Газета Спорт-Экспресс № 300 (3678) от 30 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

30 декабря 2004

30 декабря 2004 | Хроника

ХРОНИКА

КОГДА ПЕТУХ СКАЗАЛ "КУ-КА-РЕ-КУ"?

Александр ГЛАНЦ

шеф-дизайнер "СЭ"

Как известно, по восточному календарю, наступающий 2005-й - год Петуха. Значит, это еще и год "СЭ" - по той простой причине, что в логотипе нашей газеты красуется именно эта птица. Но знаете ли вы, как она там оказалась? О, это занимательная история. И связана она, представьте, с... лошадью!

Дело было в июле далекого уже 1991 года. Ваш покорный слуга работал тогда дизайнером в одной газете, давно почившей в бозе, и скучал. Газета была деловая, макет ее - элементарным, так что художнику делать там было почти нечего. И вдруг - предложение от группы журналистов, которые решили создать новую спортивную газету. Название у нее уже было - "СПОРТ-ЭКСПРЕСС". И - только. Все остальное еще предстояло придумать. Ясно было одно: газета должна быть максимально яркой (при отсутствии цвета!), чтобы ее сразу узнавали среди других изданий на прилавках.

А почему бы не включить в логотип некий символ, знак, который станет отличительным знаком "СЭ", предложил мне главный редактор. Над этим стоило поломать голову. Тем более что однажды такой вот неожиданный символ уже принес мне удачу.

Еще студентом архитектурного института я принял участие в одном из часто проводившихся тогда всесоюзных конкурсов. Темой этого конкурса был проект типового сельского дома культуры. Изобрести что-то оригинальное в условиях жестких строительных норм и крайне ограниченных возможностей советской строительной индустрии 60-х годов было невозможно. Поняв, что потрясти подлунный мир архитектурным шедевром никак не удается (а так хотелось!), я в ночь перед сдачей проекта на конкурс от злости и бессилия сделал следующее: нарисовал перед своим домом культуры лошадь. Причем не какую-нибудь из бронзы, а вполне живую: мол, приехал на этой кобылке простой советский колхозник, привязал ее к колышку на специальной "парковке", а сам теперь репетирует партию Онегина.

Затем была выставка: около 150 конкурсных проектов экспонировались в залах и коридорах московского Дома архитекторов. При этом каждый зритель и член жюри волей-неволей обращал внимание на лошадь, закрывавшую значительную часть фасада клуба (с архитектурной точки зрения, надо признаться, самого банального). "Вы видели?.." - спрашивали зрители друг друга, имея в виду, естественно, не проект, а лошадь. "Ну дает!" - оценивали наглость автора члены жюри.

В результате - при прочих более или менее равных условиях - мой проект был оценен первой (!) премией.

Победила ЛОШАДЬ!

Но - вернемся к любимой газете.

Символы предлагались самые разные, но по тем или иным соображениям все они быстро отклонялись. Постепенно круг поиска сужался: стало ясно, что талисманом должно быть какое-нибудь животное. Но какое? Медведь сильный, заяц быстро бегает, козел по горам скачет - куда там альпинистам, какой-нибудь тюлень и вовсе зверь спортивный: вон как в цирке мячами жонглирует! Нет, все не то. Как вы себе это представляете - козел в логотипе?!

И тут меня осенило: ПЕТУХ! Без вариантов! Во-первых, это самая народная, можно сказать, национальная птица: нет в России такой деревни, чтобы без петуха. Во-вторых, эта птица - легендарная: сколько у нас сказок про петухов - даже сам Александр Сергеевич отдал им дань. В-третьих, петухи боевиты и не боятся драки (а юной газете предстояла настоящая драка за место под солнцем и на прилавках). И, наконец, последнее, хотя, возможно, самое главное: петух просыпается первым и незамедлительно "информирует" всех о наступлении нового дня. Прекрасный символ для "СЭ", где сразу решили: газета должна перекрыть все рекорды оперативности!

Словом, я сел и нарисовал петуха с лавровым венком на шее. И вовремя. Позвонил главный редактор и раздраженно сказал, что едет в типографию с сигнальным номером (он выходил 1 августа), а логотипа у газеты нет. Мы жили по соседству с главным, я выскочил на улицу и выложил ватман с петухом на капоте его "девятки". "Так, чувствую, и будем теперь жить - каждый день до первых петухов", - сказал главный и увез ватман в типографию.

Вот петух и оказался в логотипе. К моей радости, он коллегам сразу понравился. Они идею не только поддержали, но и развили. Вскоре в газете появились информационные рубрики "Ку-ка-ре-ку" и "До первых петухов", которые из-за невиданной по тем временам оперативности сразу полюбились читателям.

С тех пор и кукарекаем. Наш редакционный символ теперь знают не только в России, но и во многих других странах. Куда там лошади у сельского дома культуры!