12 января 2005

12 января 2005 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

А ГДЕ ЖЕ ЖЕНЩИНЫ?

Многие любители "Формулы-1" и не подозревают, что были времена, когда в гонках "Гран-при" принимали участие и женщины. Но вот уже более десяти лет на трассах их не видно. Почему? Что мешает представительницам прекрасного пола, как прежде, состязаться с мужчинами?

Чтобы получить ответ на эти вопросы, собственный корреспондент "СЭ" в Вене Борис ТОСУНЯН и его коллега, известный австрийский телеведущий Хайнц ПРЮЛЛЕР, провели телефонный опрос среди видных деятелей автомобильного спорта.

"Беда в том, что никто не воспринимает женщин серьезно, - заявил босс "Формулы-1" Берни Экклстоун. - Поэтому они не получают конкурентоспособных машин и, как результат, не имеют возможности продемонстрировать свои таланты".

"Когда мужчины видят, что мы лучше их, они, гордецы, обычно сжимают зубы и делают все возможное, чтобы опередить нас. В том числе и с помощью не самых джентльменских приемов", - констатировала немка Элен Лор, которая когда-то соревновалась в "Формуле-3" с самим Михаэлем Шумахером.

При этом сам Михаэль ответил, как всегда, предельно дипломатично: "Каких-либо физиологических преимуществ у гонщиков-мужчин, с моей точки зрения, нет. Все дело в принципах отбора. Возьмите 100 любых юных картингистов - среди них вы сейчас найдете, быть может, двух девочек, но не более того. Вот и получается, что кандидаток для продвижения по так называемой карьерной лестнице с каждой новой ступенькой становится все меньше и меньше. Из кого выбирать?"

"Говорю честно и от всего сердца: для меня самым светлым днем станет тот, когда женщина выйдет на старт - и ее машина получит место рядом с болидом Михаэля Шумахера! - эмоционально заверил трехкратный чемпион мира Ники Лауда. - Признаюсь, я не понимаю, почему владельцы команд не обращают внимания на женщин? Среди них есть отличные мастера! К тому же сегодня гонщицам вовсе не нужно обладать такой силой, как раньше, когда, к примеру, еще не было гидроусилителей руля. Значит, женщинам, которые, понятно, слабее нас, мужчин, теперь значительно проще управлять болидами. В связи с этим призываю представительниц прекрасной половины человечества что-то срочно предпринять. Думаю, они до сих пор выступают в низших формулических классах только из-за того, что не посвящают себя гонкам полностью: у них другие приоритеты - создать семью, рожать детей... Это, конечно, аргумент, но... Знаю из личного опыта: если надо, вы, милые дамы, можете дать фору любому из нас!"

А вот экс-чемпион мира Кеке Росберг придерживается противоположного мнения: "Физические нагрузки, которые испытывают пилоты "Формулы-1", несовместимы с нежным женским организмом. Когда Лауда заявляет, что ныне женщинам легче управлять болидами, чем раньше, он, как мне кажется, категорически не прав. Нагрузки теперь куда выше - соответственно выше и требования к гонщикам! Я знаю об этом не понаслышке: мой сын грезит "Формулой-1", и недавние исследования показали, что его физические кондиции значительно превышают мои показатели тех времен, когда я стал чемпионом мира. В общем, в возможность появления женщин на трассах "Гран-при" не верю! И считаю, что Лауда лукавит. Помню, он взялся опекать одну швейцарскую гонщицу, но являлся ее менеджером не более двух недель, после чего, видимо, поняв бесперспективность этого занятия, вынужден был поднять руки".

"Высокие скорости - не для женщин! - воскликнул Герхард Бергер. - Знаете, за исключением конного спорта я, пожалуй, не нахожу других видов, где женщины бы имели шанс победить мужчин. Между тем исключения, как известно, только подтверждают правила. Шумахеры в юбках когда-то пытались соревноваться с нами, однако даже невооруженным глазом было видно, что у них элементарно не хватает сил для того, чтобы оказывать мужчинам серьезную конкуренцию. Приведу такой пример: в скоростном спуске горнолыжник Херманн Майер опережает самую лучшую гонщицу минимум на 2 - 3 секунды. Мы разные - неужели это не понятно? Со мной вместе в 80-е годы пытались соревноваться многие женщины, но где они теперь? Отвечу: стали хорошими матерями. А все потому, что поняли: за нами им не угнаться. Просто наше строение тела, мускулатура, наконец, нервы - все это сильно отличается от того, чем обладают женщины. Да и мужества, к счастью, у нас несколько больше, чем у претенденток на наши места".

И вновь - противоположная точка зрения. "Для меня очевидно, что женщины способны справляться с болидами самого высокого класса не хуже мужчин, - заявил немец Ханс Иоахим Штук, на счету которого более 70 стартов в "Больших призах". - Когда-то рядом со мной довольно неплохо ездила итальянка Ломбарди, хоть ей и приходилось давить на педали с большей силой, чем это требуется теперь. Пора, представляется мне, создавать в "Ф-1" чисто женскую команду. При этом я мог бы предложить массу кандидатур из тех женщин, которых знаю лично. Почему бы не начать с Сары Фишер, которая два года назад испытывала "Макларен"?"

"Женщины способны на многое, но при условии, что будут уделять физической подготовке больше времени, чем мужчины, - подвел итог нашего опроса врач "Тойоты" Рикардо Чекарелли. - Да и в области психологии они не ударят лицом в грязь. Об этом говорят эксперименты, которые мы проводим. С точки зрения науки нет причин, которые помешали бы женщинам выйти на старт "Гран-при" и составить сильному полу настоящую конкуренцию. Да, есть факторы, которые в пользу мужчин: так, они способны быстрее сконцентрироваться на поставленной задаче. Но, с другой стороны, современные женщины чрезвычайно восприимчивы ко всему новому, они очень быстро учатся у мужчин. А потому уверен: тот день, когда мужская монополия в "Ф-1" будет нарушена, отнюдь не за горами!"

Прямой эфир
Прямой эфир