати, родом из моего родного города Кутаиси, и прекрасный русский форвард Александр Кержаков. Думаю, сейчас на постсоветском пространстве эта тройка футболистов явно выделяется.

-Можете ли вспомнить, когда вас назвали лучшим игроком чемпионата Союза в первый раз?

- Я тогда был молод, мне только исполнился 21 год. И лишь второй сезон проводил в тбилисском "Динамо". Забил в том году немало - 15 голов. И в списке бомбардиров значился вторым после Георгия Ярцева, который забил на четыре мяча больше. Но тбилисское "Динамо" тогда завоевало золото советского чемпионата, и, думаю, журналисты поэтому отдали предпочтение мне - молодому перспективному игроку, стоявшему у дверей сборной СССР. Честно говоря, подобное признание стало для меня полной неожиданностью.

-Кого бы вы сами назвали тогда лучшим игроком Союза?

- В наше время играло очень много звезд. Думаю, все футболисты тбилисского, киевского "Динамо" и московского "Спартака" плюс еще добрый десяток футболистов из других ведущих клубов вполне могли заиграть в Европе в полную силу, на самом высоком уровне. Но именно в 78-м лучшим игроком, на мой взгляд, был наш капитан Манучар Мачаидзе. Хотя помню, как покойный Нодар Ахалкаци после того, как узнал о моем лауреатстве, сказал: "Сынок, твои 15 голов были бесценными для нас в этом сезоне. Благодаря им ты и стал лучшим игроком - вполне заслуженно".

-А второй раз вас признали лучшим уже в 81-м...

- Ну-у, а как же иначе? В том году наша команда завоевала Кубок кубков. Я стал лучшим бомбардиром чемпионата СССР, забил 23 гола. Но самым важным стал тот факт, что сборная СССР впервые за последние 12 лет вышла в финальную часть чемпионата мира. Именно два моих гола, забитые в Тбилиси в ворота сборной Чехословакии (после прекрасных передач Леонида Буряка), затмили все. Весь Союз в тот момент боготворил меня. Письма приходили даже из Владивостока и с Камчатки. Это был мой звездный час.

-Чем отличается форвард Рамаз Шенгелия от форварда Шевченко?

- Знаете, мы форварды абсолютно разного стиля. У меня были свои плюсы, у Андрея - свои. Но главное то, что оба мы - забивалы. Для команды не имеет значения, каким способом пересечет мяч линию ворот. Мы забивали голы, и этим все сказано.

-А в грузинском футболе вы видите нового Рамаза Шенгелия?

- Есть один молодой перспективный игрок - сын моего друга Георгий Челидзе. Ему сейчас 18 лет. Кстати, московские болельщики видели его на Кубке Содружества в составе "Тбилиси". Думаю, в скором будущем из него вырастет форвард экстра-класса. Кстати, он тоже из Кутаиси. Но вы говорите о новом Рамазе Шенгелия? Такой подрастает. Вот сейчас сидит у меня на коленях и хватается за телефон. Моему внуку и тезке сейчас два с половиной года. Конечно, много лет понадобится, чтобы он надел футбольную майку, но, уверяю вас, в этом пацане я замечаю те же качества, что были у меня. Так что можете написать: через несколько лет в тбилисском "Динамо" вновь появится Рамаз Шенгелия.

Мамука КВАРАЦХЕЛИЯ