Газета Спорт-Экспресс № 28 (3706) от 8 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 4

8 февраля 2005

8 февраля 2005 | Хоккей на траве

ХОККЕЙ С МЯЧОМ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ЗАСТОЙНЫЕ ВРЕМЕНА

В воскресенье в Казани сборная России проиграла шведам финальный матч со счетом 2:5 - и в третий раз подряд не смогла завоевать золото чемпионата мира. Два года назад в Архангельске наша команда тоже была второй, а в прошлом году в Швеции - третьей.

25-й чемпионат мира по хоккею с мячом поставил перед российскими болельщиками два традиционных вопроса: кто виноват и что делать?

Ответ на первый вроде бы лежит на поверхности - в поражении всегда виноват главный тренер. Владимир Янко на пресс-конференции после матча со Швецией признал свою вину. Большинство специалистов, присутствовавших на финале, были удивлены тактикой, избранной хозяевами. Со шведами нельзя играть в прагматичный бенди - в нем они чувствуют себя как рыба в воде.

В принципе у тренеров нашей команды не было другого выхода. Потеря Свешникова - основного и единственного плеймейкера - полностью разрушила стройность игры сборной. Но с другой стороны, подобное развитие событий следовало предвидеть и наигрывать другие сочетания. Например, на январском турнире в Финляндии. Однако туда по непонятным причинам не поехали большинство основных хоккеистов. Из тех, кто ездил с командой в Лаппеэнранту, в Казани играли лишь пятеро.

Не угадал Янко и с вратарем. По свидетельствам очевидцев, психологическое состояние Хандаева накануне финала было далеким от идеала. Как и атмосфера в команде вообще.

И все-таки нельзя сваливать поражение на одного Янко. Вину должно разделить все руководство российского хоккея с мячом. Отсутствие здоровой конкуренции в чемпионате страны, добровольные отказы клубов от выступления в высшей лиге, неявки на игры, судейские скандалы, долги по заявочным взносам и штрафным выплатам, дрязги между руководителями некоторых команд - все это сказывается и на сборной.

Можно было бы создать в России суперлигу из 12 - 14 конкурентоспособных, хорошо организованных и финансируемых клубов, имеющих необходимую инфраструктуру. У этой идеи немало сторонников, однако дальше разговоров дело не идет. Руководство федерации боится любых новшеств, предпочитая им застой.

Еще одна беда нашего хоккея - отсутствие полноценного института сборных. Янко справедливо заметил, что первая команда страны давно лишена притока "свежей крови" - после ЧМ-2001, на котором мы в последний раз праздновали победу, ни один новый игрок не закрепился в сборной. Хотя наши юношеские и юниорские команды с завидным постоянством штампуют золотые медали мировых первенств.

Почему они не доходят до первой сборной? Да потому, что ее наставники, которые за последние годы менялись с калейдоскопической быстротой, лишь на словах ратуют за омоложение, а на деле озабочены достижением результата и потому делают ставку на опытных, проверенных хоккеистов. Что остается молодым, мечтающим сыграть на чемпионате мира? Кто-то, как Бронников, принимает казахстанское гражданство. Другие пытаются попасть в "Водник", "Енисей" или "Кузбасс", откуда путь в сборную намного короче.

Самое удивительное, что президента ФХМР Альберта Поморцева происходящее ничуть не волнует. Когда на ЧМ-2005 российские журналисты, утомленные отсутствием условий для полноценной работы, пообещали Поморцеву описать все увиденное в Казани в своих изданиях, президент ФХМР ответил: то, что пишут о нем и российском бенди, его абсолютно не волнует!

Вячеслав Колосков, недавно подавший в отставку с поста президента РФС, признался в интервью "СЭ", что принял решение об уходе во многом из-за поражения сборной России от португальцев со счетом 1:7. Спрашивается, как должен поступить Поморцев, при котором сборная, выигравшая 16 чемпионатов мира из 22, затем трижды подряд терпит неудачу на этом турнире?

Что ожидает бенди в ближайшие годы? Похоже, ни о каких олимпийских перспективах речи уже нет. Если на чемпионате мира второй призер дважды громит третьего с общим счетом 24:5, другие игры заканчиваются с результатами 22:0, 20:2, 19:1 и 18:5, регламент меняется по ходу турнира (в один день матчи состоят из двух таймов по 30 минут, на следующий - по 45), зрительский интерес оставляет желать лучшего, а одни из ворот на стадионе "Трудовые резервы" постоянно норовят уехать по льду к центру поля, это никак не красит вид спорта.

Организация чемпионатов мира стала сугубо российско-шведским делом. За последние восемь лет лишь один ЧМ прошел в другой стране - в Финляндии в 2001 году. Да и тогда почти половина матчей игрались в шведской Хапаранде. Международная федерация пытается что-то придумать. Например, предлагает разбить участников следующего чемпионата мира в Стокгольме не на две группы, а на три. Но главной проблемы это, конечно не решит: пока хоккей с мячом профессионально развивается только в Швеции и России, а остальные выступают в роли вечных "студентов".

Перемен в этом раскладе, увы, не предвидится. Финляндия, Норвегия и США еще проводят свои национальные чемпионаты, а Венгрия, Голландия, Канада, Эстония вообще играют в бенди только на мировых первенствах. Я уже не говорю о таких экзотических государствах, как Индия, Монголия или Киргизия. Наконец, Казахстан, показывающий весьма высокие результаты, и Белоруссия, завоевавшая место в классе сильнейших сборных мира, не столько развивают бенди у себя, сколько черпают кадры в России. Видимо, та же участь ждет Украину и Латвию, которые, возможно, скоро выйдут на международную арену.

Сумеет ли сборная России вернуть себе утраченные позиции? За год - вряд ли. В такой короткий срок изменить ситуацию к лучшему, пожалуй, невозможно. Но ведь с чего-то надо начинать!

Владимир ЮРИН

Казань - Москва